В России кончились деньги, дополнительно выделенные в ноябре на программу льготного автокредитования, пишет «Коммерсант». В этом году программу уже не возобновят, и, по опыту прошлых лет, ждать возвращения льготных автокредитов стоит не раньше весны. По данным издания, выделенные в начале 2023 года 5 миллиардов рублей израсходовали за 1,5 месяца, а дополнительные 1,2 миллиарда в ноябре — за пару недель. Это происходит на фоне возросшей до 15% ключевой ставки, что приводит к удорожанию автокредитов.
Программы льготного автокредитования действуют в России с 2009 года, но условия меняются. В 2023-м резко сузился круг людей, которые могут претендовать на государственную субсидию: в список вошли только работники здравоохранения и образования, а также участники СВО и члены их семей. В 2022-м программа действовала для всех желающих, а еще ранее она была адресована многодетным семьям и покупателям первого в жизни автомобиля.
Под программу попадают машины отечественного производства с высокой локализацией и ценой до 2 миллионов рублей. Из бензиновых автомобилей критериям соответствует продукция АВТОВАЗа, УАЗа и единственная модель тульского завода Haval — кроссовер Jolion. Его цена начинается от 1,85 миллиона с учетом безусловной скидки в 100 тысяч.
Участникам программы предлагают скидку в 20% при покупке бензинового автомобиля или 35% при покупке электромобиля (Evolute, «Москвич-3е»), но получение кредита через один из банков-партнеров — обязательное условие. Ранее мы рассказывали, что за счет навязываемых страховок льготные автокредиты порой не имеют смысла. При этом заемные деньги остаются важным драйвером восстановления авторынка, которое наметилось осенью 2023 года. Так, АВТОВАЗ установил десятилетний рекорд продаж.
Но если октябрь стал лучшим месяцем с начала СВО, когда было зарегистрировано 112 тысяч автомобилей, то во второй половине ноября результаты пошли на спад.