29 мая пятница
СЕЙЧАС +23°С
В апреле автобизнес находился в разобранном состоянии: спасал лишь сервис

В апреле автобизнес находился в разобранном состоянии: спасал лишь сервис

В апреле Россия мучительно балансировала между необходимостью тормозить коронавирус и стремлением поддержать деловую активность. Помогли ли бизнесу послабления самоизоляции и каковы ожидания? Мы спросили об этом представителей крупнейших челябинских автохолдингов.

Апрель начался с «мёртвой недели», за которой последовало разрешение частично открыть сервисы, а со второй половины месяца — и шоурумы.

Шоурумы работают, но физически клиентов не видно: работа идёт строго по записи, а зоны ожидания во многих центрах закрыты

Шоурумы работают, но физически клиентов не видно: работа идёт строго по записи, а зоны ожидания во многих центрах закрыты

Но продажи новых автомобилей это спасло лишь отчасти — по оценкам челябинских автодилеров, они упали примерно в три раза. Федеральная ассоциация автомобильных дилеров РОАД оценивает потери для сектора ещё драматичнее: из 300 миллиардов рублей выручки, которая в обычный год приходилась на апрель, в прошедшем месяце удалось собрать 20–30 миллиардов (данные для всей страны).

Как продают автомобили в Челябинске

— Наши шоурумы работают в особом режиме по предварительной записи, — рассказывает генеральный директор сети автосалонов «Сатурн» Александр Мещеряков. — То есть двери шоурумов закрыты, при появлении клиента дежурный сотрудник выясняет, записывался ли клиент к какому-то конкретному менеджеру. Если нет, то на дверях автоцентров висят телефоны, по которым нужно предварительно позвонить и согласовать время визита.

По словам Александра Мещерякова, спрос является отчасти инерционным, за счёт запаса с хороших времён. И клиенты идут в основном с деньгами, а основной мотивацией является формула «потратить сейчас, а то потом ещё хуже будет».

— Раньше у нас до половины машин, а иногда и до 60%, продавалось по кредитным программам, — рассказывает директор «Сатурна». — Но сейчас продажи в кредит резко сократились, в том числе потому что люди не могут прогнозировать свои доходы в обозримом будущем. Идут те, кто не хочет «морозить» деньги.

Продажи новых автомобилей, по его словам, снизились примерно втрое.

Гендиректор группы компаний «Планета Авто» Андрей Кольцук описывает похожую картину:

— Ситуация неравномерная по маркам, есть и те, у кого продажи близки к нулю, но в целом в нашем холдинге продажи снизились втрое. В начале апреля я говорил, что падение будет не менее чем двукратным, но реальность оказалась даже хуже, — говорит он.

Исполнительный директор «Первого независимого автоцентра» Дмитрий Ерёменко говорит, что апрель в чём то даже превзошёл ожидания с точки зрения продаж:

— Конечно, эти ожидания были занижены обстановкой в начале месяца, и мы не думали, что 13 апреля сможем открыть автоцентры, — говорит он.

В начале апреля многие дилеры начали внедрять «бесконтактную» продажу автомобилей, но пока традиционный метод «очных» продаж всё равно доминирует

В начале апреля многие дилеры начали внедрять «бесконтактную» продажу автомобилей, но пока традиционный метод «очных» продаж всё равно доминирует

Кстати, онлайн-продажи автомобилей пока не стали доминирующей формой:

— Из-за апрельских послаблений они перешли в разряд факультатива, — объясняет Александр Мещеряков. — Но мы всё равно ориентируем менеджеров по продажам выяснять у клиента, хочет ли он приехать в салон или готов провести сделку удалённо.

Автомобили BMW можно купить и по старинке, а можно сразу в онлайне

Автомобили BMW можно купить и по старинке, а можно сразу в онлайне

Например, дистанционная продажа автомобилей заработала у дилеров BMW: в компании «М-Сервис» подтвердили нам переход на такую форму работы. Выбрать автомобиль, включая точную комплектацию, можно в режиме онлайн, затем оплатить покупку и ждать доставки до адреса.

Но в остальном революции в продажах не произошло:

— В начале апреля мы запустили онлайн-продажу автомобилей, но поскольку потом автоцентры открыли, спрос на неё пока единичный, хотя мы продали один автомобиль покупательнице из Екатеринбурга по удалённой схеме, — говорит Дмитрий Ерёменко. — Но для большинства покупателей всё же важно прийти и увидеть товар вживую.

Неплохо сложился апрель с точки зрения корпоративных продаж автомобилей, но это связано больше с длительным сроком принятия решений и заранее согласованными контрактами. Но даже в этой области ряд дилеров столкнулся с аннулированием ряда госзакупок: бюджетные деньги перенаправляются на другие нужды.

Май будет хуже апреля

Прогнозы на май безрадостные. С одной стороны, есть риск усиления карантинных мер — решения принимаются практически еженедельно. Но хуже для автобизнеса другое обстоятельство — обеднение населения.

— В апреле люди получили ещё зарплаты за март, в мае они будут получать за апрель, который для многих стал месяцем крайне тяжёлым, — говорит Александр Мещеряков. — И с мая у людей начнут смещаться приоритеты.

— Многие ещё не понимают, что произошло, продолжают жить как прежде, готовиться к лету, и пока мы видим лишь самое начало рецессии, — говорит Андрей Кольцук. — Лето в автобизнесе в принципе сезон затишья, и основные продажи начинаются с сентября, но в этом году мы ничего хорошего не ждём. Разве что больше людей останется на лето в городе, но вряд ли это скажется на продажах.

Несмотря на простои производства, дефицита автомобилей не ощущается: наоборот дилеры говорят о запасах чуть ли не до октября.

— Для автодилера нормально иметь двухмесячный запас автомобилей на складе, а если продажи упали втрое, можете посчитать, каким стал запас, — объясняет Андрей Кольцук. — Это реальная катастрофа.

Сервис тащит автобизнес

Чуть лучше обстоят дела в автосервисе, и представители автобизнеса отмечают два фактора: «высокий сезон» и сильную инерцию рынка.

— Первая неделя апреля была полностью потеряна, но если бы мы работали с той же интенсивностью, что и остаток апреля, то по сервису вышли бы на 70–80% плана, — рассказывает Александр Мещеряков. — С учётом нерабочей недели показатели были 60–65%. В апреле очередь на сервис растягивалась на 7–8 дней, поэтому мы постепенно добавляли сотрудников с учётом всех мер безопасности.

Загрузка сервиса снизилась не так драматично, но этому помог сезонный фактор

Загрузка сервиса снизилась не так драматично, но этому помог сезонный фактор

Аналогичные цифры приводят в компании «Планета Авто»: загрузка сервиса составляет порядка 65%.

— Апрель — горячий период для сервиса, и был спрос на услуги шиномонтажа, замену масла и так далее, но, например, в кузовных цехах — ощутимый спад, — говорит Андрей Кольцук.

В компании «Сатурн» сохраняется высокая загрузка кузовных цехов, но это, скорее, отложенный спрос с прежних времён, когда запись растягивалась на месяц. В перспективе ожидается падение: снизилась аварийность и количество обращений по направлению страховых.

Большой спад ожидается в кузовных цехах, но причины для этого положительные: снизилось число ДТП

Большой спад ожидается в кузовных цехах, но причины для этого положительные: снизилось число ДТП

— Наши сервисы отработали даже чуть лучше, чем в апреле прошлого года, — рассказывает Дмитрий Ерёменко. — Если гайки не затянут, мы сможем поддерживать этот уровень и в дальнейшем. Мы опасались, что люди просто откажутся от каких-то работ с автомобилем, но, в целом, этого не произошло.

Сервисы, как и шоурумы, работают в особом режиме: приём — только по предварительной записи, индивидуальные средства защиты, минимум сотрудников и так далее. Во многих компаниях признались, что подобные меры безопасности сами по себе влетают в копеечку: приходится тратиться на санитайзеры, обеззараживатели воздуха, дезинфекцию помещений. Как призналась сотрудница одного из автоцентров «у нас скоро разовьётся обсессивно-компульсивный синдром — так часто приходится всё протирать и проверять».

В ряде компаний постарались максимально упростить сдачу автомобилей в сервис, например, «Порше Центр Челябинск» использует услугу консьержа: автомобиль забирают от дома клиента и туда же возвращают. Весь процесс снимается на видео, а на период доставки до сервиса и обратно машина дополнительно страхуется. Дмитрий Ерёменко сообщил, что за месяц услугой воспользовались более 20 клиентов.

Наиболее пострадавшая отрасль

Во второй половине апреля правительство РФ внесло автобизнес в перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, но каких-то значимых решений пока не последовало. Глава Минпромторга Денис Мантуров на днях сообщил, что его ведомство занимается разработкой программы поддержки автодилеров. Представители автобизнеса просят меры, аналогичные тем, что предложили для малых и средних предприятий — например, оплату МРОТ сотрудникам, которые не работают из-за принятых ограничений. В Минпромторге обещали изучить подобные варианты.

Многие дилеры считают, что для поддержки отрасли нужны новые, смелые программы, которые помогут людям, а не просто создадут иллюзию выгоды

Многие дилеры считают, что для поддержки отрасли нужны новые, смелые программы, которые помогут людям, а не просто создадут иллюзию выгоды

Впрочем, сами представители автобизнеса воспринимают подобные разговоры со скепсисом:

— Да, обсуждают программы помощи, но реально помощи не будет — это прожектёрство, — считает Андрей Кольцук. — Например, дали отсрочку по налогам, но потом их придётся платить всё равно, и главный вопрос сейчас в том, за счёт чего? У нас пока сохраняются фонды оплаты труда, сохраняются издержки, но есть дилеры, которые уже начали отпускать сотрудников.

Из более-менее реалистичных предложений Минпромторга — возобновление программ «Первый/семейный автомобиль» на более мягких условиях. Например, для получения льготного кредита по программе «Семейный автомобиль» будет достаточно одного ребёнка (раньше — двух детей), а ценовую планку поднимут до 1,5 миллиона рублей (было — миллион рублей). Однако в дилерской среде смотрят на подобные программы без ажиотажа:

— Когда ещё в 2009 году появились первые госпрограммы помощи авторынку, вроде утилизации и льготного кредитования, они действительно дали мощный толчок, — напоминает Александр Мещеряков. — Но те же программы «Первый/семейный автомобиль» уже года два как не вызывают особого подъёма, потому что кто хотел, уже воспользовался ими.

Авторынок нуждается в домкрате

Авторынок нуждается в домкрате

В целом апрель оказался чуть лучше ожиданий, но в отрасли настраиваются на тяжёлые времена. Условий для полноценной работы нет, как нет и уверенности в будущем. И возникает ощущение, что из двух зол мы выбираем оба — половинчатый режим самоизоляции не позволяет остановить распространение коронавируса, но не способствует и работе бизнеса, главной проблемой для которого могут стать даже не ограничительные меры, а грядущее обеднение россиян.

— Иллюзий нет, и главный вопрос в том, когда начнёт восстанавливаться экономика, а это, думаю, случится не раньше следующего года, — считает Дмитрий Ерёменко.

— Сохранить майские продажи на уровне 30% от мая прошлого года — это было бы песней, — подытоживает разговор Александр Мещеряков.

Автомобили продолжают дорожать, а российские автозаводы работают в рваном режиме: например, АВТОВАЗ будет простаивать большую часть мая. В марте этого года был резкий всплеск продаж, но апрель, судя по всему, стал рекордно плохим.

Хотите рассказать о состоянии вашей отрасли во время пандемии? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ5
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!