22 марта пятница
СЕЙЧАС -1°С
  • 12 декабря 2018

    Ура, мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит, вы попали в число тех, кому мы рады показать новый 74.RU. Пока мы только тестируем его, не сердитесь, если будут появляться небольшие ошибки. Поделитесь своими впечатлениями, это важно для нас!  

    Еще

Давайте без фокусов: Ford оказался на грани ухода из России

Компания изучает возможность закрытия четырёх заводов в стране и расставания с массовым авторынком

Поделиться

До весны резких изменений не ожидается, но уже к лету компания может перейти на распродажу складских остатков

Фото: Артем Краснов

Компания Ford готовится повторить судьбу концерна General Motors и свернуть производства в России: по данным издания «Авторевю», судьба трёх российских заводов Ford уже практически решена. Разбираемся, почему столь крупный игрок решил покинуть Россию и чем это обернётся для автомобилистов.

Вопрос о закрытии российских заводов стал лишь одним из пунктов более глобальной дискуссии о судьбе подразделений Ford в Европе, которые убыточны уже не первый год. Обсуждаемая стратегия предполагает сокращение производств в Европе, а также увольнение 20–30% сотрудников в Германии, Британии, Испании, Франции и, не исключено, России.

В нашей стране у Ford три производственные площадки на паях с Sollers: во Всеволожске выпускают легковые Focus и Mondeo, в Набережных Челнах делают Fiesta и кроссовер EcoSport, а неподалёку — в Елабуге — собирают Kuga, Explorer и коммерческие Transit. Здесь же находится моторный завод.

Поводы для тревоги есть, например, расчётная мощность всех производств Ford в России составляет 360 тысяч автомобилей в год, но в 2018 году спрос на Ford едва превысил 50 тысяч единиц — седьмая часть потенциала. Для сравнения: в 2008-м Ford продавал в России более 180 тысяч машин, и, казалось, это далеко не предел.

Базовая цена Ford Kuga перевалила за 1,5 миллиона рублей, но она, судя по всему, имеет наибольшие шансы сохранить российскую прописку (наряду с коммерческим транспортом)

Фото: Ford

Весь декабрь и начало января 2019 года заводы во Всеволожске и Елабуге простаивали. Это не первая остановка производства в минувшем году: летом компания на три недели продлила отпуск сотрудников всеволожского завода, а затем перевела часть из них на четырёхдневную неделю. Вынужденные простои сказываются на доходах рабочих, недовольство которых выливается в забастовки.

Сложное положение компании выдаёт и сумбурность маркетинговой политики. Например, весной прошлого года цена седана Ford Focus в комплектации SYNC Edition впервые превзошла планку в миллион рублей. Летом компания изменила линейку комплектаций, добавив удешевлённую на 100 тысяч версию Trend, но за последующие три месяца она подорожала трижды. А главное, реального удешевление не произошло: сравнимая с SYNC Edition версия Special Edition по-прежнему стоила более миллиона.

В декабре прошлого года Ford EcoSport внезапно подорожал на 50 тысяч рублей, что составило 4–5% от его цены. В начале 2019 года Ford снова поднял стоимость всех моделей, кроме Fiesta — последняя подешевела на 18 тысяч рублей.

Цены повышают почти все производители, но такое «поисковое» ценообразование с многократным поднятием цены и откатами назад свидетельствует о трудностях Ford с поиском золотой середины.

В самой компании Ford перспективу закрытия заводов комментируют уклончиво. Так, специалист по связям с общественностью заводов Ford Sollers в Татарстане Индира Салимгараева сообщила, что решение будет принято не ранее весны и пока заводы работают в штатном режиме.

Источник нашего сайта в дилерской среде рассказал, что директорам представительств Ford в России разослано «успокоительное» письмо, в котором информацию о скорой остановке производств Ford в России назвали журналистским вымыслом и призвали работать по намеченным планам. Впрочем, это не противоречит сведениям о том, что окончательное решение ещё не принято.

Ford Focus первого поколения завоевал несколько титулов «Автомобиль года» и стал первой современной иномаркой, производство которой организовали в России

Фото: Ford

С заводами Ford в России связана целая веха развития российского автопрома, ведь именно американская компания первой создала в стране полноценное производство популярной и актуальной на тот момент модели — Ford Focus. Она стала бестселлером благодаря конкурентоспособным ценам, широчайшему набору комплектаций, яркому дизайну, а также удачной конструкции. Свежая модель с независимой задней подвеской и большим набором двигателей выделялась на фоне близких по стоимости конкурентов.

Второй Ford Focus утратил часть внешнего обаяния, но продавался не хуже: мы ценили его за хорошее шасси, достаточный уровень комфорта и неплохую надежность

Фото: Артем Краснов

Успех Ford в нулевых годах заразил энтузиазмом других производителей: с тех пор открытие сборочных заводов в стране приобрело массовый характер.

— Но ещё перед кризисом 2008 года у Ford начались проблемы с позиционированием, — рассуждает президент Ассоциации челябинских автомобильных дилеров Александр Рулевский. — Если до этого он был драйвером рынка, а второе поколение Focus стало стопроцентным бестселлером, то затем Ford из ведущей марки превратился в обычную, например, с точки зрения ценообразования. По одной из версий, которая часто фигурировала в СМИ, в период рыночных успехов компания изрядно демпинговала, что позволяло держать привлекательные цены. Но как только они стали продавать свои машины за «реальные» деньги, спрос начал снижаться.

Третий Focus сохранил многие плюсы и минусы предшествующих моделей, но по цене сравнялся с большинством конкурентов и на лидерство в продажах уже не претендовал

Фото: Ford

После успешных семи лет — с 2002 по 2008 годы — Ford уже не смог восстановить лидерских позиций. Выход в 2011-м третьего поколения Focus не принёс оживления: преимуществ низкой цены уже не было, но ряд недостатков, вроде тесноватого салона и багажника, на фоне подросших одноклассников чувствовался острее.

Четвёртое поколение Focus уже продаётся в других странах, но в Россию модель так и не приехала. И, возможно, уже не приедет

Фото: Ford

Ford «проспал» увлечение россиян так называемыми бюджетными иномарками В-класса, которое началось с простеньких моделей, вроде Renault Logan и FIAT Albea, и окрепло после выхода в 2010 году Volkswagen Polo Sedan, а позже — Hyundai Solaris и KIA Rio. Российская сборка Ford Fiesta началась в России только в 2015 году, и бестселлером модель не стала.

В России среднеценовые модели B-класса покупают в основном в виде седанов, но Fiesta получилась несколько спорной по дизайну и конкуренцию лидерам, вроде Hyundai Solaris, KIA Rio и Volkswagen Polo, не составила

Фото: Ford

Не сложилось у Ford и c кроссоверами: Kuga пользуется в России умеренным спросом, а компактный паркетник Ford Ecosport не смог бросить вызов лидерам сегмента, в котором сейчас доминируют Hyundai Creta и более утилитарный Renault Duster.

В прошлом году стартовали продажи рестайлинговой версии EcoSport, но по традиции последних лет она приехала к нам с запозданием относительно других стран

Фото: Ford

— Если Ford решит закрыть заводы в России, я и удивлюсь, и не удивлюсь, — рассуждает Александр Рулевский. — С одной стороны, всё к этому идёт, и Ford из лидера рынка постепенно превратился в середняка. С другой, я вспоминаю 1999 год, когда на дилерской конференции было объявлено о планах по строительству завода в России и выпуске Ford тиражами в десятки тысяч машин в год. Тогда это казалось фантазией, но у сотрудников Ford был энтузиазм и вера в рынок, они рискнули и сделали, казалось, невозможное. После этого, конечно, тяжело обсуждать возможность сокращения производств Ford в России.

В отличие от ряда брендов Ford продаёт в России машины локальной сборки, поэтому закрытие заводов, если это произойдёт, будет означать резкое сокращение ассортимента моделей. Нечто подобное мы видели в исполнении концерна General Motors, который в 2015 году законсервировал завод в Ленинградской области и оставил в России лишь считаные модели Chevrolet: сейчас у нас продаются Niva, Corvette, Tahoe и Traverse.

— Если уход Ford состоится, основная мотивация будет, скорее, экономическая, — добавляет Александр Рулевский. — Но я не удивлюсь, если Ford придаст этому шагу политическую окраску, привязав к очередному пакету антироссийских санкций, которыми нас постоянно пугают, как бы демонстрируя лояльность курсу американских властей. Как бывший владелец Ford Focus я очень надеюсь, что худшие опасения не подтвердятся и марка останется в России. 

Ford Mondeo последнего поколения приехал в Россию с опозданием в несколько лет и пошатнуть позиции лидера класса, Toyota Camry, так и не смог

Фото: Ford

Насколько болезненным будет возможное закрытие заводов для России? С точки зрения рыночной статистики Ford находится на грани, которая отделяет десятку лидеров рынка от прочих марок. Моделей с уникальным набором качеств Ford сегодня не предлагает, и ниши, которые занимают Focus, Mondeo, EcoSport и Kuga, без труда заполнят другие бренды.

Но снижение уровня конкуренции невыгодно потребителям: оставшиеся игроки смогут решительнее поднимать цены, которые и без того обновляют рекорды. А главное, закрытие крупных производств бьёт по экономике регионов и страны в целом.

Что касается владельцев Ford, больших причин для паники пока нет: даже если решение о закрытии одного или нескольких заводов примут, дилеры ещё несколько лет продолжат обслуживать и ремонтировать автомобили, в том числе по гарантии — такова мировая практика.

Закрытие заводов косвенно свидетельствует о серьёзных проблемах автомобильного рынка России, несмотря на соблюдение внешних приличий. 2018 год стал для него относительно успешным: продажи автомобилей возросли на 13%. Но причина этого не в росте благосостояния россиян, а в негативных ожиданиях: многие спешили обновить машину «по старым прайсам».

В начале года цены на автомобили выросли из-за повышения ставки НДС

Несмотря на заморозку стоимости топлива, в январе на большинстве АЗС оно прибавило 60–70 копеек за литр

На фоне растущих цен многие марки готовятся привезти в Россию новые модели-бестселлеры.

Покупая автомобиль, с подозрением относитесь к автосалонам, предлагающим слишком низкие цены.

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».