Осенью в Челябинске впервые заработали камеры, фиксирующие проезд по выделенным полосам. На Комсомольском проспекте уже действуют 12 постов, а в обозримом будущем заработают комплексы на проспекте Ленина, Копейском шоссе и других улицах, где есть выделенные полосы. Переходный период не обходится без стресса: в редакцию 74.RU обратились таксисты, которые уже получают штрафы с камер. Выделенные полосы разрешают проезд маршрутному транспорту, «белым» такси и школьным автобусам. Мы разобрались, в чем причина чрезмерной придирчивости камер.
По части 1.1 статьи 12.17 административного кодекса штраф за нелегальную езду по выделенных полосам составляет 1500 рублей и выписывается за каждый эпизод. Это означает, что если вы проедете весь Комсомольский по выделенной полосе в поле зрения шести камер, то получите в общей сложности штрафы на 9000 рублей, которые, правда, можно заплатить в половинном объеме, если уложиться в 20 дней.
Использовать выделенки для движения такси разрешает пункт 18.2 ПДД. Этот же пункт дает право общественному транспорту и такси отступать от требований предписывающих знаков (например, «Движение направо») и знаков движения по полосам для продолжения движения по такой полосе.
Таксист Михаил (имя изменено) ездит на служебном BAIC U5 Plus. Он рассказал свою историю:
— В этом году пересел со своего автомобиля на машину таксопарка по причине перехода в легальную плоскость. Оформил самозанятого, получил автомобиль с лицензией такси: присутствуют и шашечки, и фонарь такси. Встал в реестры учета водителей такси. Прохожу ежедневный технический и медицинский контроль, что подтверждается отметками в путевых листах.
По словам Михаила, пару дней назад таксопарк предупредил водителей, что ГАИ начала штрафовать всех без разбора на выделенных полосах. Руководство попросило таксистов временно ими не пользоваться. Тем не менее Михаил проехал один раз по выделенке, и «карма» прилетела мгновенно.
— Сегодня с меня таксопарк списал штраф, — говорит Михаил. — Мне не критично. Но сама ситуация неприятная: пройти всю бюрократию, платить налоги и не получать законные преимущества. Тем более в час пик пассажиры очень ценят возможность быстрого пути.
Реестр есть, но передача данных буксует
Мы обратились в центр фотовидеофиксации нарушения ГАИ Челябинской области. Нам объяснили, что разрешение для такси ездить по выделенным полосам в силе и оно закреплено в ПДД. Но также подчеркнули, что это касается таксистов, работающих в рамках федерального закона 580-ФЗ, получивших разрешение и включенных в реестр Миндортранса.
В случае с Михаилом есть и разрешение, и запись в реестре: он прислал все документы, и по QR-коду мы убедились, что его машина с 11 сентября числится в региональном реестре перевозчиков такси. В чем тогда проблема? В центре фотовидеофиксации сказали, что реестр ведет Миндортранс, предоставляя данные в ГАИ с определенной периодичностью: в данном случае, последнее обновление было 1 сентября 2024 года, то есть до того, как Михаил попал в реестр. Следующее обновление ожидается 1 октября.
— Мы понимаем ситуацию, и со своей стороны делаем, что можем, — заверили в центре фотовидеофиксации. — Поскольку системы работают в автоматическом режиме, в исключения попадают лишь те номера транспортных средств, что содержались в предоставленной Миндортрансом базе данных, и мы не можем вмешиваться в этот процесс. Тем не менее мы готовы отменять такие поставления, если владелец такси обратится с жалобой и предоставит документы, подтверждающие наличие разрешения и включение машины в реестр.
Гоп, ОСГОП
В Министерство дорожного хозяйства и транспорта нам рассказали подробности этого случая. Сведения в ГАИ действительно передаются раз в месяц, но в данном случае проблема не только в этом.
— По состоянию на 11 сентября 2024 года сведения об указанном перевозчике внесены в региональный реестр перевозчиков легковым такси, — ответили в ведомстве. — В течение пяти дней он должен предоставить договор об ОСГОП (требование наличия которого предусмотрено федеральным законом с 01.09.2024 г.), однако до настоящего времени договор в Миндортранс не направлен. С 18 сентября указанному перевозчику действие разрешения приостановлено на 30 дней. Если в течение данного периода перевозчик предоставит договор ОСГОП, его снова вернут в реестр.
ОСГОП — это новая страховка, которую водители такси обязаны иметь после вступивших недавних изменений. Она страхует жизнь и здоровье пассажиров на сумму до 2 млн рублей, а имущество — до 35 тысяч рублей. За отсутствие полиса ОСГОП на должностных лиц накладывают штрафы до 50 тысяч рублей, на юрлиц — до 1 миллиона. При этом таксистам дали 60 суток на оформление полиса, то есть полиция начнёт требовать его в конце октября. Однако для получения разрешения на работу такси ОСГОП нужен.
В самой же ГАИ призвали руководителей транспортных предприятий провести тщательную ревизию транспорта, которому разрешено ездить по выделенным полосам, и вовремя оформить необходимые документы. Без этого под штрафы могут попасть даже большие зеленые автобусы.
Как «выделяется» Челябинск
Челябинск быстро обрастает сетью выделенных полос: помимо упомянутых мест они появились или будут запущены на Молодогвардейцев, Чичерина, Северокрымской, Труда и Энгельса, на Героев Танкограда и проспекте Комарова. Челябинск занял 7 место в рейтинге российских городов по удельной протяженности выделенных полос. Правда, 38 километров их длины пока далеки от результата городов-рекордсменов: в Москве 740 километров, в Казани — 183 километра.
До этого тема долго буксовала: первые выделенные полосы нанесли еще в 2019 году, но тогда они не прижились. Дело сдвинулось с мертвой точки после ремонта Комсомольского проспекта в 2021 году, где выделенные полосы были учтены в проекте, но камеры видеофиксации заработали только три года спустя. Пассажиры при этом давно требовали наведения порядка на выделенных полосах.