Авто проблема Сбор по осени считают. Продажи Vesta падают, а дилеры Lada просят «придушить китайцев»

Сбор по осени считают. Продажи Vesta падают, а дилеры Lada просят «придушить китайцев»

Против повышения утильсбора выступают продавцы иномарок

Летом спрос на Lada Vesta начал падать
Источник:

Страсти вокруг утильсбора накаляются. В июле снизились продажи Lada Vesta, которая считается главным бенефициаром грядущего повышение утилизационного сбора. В пользу такого шага выступает и сам АВТОВАЗ, и объединение дилеров Lada. Но слышна и оппозиция: в частности, ассоциация российских автодилеров РОАД посчитала, что запланированный Минпромторгом рост утильсбора в течение ближайших пяти лет увеличит цену автомобиля примерно вдвое. Это резко сократит число россиян, способных купить новую машину. На этом фоне сам Минпромторг смягчил риторику и заговорил о возможном отказе от уже опубликованного (но не утвержденного) плана.

Интерес к Lada Vesta снижается

Июль оказался неплохим месяцем для авторынка, во многом из-за ожидания роста цен. Было продано 136 тысяч автомобилей, что сопоставимо с апрельскими результатами и немного не дотягивает до локального рекорда, установленного в марте 2024 года. Но спрос на Lada Vesta упал: на учет встало 9,8 тысячи машин, а отгрузки АВТОВАЗа составили 8,4 тысячи. Для сравнения: с марта по июнь продажи Vesta колебались в диапазоне 11–13 тысяч единиц, и результат особенно плачевен на фоне подросших продаж иномарок. Вероятно, именно с этой тенденцией пытается бороться руководства АВТОВАЗа, прося увеличить утилизационные сборы: если продажи «Гранты» растут (у нее нет ценовых конкурентов), то для Vesta и вернувшегося Largus китайские соперники представляют угрозу.

Источник:

Предложенный АВТОВАЗом план перекочевал в проект Минпромторга как будто без изменений. Он подразумевает регулярное увеличение утилизационного сбора до 2030-го. В ближайшие полгода его должны скорректировать дважды: в октябре 2024-го и январе 2025-го. Для большинства категорий автомобилей утильсбор за полгода вырастет вдвое, а в некоторых случаях станет практически запретительным. Например, за ввоз подержанной иномарки с объемом мотора до 2 литров придется отдать более 1 миллиона рублей, и это не считая таможенной пошлины и других платежей. В 20 раз увеличится сбор на электромобили. В длительной перспективе для новых автомобилей с объемом мотора 1–2 литра утильсбор вырастет почти в четыре раза.

Умножаем цены надвое

По словам исполнительного директора РОАД Игоря Чикина, ежегодное увеличение утильсбора резко увеличит стоимость машин:

— Цены на автомобили могут вырасти в два раза к 2030 году, по нашим расчетам. Не только из-за одного утильсбора, а в комплексе повышение цен будет примерно таким, — считает он.

Это, в свою очередь, сократит количество россиян, которые могут позволить себе новый автомобиль.

— Если в 2014 году примерно 33% граждан могли купить новый автомобиль, то по состоянию на 2023 год таких было 14–15%. С учетом увеличения утильсбора и инфляции, по нашим расчетам, к 2030 году это число упадет до 5%, — заявил Игорь Чикин изданию «Газета.Ru».

Также он задается вопросом, в чем смысл утилизационного сбора.

— Как он может быть выше стоимости производства самого автомобиля? Фактические затраты на утилизацию на порядки меньше, — говорит представитель РОАД.

«Вытеснить компании-однодневки»

Но попытки АВТОВАЗа и близких ему структур продавить инициативу продолжаются: так, Международная ассоциация дилеров (МАД), в которую входят автоцентры Lada и Chery, направила в правительство письмо с обоснованием необходимости ежегодной индексации утильсбора. Акцент при этом делается на права потребителей: по мнению МАД, в Россию идет поток машин без долгосрочной гарантии и качественного сервиса и увеличение сбора позволит вытеснить с рынка компании-однодневки. Также отмечается необходимость развития собственных производств в противовес прямому импорту машин.

Не очень ясно, кого именно в МАД называют компаниями-однодневками. Российский авторынок сегодня, помимо АВТОВАЗа контролируют четыре китайские компании: Chery, Haval, Geely, Changan и их суббренды. Весь квартет пришел в Россию давно и работает стабильно
Источник:

Минпромторг в раздумьях

На фоне этих дискуссий Минпромторг занял осторожную позицию, заявив, что окончательное решение еще не принято и ведомство продолжает анализировать текущую динамику рынка. При этом стагнирующие продажи Lada Vesta могут подтолкнуть ведомство к тому, чтобы уступить запросам АВТОВАЗа. Осенью на Lada Vesta должна вернуться система стабилизации, которая до 2022 года входила в базовое оснащение модели, что дополнительно увеличит цену. Это ослабит позиции модели перед китайскими конкурентами, которые имеют системы стабилизации уже сейчас, а значит, для сохранения продаж «Весты» нужна зачистка рыночной ниши в районе 2 миллионов рублей.

Утильсбор тащит цены

Утильсбор повышали год назад, и после этого АВТОВАЗ несколько раз увеличивал цены на Lada Vesta. Тенденция к подорожанию «Лад» сохраняется: заметная корректировка была весной, а сейчас дилеры получают прайс-листы, которые будут действовать с 14 августа: стоимость самой доступной Lada Granta — 926,5 тысячи рублей (в версии без кондиционера). Цена Lada Vesta, как и весной, должна остаться неизменной: скорее всего, АВТОВАЗ ждет повышения утилизационного сбора, опасаясь еще большей просадки продаж.

«Правительство всё равно не внакладе»

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин убежден, что увеличенный утильсбор не приведет к возрождению сборки иномарок в России, но серьезно скажется на ценах и уровне конкуренции:

— Импорт отсечь, конечно, получится, — объясняет он. — Плюс 250 тысяч рублей к цене нового импортного автомобиля и ежегодный дальнейший рост наносят жесткий удар по китайским автомобилям в нижних сегментах рынка. Так, как этого и требовал АВТОВАЗ, чтобы продавать россиянам автомобили без подушек безопасности, кондиционеров и электронных помощников водителю, зато с китайскими ключевыми узлами и агрегатами. Даже если не выйдет с локализацией, правительство всё равно не внакладе. Бюджет получит миллиарды рублей дополнительного квазиналога за счет потребителей, которые будут вынуждены покупать автомобили существенно дороже. Впрочем, в стране как раз проходит налоговая реформа, можно рассматривать повышение утильсбора как дополнительный налог на потребление.

«Почему сбор берут с покупателей?»

Против повышения утильсбора выступил глава партии «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов, призвав не провоцировать удорожание машин.

— Прежде всего утилизация автомашин — прибыльный бизнес, — заявил он. — За что же тогда государство берет деньги с покупателей? А почему не с коммерсантов, занимающихся переработкой? Зачем государство провоцирует рост цен на авторынке, превращая автомобиль из средства передвижения в роскошь?

Также он подчеркнул, что подорожание грузовиков ведет к подорожанию логистики, а следом всех прочих товаров.

— Вопросов множество, однако чиновники упрямо продолжали гнуть свою линию. И вот наконец появилась надежда, что здравый смысл восторжествует. Я еще раз призываю наши ведомства исходить из медицинского принципа «не навреди!», просчитывать все последствия принимаемых решений. Тогда удастся избежать тех ошибок, которые так дорого нам обходятся, — заключил Сергей Миронов.

Идею о повышении утильсбора глава АВТОВАЗа Максим Соколов впервые огласил в апреле 2024 года. Он сослался на угрозу со стороны китайских марок, которые заходят в традиционные для Lada сегменты. Конкуренции там действительно обострилась. Инициативу АВТОВАЗ поддержали основные органы власти.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE7
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY27
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
118
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления