ѕока „ел€бинск строит планы, завершаетс€ сезонный ремонт дорог
ѕока „ел€бинск строит планы, завершаетс€ сезонный ремонт дорог

¬ыделенные полосы, умные светофоры и скоростные поезда — от проекта развити€ транспортной сети „ел€бинска, который представили накануне, дух перехватывает, как от фильмов ƒжорджа Ћукаса. “ем более и рассчитан он аж до 2032 года, хот€ детальные расчЄты сделаны на ближайшие п€ть лет. Ќасколько реалистичен план, который по заказу администрации города разработала питерска€ компани€ «ј+— “ранспроект», разбиралс€ 74.ru.

¬олшебна€ модель

–азработчики акцентировали внимание на комплексном подходе: например, запуск высокоскоростного поезда до ≈катеринбурга увеличит пассажиропоток через вокзал, и это потребует реорганизации подъездов и парковок к нему.

ѕроект скоростной железной дороги до ≈катеринбурга находитс€ в подвешенном состо€нии: суд€ по всему, федерального финансировани€ не будет
ѕроект скоростной железной дороги до ≈катеринбурга находитс€ в подвешенном состо€нии: суд€ по всему, федерального финансировани€ не будет

ѕроект не предполагает преференций отдельным категори€м чел€бинцев, скажем, автомобилистам: на город смотр€т с высоты птичьего полЄта и стараютс€ оптимизировать все аспекты, а не только, например, автомобильные дороги.

— Ѕудут ли расшир€тьс€ дороги? — усмехнулс€ заместитель гендиректора компании «ј+— “ранспроект»  онстантин “ихонов. — ¬ этом нет особого смысла, потому что „ел€бинск ещЄ на ранних стади€х планировалс€ как город, где обеспечивает сквозной проезд транзитного транспорта, поэтому ширина основных магистралей вполне достаточна€.

„тобы заранее просчитать все «бутылочные горла», компани€ «ј+— “ранспроект» сначала проанализировала текущую ситуацию: еЄ специалисты изучили 106 перекрЄстков и 40 остановок общественного транспорта, опросили свыше 10 тыс€ч человек, собрали три тыс€чи анкет.

ѕерекрЄсток улиц ¬оровского, Ѕлюхера,  урчатова и —вердловского проспекта на макете 2014 года
ѕерекрЄсток улиц ¬оровского, Ѕлюхера,  урчатова и —вердловского проспекта на макете 2014 года

ѕосле этого была создана математическа€ модель „ел€бинска с помощью софта PTV VISUM, котора€ воспроизводит текущую ситуацию с точностью 90%. ј главное, позвол€ет моделировать разнообразные сценарии — от перекрыти€ улиц в дни саммитов Ўќ— и Ѕ–» — до глобальной перестройки города.

» уже на основе моделировани€ были выбраны п€ть наиболее жизнеспособных сценариев.

¬о внимание принимались сразу все аспекты городского движени€: есть планы развити€ общественного транспорта, пешеходных зон, велодорожек, оптимизации «грузового каркаса» и, конечно, настройки светофоров, изменени€ схем движени€ и так далее.

— ¬ некоторых местах мы будем, например, запрещать левый поворот, но создавать услови€ дл€ возможности повернуть направо и там развернутьс€, — объ€снил  онстантин “ихонов.

„то конкретно предлагаетс€?

 азалось бы, при столь детальной теоретической подготовке должен существовать нагл€дный план развити€ города, например, перечень из 16 упом€нутых специалистами перекрЄстков и дорог, которые ждЄт масштабна€ реконструкци€ — его журналистам показали мельком на одном из слайдов. “о есть он существует, но обсуждать рано. 

ќтветы специалистов стали уклончивыми и свелись в основном к малопон€тным терминам вроде «формирование пешеходной концепции». √де по€в€тс€ пешеходные зоны?  ак они повли€ют на движение транспорта?

ќдин из резервов — строительство многоуровневых разв€зок
ќдин из резервов — строительство многоуровневых разв€зок

ѕон€ть осторожность чиновников можно. ћногослойный план развити€ слишком сложен, чтобы сводить его к простым рецептам. Ќо есть и другие сомнени€.

— ¬ бюджете могут 100 рублей выделить, а могут три рубл€, так вот как вам сейчас докладывать о конкретике? — прокомментировал заместитель главы „ел€бинска по дорожному хоз€йству ¬ладимир јлейников вопрос о по€влении умных светофоров.

¬прочем, он отметил, что в бюджете на 2019 год более трЄх миллиардов рублей заложено именно на развитие транспортной инфраструктуры.

¬ыделенные полосы

ѕредложени€ компании «ј+— “ранспроект» дл€ общественного транспорта не затрагивают саму схему маршрутов, зато предполагают внедрение в „ел€бинске 25 километров выделенных полос на семи участках: на ¬оровского и —вердловском проспекте, на Ёнгельса, “руда и —еверо- рымской, на  омсомольском проспекте, „ичерина, ћолодогвардейцев, проспекте Ћенина и улице —вободы. ¬се перечисленные дороги — многополосные и активно используютс€ маршрутным транспортом, то есть предложение выгл€дит реалистичным. —хема образует масштабную петлю, котора€ соедин€ет район јћ« и железнодорожного вокзала с дальними част€ми северо-запада. ѕри этом она получаетс€ незамкнутой: например, улица Ѕратьев  ашириных из неЄ исключена.

¬  азани сотни километров выделенных полос обеспечивают почти беспреп€тственный проезд общественному транспорту
¬  азани сотни километров выделенных полос обеспечивают почти беспреп€тственный проезд общественному транспорту

Ќачальник управлени€ транспорта администрации „ел€бинска ћаксим  ичеев ранее рассказал нам, что «выделенки» позвол€ют боротьс€ с нелегальными маршрутчиками. Ќо при таком засилье маршруток всех типов может получитьс€, что теоретические расчеты питерцев разобьютс€ о чел€бинские реалии: полтора стареньких автобуса в выделенной полосе не смогут конкурировать с полчищем нелегальных маршруток, которые едут по этой же полосе везде, где нет камер. ј под камерами дерзко перестраиваютс€, наруша€ идиллию, которой добились в своих расчЄтах специалисты.

¬место закупки новых автобусов — аренда б/у из других регионов
¬место закупки новых автобусов — аренда б/у из других регионов

Ёксперимент на  омсомольском

¬ладимир јлейников, впрочем, обозначил первого подопытного кролика — им станет  омсомольский проспект, на котором внедр€т сразу несколько предложений компании «ј+— “ранспроект»: выделенные полосы, умные светофоры, изменение схемы движени€ на перекрЄстках.

— ”мный светофор, если упростить, горит зелЄным, пока есть автомобильный поток с данного направлени€, — уточнил јлейников.

ѕри этом городские власти вид€т множество сложностей, которые ещЄ предстоит решить при переходе от теории к практике.

— Ќа  омсомольском проспекте много прилегающих к проезжей части парковок, и нужно решить вопрос, как ими пользоватьс€ при по€влении выделенных полос, — добавил вице-мэр.

ћетро не ждите

— Ёффект от запуска двух станций метро, расположенных в одной части города, будет очень незначительным, — считает  онстантин “ихонов. — ≈сли бы это была магистральна€ ветка, соедин€юща€ спальные районы с местами, где люди работают, — другое дело. ѕока же мы делали ставку на другие виды транспорта.

¬ мэрии также уточнили, что вопрос слишком зав€зан на финансирование проекта, чтобы обсуждать его в п€тилетней перспективе.

“еори€ и реальность

»дейна€ основа проекта выгл€дит правильной — городу в самом деле нужен комплексный подход, который позволит замкнуть все транспортные цепочки в одну жизнеспособную сеть. ¬ „ел€бинске есть опыт работы, например, дорожна€ революци€ — 2010 устранила р€д узких мест и облегчила жизнь автомобилистам. ѕравда, иногда в ущерб пешеходам — с подобным дисбалансом борютс€ авторы новой концепции.

ѕока транспортный облик „ел€бинска формируют полулегальные и очень усталые маршрутки
ѕока транспортный облик „ел€бинска формируют полулегальные и очень усталые маршрутки

ƒругое дело, красивые теории не всегда воплощаютс€ в жизнь. „ел€бинск многие годы пренебрегал интересами «безлошадных», не создав ни удобных пешеходных маршрутов, ни сколько-нибудь значимых велодорожек, ни комфортного общественного транспорта. »зменитс€ ли этот подход в ближайшие п€ть лет, мы увидим... собственно, в ближайшие п€ть лет.

Ѕольшой проблемой дл€ „ел€бинска остаютс€ маршрутки. ¬ сент€бре в городе были замечены подержанные автобусы из других регионов. Ќедавно власти города утвердили планировку его центра