В апреле Алексей попал в серьезную аварию, вину в которой сотрудники ГИБДД признали обоюдной. А сейчас, спустя полгода, он получил иск от страховой компании на сумму 250 тысяч рублей — именно таков был ущерб второй стороны. Разбираемся, справедливы ли требования и нужно ли платить всю сумму.
На момент ДТП у Алексея не было полиса ОСАГО: сам он объясняет, что выставил машину на продажу и решил не продлевать страховку. Зато у второго участника был полис каско, по которому тому выплатили 250 тысяч рублей компенсации. Стороны разошлись без конфликта.
Теперь же страховая предлагает Алексею возместить эти 250 тысяч рублей, и поскольку ОСАГО у него нет, речь идет о компенсации из своего кармана.
В своем письме страховая ссылается на статью 965 Гражданского кодекса РФ, которая описывает процедуру так называемой суброгации. Она позволяет страховщику взыскивать сумму ущерба с виновника, компенсируя собственные расходы.
Мы уже писали о подводных камнях суброгации, например, из-за длительного срока тяжб ответчику очень сложно оспорить адекватность суммы. Бывает, спустя три года после мелкого ДТП страховые выставляют крупные счета, ссылаясь на результаты экспертизы, оспорить которые за давностью лет практически невозможно.
Но интересен и другой момент: раз ГИБДД признала вину обоюдной, должен ли Алексей выплачивать всю сумму?
— Претензия от страховой компании — это, по сути, её желание, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Пока это лишь добровольное предложение компенсировать всю сумму сразу, и Алексей вправе как заплатить её, так и проигнорировать письмо.
Решение сотрудников ГИБДД насчет обоюдной вины водителей в данном случае не является окончательным вердиктом. Мы уже разбирали ситуацию, когда суд полностью изменил распределение вины в ДТП через полтора года после инцидента. Поэтому и в данной ситуации выводы о виновности водителей может делать суд.
— С большой вероятностью страховая компания подаст иск на Алексея в суд, о чём его обязаны уведомить, — продолжает эксперт. — Суд рассмотрит дело в полном объеме, с учетом решения ГИБДД, но выводы инспекторов не являются для него обязательными.
И далее возможны варианты. Суд может признать Алексея полностью виновным или полностью невиновным. Либо же установить пропорцию распределения вины, скажем, 80:20 или 50:50. В этой же пропорции будут делиться компенсации, например, если Алексей «виновен на 20%», с него взыщут не 250, а 50 тысяч рублей.
Этот случай ещё раз подчеркивает полезность страховки ОСАГО, лимит выплат по которой сегодня составляет 400 тысяч рублей (при компенсации вреда здоровью — 500 тысяч). ОСАГО не всегда компенсирует ущерб полностью, например, денежные выплаты снижаются с учетом износа автомобиля, но не более чем на 50%. В любом случае страховка снижает риск возможных претензий.
Кроме того, не слишком ликуйте, если у второго участника ДТП есть страховка каско: если вас признают виновным, впоследствии страховая почти наверняка попытается компенсировать свои убытки за ваш счет.
Последнее время мы получаем все больше жалоб на страховые компании, которые стали охотнее судиться с автомобилистами. Например, есть прецеденты, похожие на месть страховых. Нередки и случаи, когда клиентам предлагают вернуть сделанную ранее выплату ОСАГО.
Если у вас возникли проблемы со страховыми компаниями, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.