На перекрёстке шоссе Металлургов с улицами Жукова и 50-летия ВЛКСМ начался эксперимент с регулировкой светофора: в одной из фаз автомобилям всех направлений загорается красный, а людям — зелёный. Челябинцы, особенно пешеходы, жалуются на подобную настройку, и мы решили разобраться, в чём её плюсы и минусы.
— С прошлой пятницы, когда изменили фазы, жители буквально оборвали телефон нашей диспетчерской службой, жалуясь на плохую работу светофора, — рассказал директор СМЭУ ГАИ Игорь Беляшов.
СМЭУ ГАИ — подрядная организация, которая выполняет работы по настройке светофоров, но не определяет схемы движения — этим занимаются профильные отделы администрации города, которые учитывают рекомендации ГИБДД. В данном случае эксперимент начался в шлейфе закона 443-ФЗ «Об организации дорожного движения...», который в числе прочего предписывает оптимизировать фазы работы светофоров.
Но чем, собственно, недовольны пешеходы? Часть из них считает, что светофор попросту сломался: фаза красного увеличилась примерно на минуту, и с непривычки кажется, будто он «завис». Другие сетуют, что при переходе улицы 50-летия ВЛКСМ, а затем — шоссе Металлургов раньше можно было успеть на зелёный, теперь же приходится ждать более минуты, потому что пересечь обе улицы за отведённое время невозможно.
— Изменение регулировки стало сюрпризом для автомобилистов, — рассказывает автоэксперт Юрий Панченко. — В последние дни несколько раз видел, как машины по привычке трогаются после окончания красного на поперечном направлении, не ожидая, что зелёный для них включится не сразу. А перекрёсток оснащён камерами.
Впрочем, установленные здесь комплексы «Птолемей-СМ» временно не работают по всему городу. И в любом случае эти проблемы можно отнести к переходному периоду, пока люди и автомобилисты не привыкли к новой схеме движения.
А схема эта достаточно популярна во всём мире, в том числе в столице России, где стараются разводить автомобильный и пешеходный потоки. Москвичи настолько привыкли к такому подходу, что необходимость при повороте направо пропускать пешеходов пришлось обозначать специальными знаками, хотя такое требование есть в ПДД.
Основной плюс такого подхода — безопасность для пешеходов.
— Когда траектории поворачивающих автомобилей пересекаются с пешеходами, возникает конфликтная ситуация, и в Челябинске, по статистике ГИБДД, именно наезд на переходах является самым частым типом аварий с пострадавшими, — объясняет Игорь Беляшов. — В данном случае риск наезда снижается, потому что в «пешеходную» фазу всем автомобилям горит красный.
Преимущества видит и Юрий Панченко:
— Например, при повороте направо с улицы 50-летия ВЛКСМ на шоссе Металлургов постоянно скапливался хвост машин из-за необходимости пропускать пешеходов, а теперь эти машины поворачивают свободно. Кроме того, шоссе Металлургов недавно отремонтировали, скорости возросли, и тяжелые аварии на перекрёстке случаются регулярно. Полагаю, новая настройка снизит их вероятность.
В предельном случае правила допускают на таких перекрёстках организацию диагонального перехода от одного угла к другому, правда, только при наличии необходимой разметки. Сейчас же аналогичный манёвр выполняется в два захода, а ожидание зелёного кажется субъективно длинным, хотя на деле длится порядка минуты.
Эксперименты с подобной регулировкой светофора проводят и в соседнем Екатеринбурге, причём сразу на нескольких перекрёстках. Опыт оставил смешанные впечатления: если в ряде случаев его сочли приемлемым, то на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Карла Либкнехта сокращение фазы зелёного для автомобилистов усилило пробки. Поэтому схему проезда вернули к первоначальной.
В сухом остатке получается следующее: новая регулировка светофоров увеличивает время пересечения перекрёстка буквой Г (от угла к углу), зато снижает риски наезда и облегчает автомобилистам повороты.
Считаете ли вы настройку светофора с фазой «красный всем автомобилям» удачной?
А вообще автомобилисты критикуют этот перекрёсток не только из-за настройки светофора: много вопросов вызывает схема движения по полосам.
— Там сделали очень широкую полосу для поворота направо с улицы 50-летия ВЛКСМ, в итоге общее число полос сократилось на одну, а левую отдали для поворота, — объясняет Юрий Панченко.
Этим же недовольна читательница 74.ru Ольга:
— Движение развели по трём полосам, но левая загружена лишь на 10%, потому что основной поток идёт прямо и направо. Почему бы с левой полосы не разрешить проезд прямо? — задаётся она вопросом.
В последние дни мы получили сразу несколько подобных сообщений, и, судя по всему, изменение настройки светофора обострило проблемы и без того сложного перекрёстка.
В Челябинске популярны «косые» перекрёстки с исчезающими или сужающимися полосами.
Многих челябинцев волнует траектория разворота на больших перекрёстках, и вот что по этому поводу думают эксперты.
Много споров вызывает перекрёсток улицы Татищева и проспекта Родионова около ледовой арены «Трактор».
В начале года в России резко возросли максимальные тарифы ОСАГО.
Цены на топливо тоже поднялись, но теперь должны «замёрзнуть».
А вот обзор всех изменений, которые ждут нас в этом году.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».