ћотоциклист упал на проспекте Ћенина недалеко от площади –еволюции
ћотоциклист упал на проспекте Ћенина недалеко от площади –еволюции

¬ спорном ƒ“ѕ, произошедшем в центре „ел€бинска 8 июн€, новый поворот. ¬ тот день байкер на мотоцикле Suzuki упал на проспекте Ћенина, по его версии, из-за неудачного манЄвра девушки, сидевшей за рулЄм Renault Logan. јвтомобилистка же в принципе не придала инциденту значени€, уехала с места аварии и впоследствии по решению суда лишилась прав. Ќа 74.ru обратилс€ еЄ отец и владелец машины ѕавел ѕодбельный, который рассказал свою версию произошедшего.

¬идео: камеры наружного наблюдени€ компании «»нтерсв€зь», читатель 74.ru

 амеры видеонаблюдени€ зафиксировали момент, предшествующий ƒ“ѕ, и его последстви€. ƒо столкновени€ мотоциклист ехал за Logan в третьей полосе, но перестроилс€ во вторую полосу дл€ опережени€ серой машины, котора€ двигалась позади Logan. “ак они приблизились к пересечению проспекта Ћенина с улицей ¬оровского.

Logan движетс€ через площадь –еволюции по третьей полосе и после пересечени€ смещаетс€ левее 
¬идео: участники инцидента

ј вот ранее не публиковавша€с€ запись с регистратора Logan. Ќа ней хорошо видно, что легковушка не совершала резких манЄвров и проехала пересечение по пологой и, в общем, предсказуемой траектории. ƒо перекрЄстка автомобиль двигалс€ в третьей полосе, после оказалс€ во второй, при этом сместившись левее, поскольку в этом месте проспект Ћенина делает заметную «ступеньку» влево: если проехать совсем пр€мо, упрЄшьс€ в ограждени€.  стати, крайн€€ права€ полоса на самой площади –еволюции не проездна€: как правило, там сто€т такси или маршрутный транспорт. ѕоэтому многие автомобилисты расценивают еЄ как местное уширение, хот€ разметка и знаки говор€т о том, что это не так.

ћотоциклист ехал по второй полосе до перекрЄстка и во вторую же полосу попал после, сблизившись в итоге с Logan. ѕосле этого байкер упал, хот€ сам момент аварии ни на одну из записей не попал. 

—хема, составленна€ со слов мотоциклиста в присутствии пон€тых и √»Ѕƒƒ. »з неЄ следует, что Logan совершил перестроение из третьей полосы во вторую после перекрЄстка. Ќа записи инцидента видно, что дело было не так: перестроени€ вправо автомобилистка не совершала. ѕосле перекрЄстка она сразу оказалась во второй полосе
—хема, составленна€ со слов мотоциклиста в присутствии пон€тых и √»Ѕƒƒ. »з неЄ следует, что Logan совершил перестроение из третьей полосы во вторую после перекрЄстка. Ќа записи инцидента видно, что дело было не так: перестроени€ вправо автомобилистка не совершала. ѕосле перекрЄстка она сразу оказалась во второй полосе

ѕодобные «косые» перекрЄстки достаточно характерны дл€ „ел€бинска: на них полосы до и после пересечений частенько не стыкуютс€ друг с другом, заставл€€ водителей гадать, в какую именно полосу нужно уходить.

«—пециально ехал в слепой зоне»

ѕо мнению ѕавла ѕодбельного, мотоциклист воспользовалс€ этой особенностью перекрЄстка, чтобы подловить автомобилистку и спровоцировать ƒ“ѕ:

— я считаю, что мотоциклист устроил автоподставу, — за€вил он в своем обращении на 74.ru. — Ќаход€сь справа в слепой зоне автомобил€, он пыталс€ совершить действи€, имитирующие столкновение (касание и €кобы исход€щий от этого шум), чтобы затем давить на то, что машина заехала не в свой р€д. ј дальше было бы то, что в народе называетс€ разводом на бабки. Ќо в этот раз что-то пошло не так, и мотоциклист при исполнении своих трюков упал, не коснувшись автомобил€.

ѕо его словам, Renault Logan не получил повреждений, что отражено в акте осмотра.

»з третьей полосы знаки движени€ по полосам предписывают ехать пр€мо. Ќеобходимость уходить как можно левее в данной ситуации не очевидна. «наки двух правых полос же отражают «ступеньку» проезжей части
»з третьей полосы знаки движени€ по полосам предписывают ехать пр€мо. Ќеобходимость уходить как можно левее в данной ситуации не очевидна. «наки двух правых полос же отражают «ступеньку» проезжей части

ѕавел ѕодбельный акцентирует внимание на знаках движени€ по полосам: если двум правым полосам они предписывают делать зигзаг, то третьей — ехать по пр€мой.

— ћо€ дочь проехала без смены р€дности в соответствии со знаками движени€ по полосам, просто до и после перекрЄстка полосы смещены, поэтому водитель, который выполн€ет это требование, оказываетс€ не в крайнем левом р€ду, — настаивает ѕавел ѕодбельный.

«десь сформировалась схема движени€, при которой все машины из второй полосы до перекрЄстка попадают в первую после — на снимке хорошо видно, что весь поток идЄт именно так. ѕоэтому желание мотоциклиста зан€ть непременно вторую полосу не выгл€дит интуитивно пон€тным
«десь сформировалась схема движени€, при которой все машины из второй полосы до перекрЄстка попадают в первую после — на снимке хорошо видно, что весь поток идЄт именно так. ѕоэтому желание мотоциклиста зан€ть непременно вторую полосу не выгл€дит интуитивно пон€тным

Ѕестолкова€ организаци€ движени€

ќпрошенные нами юристы отметили, что схема проезда перекрЄстка недоработана и оставл€ет место дл€ конфликта.

— ƒл€ таких случаев есть разметка 1.7 (коротка€ штрихова€ лини€), котора€ обозначает полосы в пределах пересечени€ проезжих частей, — напоминает автоэксперт ёрий ѕанченко. — ќтсутствие такой разметки €вл€етс€ существенным фактором, повлекшим ƒ“ѕ, и необходимо подавать представление по статье 29.13  ојѕ, чтобы судь€ рассмотрел обсто€тельства, которые способствовали возникновению инцидента. ќтветственность за эту аварию правильнее возложить на дорожников.

јвтоюрист Ћев ¬оропаев согласен, что организаци€ движени€ на перекрЄстке неудачна и сбивает с толку. “ем не менее, считает он, формальное нарушение со стороны водител€ Renault Logan было.

— ѕроезжа€ часть в этом месте изгибаетс€, а разметки на самом пересечении нет, но это лишь означает, что водитель должен определ€ть количество полос самосто€тельно согласно пункту 9.1 ѕƒƒ, — объ€сн€ет он. — ¬ данном случае до перекрЄстка проезд пр€мо возможен с трЄх полос, после перекрЄстка также видим три полосы. Ёто значит, что она должна была из третьей полосы перестроитьс€ в третью (самую левую). ≈сли она оказалась во второй полосе или между полосами, это значит, она совершала перестроение и, согласно пункту 8.4 ѕравил дорожного движени€, должна была уступать тем, кто двигалс€ без смены полос — в данном случае мотоциклисту.

ёрист отмечает, что даже в случае одновременного перестроени€ или при «нерасчЄтном» пересечении траекторий уступает тот, у кого помеха справа — то есть снова автомобилистка.

¬прочем, из имеющихс€ видеозаписей до конца не €сно, св€заны ли манЄвры Renault Logan с падением мотоциклиста или он упал, например, не справившись с управлением. Ёту гипотезу поддерживает тот факт, что повреждений на Logan не обнаружено. 

«Ќикто не подавал знаки...»

ѕредметом спора также €вл€етс€ вопрос, считать ли Logan участником ƒ“ѕ, если у машины не было внешних повреждений. 

— »значально мотоциклист за€вл€л, что Logan его ударил и скрылс€ со вм€тиной в боку, но никакой вм€тины не было, — подчЄркивает отец автомобилистки. — ј когда он позже увидел невредимый автомобиль, сразу же «переобулс€» и за€вил, что да, мол, удара не было, но всЄ равно «автомобиль коснулс€ его локт€».

ѕавел ѕодбельный подчЄркивает, что контакта между транспортными средствами не было, а дочь лишь увидела кувыркающийс€ мотоцикл, который летел в еЄ сторону, и поэтому слегка сместилась левее, чтобы избежать с ним контакта.

— ќна отъехала метров на 300 и остановилась, осмотрела автомобиль, не нашла повреждений и сделала вывод, что не имеет отношени€ к происшествию, поскольку двигалась без нарушени€ ѕƒƒ и в столкновении не участвовала, — рассказывает хоз€ин машины. — ќна видела людей, которые собрались дл€ оказани€ помощи, при этом никто не подавал ей знаки, не сигналил. »менно тот факт, что никто из автомобилистов не бросилс€ в погоню, хот€ такие смельчаки наход€тс€ всегда, привели мен€ к мысли, что водители, двигавшиес€ сзади, не восприн€ли наш Logan как виновника происшестви€. ѕоказани€ против нас давали лишь два пешехода.

ћотоциклист получил травмы, повреждена и его техника: этих признаков достаточно, чтобы квалифицировать инцидент как ƒ“ѕ. ≈сли Logan так или иначе повли€л на движение мотоциклиста, водитель легковушки считаетс€ участником ƒ“ѕ
ћотоциклист получил травмы, повреждена и его техника: этих признаков достаточно, чтобы квалифицировать инцидент как ƒ“ѕ. ≈сли Logan так или иначе повли€л на движение мотоциклиста, водитель легковушки считаетс€ участником ƒ“ѕ

Ќо суд посчитал, что автомобилистка нарушила пункт 2.5 ѕƒƒ, который требует от водител€ оставатьс€ на месте ƒ“ѕ, к которому он причастен. ѕо части 2 статьи 12.17 административного кодекса девушку на год лишили прав. 

Ќо может ли человек быть участником аварии, в которой не было контакта? — точки зрени€ закона — может. ќсновным признаком ƒ“ѕ €вл€етс€ материальный вред (или вред здоровью), который возник при движении по дороге транспортных средств. ѕравила не требуют, чтобы вред был причинЄн всем участникам происшестви€. ¬ случа€х, когда один из водителей €вл€етс€ провокатором инцидента, но не получает повреждений, он по-прежнему считаетс€ участником дорожно-транспортного происшестви€ и об€зан выполн€ть требовани€ ѕƒƒ.

— ѕрактика по таким делам сложилась давно, и хот€ формально нужно доказывать, что автомобилист скрылс€ с места умышленно, то есть зна€ о факте ƒ“ѕ, на практике в таких делах умысел признаЄтс€ всегда, — комментирует Ћев ¬оропаев. — Ќедавние разъ€снени€ ¬ерховного суда лишь закрепили эту позицию. ¬не зависимости от наличи€ повреждений причастные к аварии автомобилисты должны оставатьс€ на месте аварии.

јвтоюрист также отмечает, что, если автомобилистка видела падение мотоциклиста и остановилась, нужно было как минимум вызвать скорую, а не уезжать с места происшестви€. 

“еперь единственный шанс девушки избежать ответственности — доказать, что байкер упал не из-за сближени€ с еЄ Renault Logan, а по каким-то другим причинам. Ќи одна из трЄх записей не отражает сам момент аварии, что не позвол€ет судить об инциденте достоверно. јвтомобилистка намерена оспаривать решение суда о лишении еЄ прав, а также доказывать свою невиновность. 

 то, по-вашему, в большей степени виноват в возникновении аварийной ситуации?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ¬одитель Renault Logan
  • ћотоциклист
  • ƒорожники
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

ѕерекрЄсток проспекта Ћенина и улицы ¬оровского часто отмечаетс€ нелепыми ƒ“ѕ: так, недавно на нЄм столкнулс€ водитель такси Uber и полицейский мотоцикл. –анее чиновница, проехавша€ здесь на погасшую стрелку и совершивша€ ƒ“ѕ с пострадавшими, отделалась лишь мелким штрафом.  стати, если бы мотоциклист получил т€жЄлые травмы, побег с места аварии мог бы закончитьс€ дл€ девушки на Logan гораздо хуже: ей бы грозила уголовна€ стать€.