Правительство РФ запретило экспорт бензина с 1 марта по 1 сентября 2024 года, а также увеличило нормативы по отгрузке дизтоплива на биржу до 16%. Мера призвана сдержать возможный рост цен на топливо во время посевной кампании и отпусков. Розничная стоимость бензина при этом остается на стабильно высоком уровне, а биржевые цены во второй половине февраля устремились вверх, что в отсутствие мер могло привести к повторению осеннего топливного кризиса.
Стоимость бензинов достигала пика осенью 2023 года, а ряд АЗС тогда прекращал работу. После введения запрета на экспорт биржевые цены опустились, а розничная цена стабилизировалась, но существенно не снизилась. Сейчас средняя стоимость бензинов примерно на 1 рубль за литр ниже, чем 25 сентября 2023 года, но относительно весны прошлого года бензины дороже на 3,5–4 рубля.
Что касается биржевых цен, то осенью бензин АИ-95 торговался на уровне 75 тысяч рублей за тонну. После введения осеннего запрета на экспорт стоимость АИ-95 снизилась до 55 тысяч рублей, а к концу года упали еще — до 43 тысяч рублей за тонну. Сейчас, по данным СПбМТСБ, биржевая стоимость бензина АИ-95 снова поднялась к отметке 58 рублей за тонну. Она еще не достигла исторического максимума, но ощутимо поднялась. Бензин АИ-92 сейчас торгуется в районе 50 тысяч рублей за тонну. В конце года его цена падала ниже 40 тысяч рублей за тонну.
В этот раз правительство решило не дожидаться увеличения розничных цен, запретив экспорт превентивно. Эта мера не касается согласованных объемов поставок в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию.
«В цене литра больше налогов»
— Правительство снова закрывает экспорт бензина. После очередного ралли на бирже цены на топливо снова взлетели на совершенно неприемлемые для российской экономики уровни, — объясняет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — И это в «низкий» сезон, когда спрос на топливо традиционно снижается. Что будет дальше? Скоро весна, спрос на бензин начнет расти и достигнет пика летом и в начале осени. Ожидаем резкого роста цен в этот период. Чем ответит государство? Закрытие экспорта считалось самой жесткой мерой давления на нефтяников. Правительство долго угрожало ее введением, потом перешло от угроз к действию. Обрушило ли это цены на топливо? Нет, не обрушило и не могло обрушить. В цене литра доля собственно нефти, переработки, доставки, прибыли заправки гораздо ниже, чем налогов (пошлин, акцизов, сборов) в пользу государства, соотношение — примерно 30 к 70%. Если бы правительство захотело реально снижать цены на бензин, оно бы отменяло или снижало, к примеру, акциз, снижало НДС на топливо. Но этого не происходит по понятным причинам, бюджеты всех уровней сводятся с дефицитом. Впрочем, это не наше ноу-хау, в большинстве стран мира топливо облагается большими налогами.
При этом Антон Шапарин не считает принятые меры действенными.
— Что будет дальше? Дальше ряд НПЗ уйдут в сезон ремонтов, не исключены аварии и техногенные катастрофы на НПЗ. Крупный НПЗ «Лукойла» уже остановлен из-за серьезного пожара. Всё это, конечно, будет влиять на цены, — объясняет он. — Национальный автомобильный союз будет просить правительство изменить налогообложение топлива так, чтобы не пострадали региональные дорожные фонды. А вот доходами федерального бюджета можно было бы и пожертвовать, ведь низкие цены на топливо — это снижение издержек в экономике, рост активности, мобильности и потребления населения, а значит и рост экономики в других отраслях, в конечном счете — и рост бюджетных поступлений.
В Челябинске, по данным Росстата на 19 февраля, средняя цена бензина АИ-92 составляет 47,19 рубля за литр, что на 3,72 рубля за литр выше значений годичной давности. Бензин АИ-95 стоит в среднем 51,89 рубля за литр, и это уже на 4,3 рубля за литр больше, чем в феврале 2023 года. Средняя цена дизтоплива — 62,6 рубля за литр (+3,93).
В прошлом году ситуация с бензином обострилась к августу. В сентябре независимые АЗС стали жаловаться на сложности с покупкой топлива. Тогда власти анонсировали план по сдерживанию розничной стоимости бензина, включая и частичный запрет на экспорт нефтепродуктов. До конца сентября топливо пропадало даже на крупных сетях АЗС. Ограничительные меры сняли с нефтяных компаний в конце ноября.