Китайская марка Skywell закрывает дилерские центры, сообщают «Известия». Это происходит на фоне разговоров о массовом уходе китайских брендов из-за неблагоприятной экономической обстановки в России. Вероятно, в 2025 году мы увидим и другие примеры сворачивания автосалонов.
Skywell пришел в Россию еще два года назад с электрическим кроссовером ET5, который предлагал также по схеме длительной аренды. Позже добавился гибридный кроссовер HT-i. Но продажи шли вяло, и до сих пор дилеры распродают машины 2022–2023 годов выпуска. Стоимость прошлогоднего ET5 начинается от 3,6 миллиона рублей.
Электромобили в России остаются товаром очень нишевым, а по соотношению цены и характеристик Skywell не выглядел чем-то исключительным: 204-сильный мотор, монопривод, не самая емкая батарея (72 кВт·ч). Львиную долю электромобильного рынка России занимает Zeekr, ориентированный на бывших владельцев премиум-автомобилей, тогда как более простые электрокары — «Москвич-3е», Evolute, Amberauto, Ora 03 спросом не пользуются. С начала 2024 года было продано лишь 200 Skywell. В прошлом году продажи лишь немногим превысили 300.
Ряд экспертов считает, что возможен уход и других марок, в частности, один из руководителей «Рольфа» Николай Иванов назвал в качестве кандидатов Livan, Kaiyi, SWM, Foton. Вскоре представитель марки Livan опроверг эти предположения, заявив, что марка с уверенностью смотрит в будущее и в качестве приоритета ставит доходность дилера.
Разговоры о возможном уходе отдельных марок не беспочвенны, поскольку российский авторынок попадает в полосу очередного кризиса, связанного с наложением четырех факторов: растущих утильсборов, скачущих курсов валют, высокой инфляции и рекордной ключевой ставки Банка России. Если декабрь ожидается плодовитым, то в первой половине 2025 года дилеры настраивают на ощутимое падение спроса.
В таких условиях первыми на выход оказываются бренды с низкой узнаваемостью и неразвитой дилерской сетью. В прошлые кризисы мы видели уход с рынка таких марок, как Fiat, Alfa Romeo, Seat, SsangYong, Hafei и так далее.
Устойчивыми на российском рынке являются четыре китайских концерна и их суббренды: Chery, Haval, Geely, Changan. Рыночный «подлесок» формирует множество менее раскрученных брендов, некоторые из которых популярны в Китае, но мало известны в России, например Dongfeng, Hongqi, FAW, BAIC, GAC и JAC (последний представлен также маркой «Москвич»). На волне кризиса 2022–2023 годов в Россию также пришло множество других компаний, например Zotye, MG, Aito, Avatr, M-Hero, Voyah, Oting, Jetta, Rox, VGV.
Несмотря на уход западных компаний, период марочного дефицита закончен. Ряд компаний создают целые сети суббрендов, например Chery представлена в России также марками Omoda, Jetour, Jaecoo, Exeed, Soueast, Exlantix. Долю рынка занимают и псевдороссийские бренды, например Xcite — копии автомобилей Chery. А марка Geely усилила позиции запуском бренда Belgee для более доступных машин белорусской сборки. Конкуренция обострилась почти во всех сегментах, кроме бюджетного, где господствует АВТОВАЗ, и небольшим китайским маркам сложно найти нишу. Если ситуация продолжит ухудшаться, мы наверняка увидим отток китайских марок из России.
После осеннего ажиотажа российский рынок заметно просел в конце года. А вот продажи «Москвича» оказались лучше ожиданий.