![Совсем не «Иксайт». Список марок-аутсайдеров, которые (наверняка) предложат самые большие скидки В начале года у дилеров опять избыток машин. Но есть марки, у которых дела совсем плохи | Источник: Алексей Журавлев](https://n1s1.hsmedia.ru/8f/7f/2a/8f7f2a4c5769c87bdb6f7cbde95a144f/656x411_1:5723_5d8cf596ec167a94bfac1b58e539a06f@1500x939_0xx9jH05Gd_6260184639546306780.jpg.webp)
В начале года у дилеров опять избыток машин. Но есть марки, у которых дела совсем плохи
Статистика авторынка 2024 года показала интересную реальность: формально продажи машин выросли, но десятки брендов оказались на грани выживания. Например, по информации инсайдеров, в России близок к кончине толком не начавшийся проект Xcite — сборка автомобилей Chery на бывшем заводе Nissan. Далее — обзор марок, которые показали результат ниже ожиданий, и он интересен, в том числе по чисто шкурным соображениям: вероятно, эти бренды предложат самые большие скидки. В исследовании мы опирались на детальную статистику рынка, опубликованную изданием «Авторевю».
О трудностях бренда Xcite сообщил телеграм-канал «Русский автомобиль etc». По его версии, питерский завод задыхается от непроданных машин, которых только на стоянках предприятия накопилось в районе 10 тысяч, плюс есть остатки у дилеров. По информации сотрудника завода, предприятие дособирает партии машин, распродаст остатки и в будущем перейдет на выпуск автомобилей Lada Iskra и Renault Logan III — обе машины сделаны на платформе, оставшейся у АВТОВАЗа после ухода Renault.
![Xcite X-Cross 7 стоит от 2,5 млн рублей, еще 300 тысяч можно получить в виде скидок. Более современный Chery Tiggo 7 Pro стоит 2,78 млн, с учетом скидок — 2,55 млн | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/77/23/d077232c1d82d5de945a52c218560c44/656x370_1:5723_18e79b52e7595a6e02e290dbe2589a13@1000x563_0xKsKXPDVV_8422641025647427010.jpg.webp)
Xcite X-Cross 7 стоит от 2,5 млн рублей, еще 300 тысяч можно получить в виде скидок. Более современный Chery Tiggo 7 Pro стоит 2,78 млн, с учетом скидок — 2,55 млн
Эти данные косвенно подтверждаются статистикой продаж: в 2024 году на учет встало лишь 5,5 тысячи «Иксайтов», при этом завод изначально заявлял о выпуске 25 тысяч машин, а позже скорректировал цифру до 20 тысяч. Продажи Xcite X-Cross 7 начались в конце весны 2024 года, и нынешние запасы превышают годовой объем продаж. О проблемах с реализацией Xcite X-Cross 7 нам рассказывали и дилеры АВТОВАЗа.
Фиаско «Иксайта» тем удивительнее, что речь о модели-бестселлере: Chery Tiggo 7 Pro и его клоны (Jetour Dashing, Jaecoo J7) продаются уверенно. Xcite реализуют через дилерскую сеть АВТОВАЗа, то есть нет и проблем с клиентским трафиком. Скорее, Xcite подводил неизвестный бренд и отсутствие плюсов российской сборки: наспех запущенное производство не обеспечивает локализации, а потому и цена мало отличается от прямого импорта. В таких условиях люди предпочитают выторговать хорошие скидки на «честных китайцев».
![SWM G01F — это переднеприводный кроссовер с 1,5-литровым мотором и семиступенчатым «роботом». По размерному классу он близок к Nissan X-Trail и Toyota RAV4. После снижения цен прайс стартует от 1,673 миллиона | Источник: пресс-служба компании SWM](https://n1s1.hsmedia.ru/32/01/99/32019993d6b70db14db6a7024e2937e4/656x370_1_beb7140d720f0a1874bcf2fedbaafcd4@1699x956_0x370p4L7P_8368386684483695936.jpg.webp)
SWM G01F — это переднеприводный кроссовер с 1,5-литровым мотором и семиступенчатым «роботом». По размерному классу он близок к Nissan X-Trail и Toyota RAV4. После снижения цен прайс стартует от 1,673 миллиона
Еще один кандидат на вылет — бренд SWM, машины которого собирает калининградский «Автотор». О проблемах марки пишет издание Motor.ru. Продажи кроссоверов SWM начались весной 2024, но за год на учет встало менее двух тысяч машин. Наш опрос в недавней статье показал, что марка SWM относится к наименее узнаваемым в России автобрендам наряду с Venucia, Soueast, Forthing, Wey и Oting. Скидки, превышающие 700 тысяч рублей, введенные SWM в начале года, выглядят жестом отчаяния.
Еще в прошлом году появились сообщения о проблемах марки Skywell, которая с 2022 года пыталась продавать электромобили, но в 2024-м их купили лишь 200 человек.
С продажами официальных электромобилей в России пока всё скверно. Липецкий завод Evolute, который выпускает китайские электромобили, показал «отрицательный рост», скатившись до 1,6 тысячи машин в год. Ничтожная величина для местной марки с шестью разнокалиберными моделями и обильной господдержкой.
![Ora — симпатичный электромобиль, который продается через дилерскую сеть Tank | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/e2/a5/55/e2a5553bf240ba9b03c5701fffb42add/656x370_1:5723_618b92a5e57287994a84401d7a358ac2@1000x563_0xoAlRCXSZ_2651870527779609850.jpg.webp)
Ora — симпатичный электромобиль, который продается через дилерскую сеть Tank
Если скромные результаты Ora с ее единственной моделью во многом объяснимы, то, например, тяжелый старт марки Aito/Seres (2355 продаж) особенно контрастен на фоне успеха ввезенных серым импортом Lixiang — их продано в десять раз больше. А Zeekr, который постоянно угрожает запретить продажи машин в России, разошелся тиражом 7,6 тысячи. Парадоксальная история: россияне охотнее скупают то, что подороже и как бы запрещено.
![Проект Evolute продвигали не без помпы: на него делал ставку Минпромторг, обещая России светлое электромобильное будущее. Пока результаты липецкого стартапа неубедительны | Источник: пресс-служба компании Evolute](https://n1s1.hsmedia.ru/18/97/c9/1897c9e47c13288c0cfff2c45ad66eca/656x437_1_613556612ec77fc24c39fd95a2dff0f6@760x506_0xtxKmNo85_6433813292814455226.jpg.webp)
Проект Evolute продвигали не без помпы: на него делал ставку Минпромторг, обещая России светлое электромобильное будущее. Пока результаты липецкого стартапа неубедительны
Слабо выглядят продажи бренда Oting. С одной стороны, в России он малоизвестен. С другой, модель Paladin — это китайская версия внедорожника Nissan X-Terra, и в прежние времена машины такого формата ценились. Сейчас же дело не пошло: менее 700 продаж за год. На рынке внедорожников доминируют китайские Tank.
Не пользуются спросом VGV, Forthing, Dongfeng. Последний, например, продал в Китае больше 2,5 млн машин, в России — 2,5 тысячи.
![Крупный VGV U70 Pro стоит от 2,3 млн рублей — ощутимо дешевле соразмерных конкурентов. На фото кроссовер U75 Plus, цена которого начинается от 2,95 млн | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/38/20/51/3820512d60e6b5c712d21aec7314a4fa/656x370_1:5723_5dba4937ae9e538849282bc87fc66bcd@1500x844_0xziKWaWWN_6761682950191121327.jpg.webp)
Крупный VGV U70 Pro стоит от 2,3 млн рублей — ощутимо дешевле соразмерных конкурентов. На фото кроссовер U75 Plus, цена которого начинается от 2,95 млн
Sollers представлен в легковом сегменте пикапами JAC T6 дальневосточной сборки и продал три тысячи машин, что скромно даже по пикапским меркам: импортируемые и более дорогие JAC T8 и T9 продавались примерно в тех же темпах. И снова российская сборка не дала решающего преимущества. Это очень контрастирует с докризисными временами, когда в топ-25 моделей были только автомобили российского производства. Сейчас даже с учетом растущих утильсборов доминирует прямой импорт из Китая, что звучит как приговор российской промсборке.
![Livan вышел на рынок с маленьким кроссовером X3 Pro, который был самым дешевым предложением в сегменте SUV — от 1,559 млн. Но всего 2 тысячи продаж за год | Источник: Geely.com](https://n1s1.hsmedia.ru/81/dd/0f/81dd0f402bb83dd4b9bda69966293e56/656x405_1_6cad93d9a1bdcafef4cfebc95852013c@1280x790_0xde7XVxuq_6317574664807226399.jpg.webp)
Livan вышел на рынок с маленьким кроссовером X3 Pro, который был самым дешевым предложением в сегменте SUV — от 1,559 млн. Но всего 2 тысячи продаж за год
Марка Livan пришла на смену некогда популярному в России, но обанкротившемуся Lifan, однако продажи в 3,6 тысячи машин в год ставят под сомнение ее будущее. Бренд входит в орбиту корпорации Geely, но его результаты плачевны на фоне материнской компании.
Удивляют и результаты Jetta — китайского суббренда VW, под которым выпускаются три модели, технически близкие к Polo, Taos и Tiguan. В 2024 году он заявил о выходе из серой зоны и старте официальных продаж, но в результате эти самые продажи упали. Итог — 4,3 тысячи машин, что даже хуже, чем у «параллельных» VW, ввозимых через страны ЕАЭС. Несмотря на техническую близость к VW и конкурентоспособные цены, россияне не воспринимают Jetta «замаскированным немцем». А компания, похоже, не вкладывается в громкий маркетинг, опасаясь санкций.
![Jetta — машина для чайнофобов. Несмотря на сборку в КНР, технически она близка к Volkswagen | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/79/ea/ca/79eacab173d33c679b78f591d366bce5/656x370_1:5723_f879e0f301b93f87307bc5826607aa2f@1000x563_0x25uZqVTp_7469382684447707948.jpg.webp)
Jetta — машина для чайнофобов. Несмотря на сборку в КНР, технически она близка к Volkswagen
Марка Bestune продала менее пяти тысяч машин. Никогда не слышали о такой? Это подразделение FAW, одного из крупнейших китайских автоконцернов (он же заправляет и брендом Jetta). Раньше слова Bestune и Besturn использовались для обозначения моделей FAW, теперь первое превратилось в самостоятельный бренд. Несмотря на давнее присутствие FAW в России, раскрутиться марка не может.
Готовы ли вы морально купить китайский автомобиль?
Помимо провалившихся SWM и Forthing на калининградском «Автоторе» выпускают еще две марки: BAIC и Kaiyi. Результаты обеих не совсем плачевны, но и убедительными их не назовешь. Kaiyi разошлась тиражом менее восьми тысяч, что чуть лучше прошлогоднего результата, но на фоне растущего рынка — всё равно фиаско (доля бренда сократилась). Продажи основной модели, седана E5, пошли вниз, а кроссоверы продаются натужно. У BAIC дела заметно лучше: более 10 тысяч продаж и четырехкратный рост относительно 2023 года. Но 70% спроса приходится на седан U5 Plus, но даже он заметно уступает импортируемым Omoda S5 и Geely Emgrand. В начале года от дилерства Kaiyi и BAIC отказался крупный холдинг «Рольф».
![Kaiyi X7 Kunlun — близкий родственник Chery Tiggo 8 Pro. Но если последний за год разошелся тиражом 23 тысячи машин, то «Куньлуней» напродавали лишь чуть более 500 | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/2f/05/8d2f053b7ef2582d63c1d4a915aa104c/656x370_1:5723_166125ceb5b9212717214f0eaa3e5131@1500x844_0xtqpoLP4I_6613539655539707180.jpg.webp)
Kaiyi X7 Kunlun — близкий родственник Chery Tiggo 8 Pro. Но если последний за год разошелся тиражом 23 тысячи машин, то «Куньлуней» напродавали лишь чуть более 500
Российский рынок всё больше консолидируется вокруг большой пятерки: АВТОВАЗа, Chery, Haval, Geely, Changan и их суббрендов. Остальные марки пытались заполнить собой вакуум 2022 года, но оказалось, что даже сейчас россияне не готовы покупать машины-ноунеймы.
А лучший из остальных брендов, как ни странно, «Москвич». Позапрошлый год завершился для него разгромом, когда складские запасы превысили годовой объем продаж. Тогда марка радикально обрушила цены и держала их весь год, продав 23 тысячи машин. Это всё равно ниже плана в 27 тысяч, но лучше прошлогодней депрессии. Для сравнения, в 2023 году при плане в 50 тысяч машин продажи составили 13-15 тысяч «Москвичей» (по разным метрикам). Вишней на торте стал внезапный успех электрического «Москвича-3е», который по итогам декабря подвинул Zeekr 001 в электрорейтинге. Но успех достигнут за счет корпоративных продаж и госзакупок: по данным «Авторевю», в частные руки уходит лишь 2% электрических «Москвичей».
![«Москвич» отчасти реабилитировался в 2024 году, но основной спрос приходится на бензиновые «трешки». Модель «Москвич-6» по-прежнему не интересует россиян | Источник: Алексей Журавлев](https://n1s1.hsmedia.ru/2a/4b/65/2a4b65240c1f376a887dcbc437522996/656x435_1:5723_d258ca0d2b16430aacba68d96c3e6dbf@1280x848_0xErYy9fQn_1584055614847754919.jpg.webp)
«Москвич» отчасти реабилитировался в 2024 году, но основной спрос приходится на бензиновые «трешки». Модель «Москвич-6» по-прежнему не интересует россиян
Кризис на рынке чувствуется и в дилерской среде: крупные холдинги отказываются от ряда марок.
Депутат Госдумы недавно рассказал об опыте использования Lada Aura и сравнил ее с BMW 7-й серии. Мы провели фактчекинг (и повеселились).
В прошлом году неплохо выступил бренд Hongqi, и недавно мы протестировали его наиболее популярную модель, седан H5. Он заменил собой Toyota Camry.