В октябре 2022 года двое подростков разбили Audi Q5 и Volkswagen Vento во дворах на Обской, 2. Они заклеили домофонные камеры, но всё равно попали на видео как в момент преступлений, так и потом. Владелец Audi Q5 Антон (имя изменено) рассказал редакции 74.RU, что прошел год, а подозреваемые так и не установлены, дело пытались закрыть. История представляется масштабнее, чем просто хулиганство: Антон подозревает, что «избиение» его машины связано с конфликтом между участниками ГСК № 206 и руководством этого кооператива. Мы обратились в полицию за разъяснениями.
В результате расправы Audi Q5 получила не очень заметные, но дорогие в ремонте повреждения: независимая экспертиза установила 19 элементов под замену, включая две блок-фары стоимость более 80 тысяч каждая, капот ценой 137 тысяч рублей, решетку радиатора (71 тысяча), ветровое стекло (77 тысяч). Общий ущерб оценен в 494 тысячи рублей.
После первого преступления подростки прошли в соседний двор и разбили Volkswagen Vento. Антон считает, что это та же самая парочка и что «Венто» попал в замес случайно. Рядом стояла такая же старая Audi 100, принадлежащая одному из владельцев гаражей в ГСК № 206, Антон убежден, что целью была она.
Антон настаивает, что на причастность к его делу необходимо проверить руководство ГСК № 206, подчеркивая, что сейчас боится за свою жизнь и имущество. Он сразу же обратился в полицию, но за почти год дело не сдвинулось с мертвой точки, и последний разговор Антона с дознавателем летом 2023 года завершился фразой: «Я не обязана перед вами отчитываться». Кстати, самый популярный комментарий под первой новостью о событии был таков: «Дело тухляк, искать даже не будут».
«Начали поступать угрозы»
Антон рассказывает, что еще в 2012 году приобрел гараж в ГСК № 206 на улице Блюхера (это недалеко от бывшего поста ГИБДД в сторону Уфимского тракта). Однако впоследствии у участников ГСК и руководства кооператива возникли конфликты, связанные с установкой шлагбаумов на въезде в ГСК, с взиманием взносов и их расходованием и еще рядом причин. Участники ГСК безуспешно пытались переизбрать председателя. Конфликт достиг апогея, когда, по словам Антона, участники ГСК собрали более 500 бюллетеней и подали заявление о регистрации нового председателя, после чего в его присутствии демонтировали шлагбаумы.
— Через несколько дней стали поступать угрозы в адрес тех, кто занимался демонтажом шлагбаумов, — рассказывает Антон.
Примерно через месяц, 17 октября 2022 года, в два часа ночи подростки разбили Audi Q5 Антона. Он сразу обратился в полицию, тем более лица злоумышленников попали на камеру. По его словам, один из подростков очень похож на человека, которого часто видели в компании руководства ГСК № 206: известна его фамилия. Эти данные Антон передал в полицию.
«Опасаюсь за жизнь и здоровье»
Однако дело буксует. Еще прошлой осенью Антон написал заявление в прокуратуру и обратился к начальнику уголовного розыска отдела полиции «Советский», в ноябре 2022 года возбудили уголовное дело по части 1 статьи 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества). После этого были встречи с дознавателем — и тишина, походы к начальникам разного уровня — и снова тишина.
— В июле на очередной мой вопрос о ходе расследования дознаватель сообщила, что не обязана передо мной отчитываться, — говорит Антон. — Я понес значительный ущерб и сейчас остаюсь в полном неведении о ходе расследования. Я опасаюсь за жизнь и здоровье своей семьи и имущество.
Антон задается вопросом: почему, если в демонтаже шлагбаума принимали участие порядка десяти человек, мстить взялись именно ему? Был ли он наиболее активным?
— Нет, я думаю, они шли путем наименьшего сопротивления. Мы со вторым человеком (владельцем Audi 100) живем недалеко, и они знали об этом. А многие владельцы гаражей приезжают с Северо-Запада, где их там искать? — рассуждает он.
Антон сетует, что при большом количестве материалов, включая видеозаписи с камер, кажущееся достаточно простым дело волокитят уже год. Он планирует записаться на прием к главе ГУ МВД по Челябинской области Михаилу Скокову.
«Фактов, подтверждающих причастность, нет»
В Управлении МВД по Челябинску нам сообщили, что расследование продолжается.
— По факту повреждения автомашины отделом дознания ОП «Советский» УМВД по Челябинску возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 167 УК РФ, — подтвердили в полиции города. — В рамках возбужденного уголовного дела проводятся необходимые мероприятия, направленные на установление, задержание и привлечение виновных к установленной законом ответственности. Начальником УМВД по Челябинску расследование уголовного дела взято на контроль, даны поручения руководителям подразделений по направлениям деятельности, назначено проведение дополнительных мероприятий, направленных на раскрытие совершенного противоправного деяния и направление уголовного дела в суд.
Также в полиции пояснили, что следствие установило и опросило людей, которых подозревает в совершении преступления сам Антон, но фактов, подтверждающих их причастность, нет. Работа продолжается.
От редакции добавим, что конфликт между участниками ГСК, подробнее о котором расскажем ниже, достигает опасного накала, и вмешательство полиции просто необходимо. Обе стороны считают, что силовики недостаточно серьезно относятся к их аргументам.
Из-за чего начался конфликт в ГСК
У сторон накопилось множество претензий друг к другу, поэтому не будем приводить их целиком. В конечном счете всё сводится к обвинению что тех что других в стремлении получить контроль над ГСК и нажиться на этом. Конфликт начался после того, как контроль над кооперативом перешел к людям, которых гаражные старожилы считают пришлыми и обвиняют в попытках обогатиться за счет пустующих гаражей и взимания платы. Обе стороны многократно пытались возбудить друг против друга уголовные дела по разным эпизодам — от срезания кабеля до угроз и обвинений в клевете.
Мы поговорили со старыми участниками ГСК. Один из них на правах анонимности рассказ следующее:
— Руководство ГСК взимает ежегодную плату, куда направляются эти деньги, мы не пониманием, по сути, наш ГСК уже должен быть золотым. Мы боимся, что если нам не удастся оспорить приход к власти этой команды во главе с нынешним председателем, мы окажемся в «заложниках». Тогда они смогут выставить нам плату хоть 10 тысяч рублей в год, что они уже и пытались сделать.
Он говорит, что в принципе ежегодные взносы ГСК не обязательны и такие решения должны приниматься коллективно собственниками гаражей, а не выставляться руководством ГСК в ультимативной манере. ГСК не являются коммерческими предприятиями, подчеркивает он, и создаются в интересах собственников гаражей, а новая команда преследует свои цели.
Что касается демонтажа шлагбаума, то собственники гаражей считают, что установлены они были незаконно, полиция была предупреждена об их сносе, оборудование отправили на ответственное хранение.
«Люди рвутся к власти!»
По данным системы «Контур.Фокус», председателем правления ГСК № 206 с 24 августа 2023 года числится Александр Таскаев, к которому мы обратились с просьбой прокомментировать конфликт с владельцами гаражей. Он в первую очередь поинтересовался, о каких именно владельцах речь, поскольку, по его словам, очень часто возмущаются те, кто не имеет законных прав на гараж или не платит взносы.
— Идет судопроизводство, группа владельцев гаражей пыталась путем рейдерского захвата получить контроль с 2019 года, — говорит Александр Таскаев. — У нас есть решения судов разных инстанций (№ 2–1873/2023, № 2–209/2023), мы всё выиграли. Люди просто рвутся к власти! Пишут заявления в полицию, но лично на меня не было заявления. Сейчас мы подали в суд из-за ситуации с кражей шлагбаумов, там шесть человек ответчиков, упомянутых вами. Они это сделали, мотивируя тем, что шлагбаумы им неудобны, охрана им не нужна, и вообще не оплачивать членских взносов. Они зарегистрировали председателя по фальшивым протоколам № 68, 69, но для этого нужен был кворум в 50% владельцев плюс один, а у нас порядка 2000 гаражей. Они этот кворум не собрали, решение было оспорено. Это беззаконие и безнаказанность!
Он подчеркивает, что решение об установке шлагбаумов принималось еще в 2009 году, фактически их установили в 2011 году, чтобы ограничить доступ посторонним.
— Шлагбаумы были установлены в первую очередь для безопасности, чтобы на территорию не мог проехать посторонний, а также дабы избежать воровства, — поясняет Александр Таскаев. — Автоматические шлагбаумы работают через GSM-модуль, собственник подходит в правление и просит занести его номер либо номер родственника для открытия, IT-специалист вносит в базу номера телефонов.
«У него личная неприязнь»
Что касается дела о разбитой Audi, Александр Таскаев отвечает:
— Меня вызвали в полицию, спросили, знаю я ли про ситуацию с автомобилем Audi. Я ответил, что знаю из новостей, а именно с сайта 74.RU, так как в этой статье владелец обвинял сотрудников ГСК № 206. Меня спросили: «Как вы думаете, почему он обвиняет вас?» Я указал, что у заявителя ко мне личная неприязнь, как и ко всему коллективу ГСК № 206. На него было написано заявление по краже шлагбаумов и поломке шлагбаума, было предоставлено видео о порче имущества, видео о краже имущества (а именно шлагбаумов). Я предоставил всю эту информацию сотрудникам полиции, и видеоматериал. После чего мною было написано заявление о клевете, которую он нес в комментариях под постом о машине, а также о том, что он угрожал мне. Эти угрозы он говорил лично охране ГСК, охранник приходил в полицию и писал об этом заявление, но дело оставили без движения. Очень странно, что за его деяния он никак не наказан до сих пор. Он кричит чуть ли не на каждом шагу, что у него очень хорошие связи на Монакова (на Монакова, 2 находится отдел полиции «Советский». — Прим. ред.) и что писать на него бесполезно.
У редакции 74.RU сложилось впечатление, что полиции и городским властям стоит уделить внимание ГСК № 206, поскольку конфликт выглядит обостренным и каждая из сторон занимает непримиримую позицию. Как и в любом конфликте, наверняка возможен компромисс, но для этого необходимо содействие властей разных уровней.
Ранее мы рассказывали историю предпринимателя, который избил автомобилистов, пытавшихся ему помочь. А вот интересный конфликт в автосервисе, куда автомобилиста отправили по направлению страховой.