Сезонное оживление авторынка осенью 2020 года оказалось особенно духоподъёмным: автодилеры рассказывают, что свободных машин почти нет и ситуация отдалённо напоминает конец 2014 года, когда из-за тревожных предчувствий россияне вымели все склады машин. Впрочем, сейчас причина не только в этом.
В конце минувшего лета возник дефицит автомобилей, связанный прежде всего с апрельским карантином автозаводов. Ожидалось, что ситуация улучшится в сентябре, когда наладятся устойчивые поставки «посткарантинных» машин, но и осенью дефицит сохранился из-за спроса, спровоцированного ослаблением рубля. С начала осени курс доллара возрос с 74 рублей до 78 рублей (с пиком около 80 рублей), курс евро уверенно перевалил за 90 рублей. Поскольку цены на автомобили меняются с «лагом» в несколько недель, россияне уже привыкли покупать на опережение.
— Ажиотаж есть, но не сказать, что реальный спрос очень сильно вырос, — объясняет коммерческий директор автокомплекса «Регинас» Сергей Попов. — Думаю, дефицит возник в большей степени из-за сокращения импорта и производства во время пандемии. Недостаток машин ощущается во всех сегментах, включая и эконом-класс, и премиум-сегмент. Можно проводить какие-то параллели с 2014 годом, но со скидкой на новые обстоятельства.
Например, по информации Федеральной таможенной службы, импорт автомобилей в Россию за первые семь месяцев 2020 года сократился на 35%. Чуть меньше, на 30%, сократилось производство внутри страны (данные Росстата). При этом продажи упали не так сильно — на 19%, если брать тот же период в 7 месяцев, и на 15% — по итогам января-сентября. С июля продажи не уступают прошлогоднему уровню, то есть устойчивый спрос накладывается на спад производства.
Сергей Попов отмечает большой интерес к покупке в кредит и с использованием программ трейд-ин.
— Я не думаю, что основной мотивацией является желание людей спасти рублёвые накопления, — говорит он. — Скорее, их подталкивает к покупке грядущее повышение цен из-за девальвации рубля.
По его словам, высокий спрос наблюдается в том числе на автомобили китайских производителей, например, Haval, Geely, Changan и Chery. Спрос на них действительно резко вырос, например, по итогам 8 месяцев продажи чайнакаров прибавили 44,5%. И это — на фоне падающего в целом рынка.
— Конечно, китайским производителям помогает эффект низкой базы, — объясняет Сергей Попов. — Но всё равно заметно усиление интереса, например, в сентябре Geely попала в топ-12 самых популярных марок России.
Генеральный директор компании «Планета Авто» Андрей Кольцук добавляет, что большие сложности испытывают поставщики компонентов для автопрома:
— Я бы не сказал, что на рынке ажиотаж — скорее, дефицит машин. Здесь много интересных нюансов, например, новые автомобили везут к нам из Китая напрямую, а вот китайские компоненты — через Монголию, где они застревают из-за «коронавирусных» ограничений, что приводит к сбоям производства уже в России.
Генеральный директор автомобильного холдинга «Сатурн» Александр Мещеряков также считает, что дело не в шквальном спросе, а в недостатке предложения:
— Трафик в автосалонах более-менее стабильный, и проблемы с производством и поставками постепенно решаются. Правда, пока в доступе далеко не всё и в очень ограниченном количестве. Цены в октябре снова немного подросли, но в конце сентября всплесков не было, так что ситуация стабильна. Видимо, люди понимают, что если цены и меняются, то в пределах 7–10 тысяч рублей, что не так существенно.
Из брендов «Сатурна», например, в сентябре изменила ценники компания Renault: так, популярные Logan подорожали на 10–13 тысяч рублей и стоят теперь в пределах 645–851 тысячи рублей.
Цены на автомобили пухнут весь 2020 год. Например, Hyundai Solaris подорожал в сентябре на 5 тысяч рублей, а если учитывать все корректировки с начала года — на 52 тысячи. Средняя комплектация Comfort с двигателем 1,6 литра стоит сейчас 931 тысячу, а в начале января за неё просили 879 тысяч. Lada Granta в конце 2019 года стоила от 445 тысяч рублей, сейчас — от 484 тысячи. Lada Vesta до январского подорожания стоила от 607 тысяч рублей, сейчас её не купить дешевле 668 тысяч.
Похожая ситуация в Екатеринбурге. Журналист и автоэксперт Кирилл Зайцев рассказал следующее:
— Склады автомобилей смели ещё в августе, теперь все сидят и ждут: дилеры — новых поступлений, перекупы — нового трейд-ина. Кто-то пристраивает рубли, кто-то пытается забрать машину «лишь бы дали». Если новые разобрали давно, то сейчас и на вторичном рынке беда: автоподборщики говорят, что встал и трейд-ин. Нового нет, поэтому и старое не сдают. На площадках трейд-ина шаром покати.
Не стоит ждать и рождественских распродаж. В этом году очистка складов не предвидится по причине отсутствия этих самых складов, а предновогодние скидки с большой вероятностью окажутся лишь маркетинговой уловкой — производители предлагают специальные условия для покупки через трейд-ин и в кредит уже сейчас.
Планируете ли вы приобретать автомобиль в обозримом будущем?
До конца года ожидается очередной виток подорожания автомобилей, связанный с сентябрьским ослаблением рубля.
— В обычное время повышение цен происходит один-два раза в год, но сейчас практически каждый месяц дорожают отдельно взятые модели, — рассказал агентству «Автостат» генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин. — Сильнее всего подорожают импортные бренды, но рост цен на автомобили локальной сборки будет более сдержанным.
Один из руководителей сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников считает, что из-за обвала рубля стоимость автомобилей вырастет до конца года на 3–10%.
А вот цены на вторичном рынке даже слегка упали: по данным агентства «Автостат», средняя цена подержанного автомобиля по итогам сентября снизилась до 602,6 тысячи рублей (-0,3%). За эти деньги можно купить относительно свежий автомобиль среднего класса. Например, такую сумму просят за трёхлетний универсал Ford Focus.
Трёхлетние машины, по данным «Автостата», действительно подешевели сильнее рынка, а вот пятилетки, наоборот, прибавили почти 13%. Выбор таких машин также очень широк.
Помимо машин в Челябинске активно раскупают недвижимость, хотя причины и несколько иные.
Будьте внимательны при выборе автомобиля: челябинцы продолжают жаловаться на автосалон «Аспект Авто» на Блюхера, 96.
Не все марки выдерживают прессинг 2020 года: так, об уходе из России объявил японский Datsun. Летом этого года обновились SKODA Rapid и Renault Kaptur.