Интернет-технологии развиваются с такой скоростью, что простой пользователь за ними зачастую не поспевает. Далеко не все добровольные жертвы мировой паутины могут дергать за нужные ниточки, чтобы получать необходимое. Причины могут быть самыми разными: недостаточная скорость соединения, большие цены на трафик. Однако связь и оборудование дешевеют, сеть затягиваюет все больше пользователей, и их там ждет много интересного. Например, интернет-телевидение (оно же IPTV) – явление, которое рано или поздно рискует стать массовым.
Эксперты американской исследовательской фирмы RHK предполагают, что если в целом индустрия сетевых развлекательных сервисов будет прибавлять в течение ближайших пяти лет по 24%, то рынок IPTV будет расти более чем на 100% в год. Владельцев электронных СМИ прежде всего привлекают большие перспективы. В частности, при том, что отмечается рост аудитории IPTV, оно пока свободно от множества законодательных ограничений.
Выгода от такого способа подачи материала для рекламодателей очевидна: есть возможность четко выделить целевую аудиторию, что позволяет рекламе работать максимально эффективно. Плюс возможность интерактива: во время прямых трансляций посетители общаются с участниками программы и, таким образом, отчасти создают эту программу, не вставая с кресла.
Первыми начали осваивать сеть крупные телеканалы страны, транслируя свои программы в Интернете в режиме реального времени (например, для жителей Уральского региона это едва ли не единственная возможность смотреть «московский» вариант программ). Чуть позже подключились вещатели, ориентированные в первую очередь на интернет-трансляции. Ярким примером сетевого телепроекта является Rambler Vision, где зрителям доступны программы альтернативного телевидения, клипы, мультфильмы, трейлеры к новым фильмам, информационные сюжеты – в общем, все то, чем богато телевидение обычное. РБК-ТВ пошло еще дальше: это специализированный интернет-телеканал, ориентированный исключительно на бизнесменов.
Проект Corbina-TV специализируется на вещании нескольких центральных каналов. Кроме того, там же можно заказать запись трансляции в определенное время. Впрочем, при желании (и особенно, возможности) можно найти архив ссылок на трансляции очень многих телеканалов – как российских, так и зарубежных.
Главный недостаток российского Интернета – несовершенство сетей инфраструктуры и высокая стоимость трафика – одновременно сформировал и специфику IP-телевидения: концентрированность подачи материала. Информация изложена максимально конкретно и сжато, новостной сюжет по времени длится, как правило, не более одной минуты, если есть реклама, то она занимает 3-4 секунды.
Собственное IPTV есть и в Челябинске. В первую очередь, это онлайн-трансляции ТРК «ЮУрГУ-ТВ». В Интернете можно смотреть ровно то же, что идет в данный момент в трансляции телевизионной (эта возможность доступна исключительно абонентам кабельной сети «ЮУрГУ-ТВ»).
«Пока мы проводим тестовое вещание потокового видео в формате RealTime, – рассказал директор компании Сергей Гордиенко. – Трансляция идет с разной скоростью (28 и 150 кб/с) – для модемного соединения и LAN. Сейчас к нам имеются претензии по качеству изображения и связи. Но мы работаем и над увеличением вариантов возможных подключений, и над качеством. Будет пополняться архив отснятых программ, который есть на нашем сайте».
Обновленным «ЮУрГУ-ТВ» обещает предстать в Интернете этой осенью.
Компания «Амолини» пошла другим путем и размещает на своем сайте все отснятое собственными силами: новости, интервью, сюжеты об искусстве и литературе, репортажи с выставок и фестивалей, фрагменты спортивных трансляций. Сами трансляции, кстати, можно смотреть в прямом эфире. Но нужно учитывать, что, например, один хоккейный матч занимает около 100 Мб.
«Все новости, все репортажи мы сопровождаем фотографиями высокого качества и видеосюжетом, – рассказывает генеральный директор компании Юрий Сажнев. – Мы делаем два варианта – один для владельцев сотовых телефонов SkyLink и тех, у кого медленный Интернет, второй – более качественный. Для сравнения – один и тот же сюжет «весит» 0,9 и 6,6 Мб соответственно».
В чем отличие интернет-телевидения от телевидения обыкновенного? Можно посмотреть любой сюжет в любое удобное время. А если он не понравился, то можно выключить запись, не скачивая ее целиком.
«Амолини» может работать и в обычном телевизионном режиме. С запуском цифрового телевидения у его партнера ЗАО «ЧИКС» и с уплотнением каналов до 24, в сети кабельного телевидения в радиусе 30 км возможно вести прием канала через систему MMDS компании «ЧИКС». Правда телезрители не смогут ничего выбрать или принять участие в программе. А заказать сюжет можно будет только через сайт.
«Самая главная проблема интернет-ТВ, – говорит Юрий Сажнев, – невысокая скорость передачи данных даже по выделенным линиям. Достаточная скорость – примерно 500 кбит в секунду, а это могут себе позволить далеко не все. Кроме того, транспортировка контента стоит дорого. Дешевле, чем за 1 рубль 20 копеек за Мб «груз» из Москвы не доставить. Просмотреть 6-мегабайтный файл стоит уже 7 рублей 20 копеек. А если покупать по обычным ценам провайдеров – например, за 3 рубля? Это высокая цена для массового потребления. То есть, никогда Москва не сможет создать интернет-телевидение для регионов».
Поэтому основная задача, которую ставит перед собой «Амолини», – создать локальный Интернет с местным контентом. Ведь как показывает опыт западных стран, на 80% потребляется именно местный Интернет. При этом возможно будет продавать контент сайтов провайдерам гораздо дешевле – но так, чтобы и они могли продавать его потребителям не за 2-3 рубля, как сейчас, а по более низким ценам.
Но есть надежда на мобильный Интернет. Благодаря своей специфике – возможности иметь выход в Сеть из любой точки по сравнимым ценам и с достаточно высокой скоростью – можно предположить рост его пользователей не только за счет новых абонентов, но и за счет оттока от «наземных» провайдеров. Процесс должен ускориться при расширении канала до 2 Мбит и падении цен на трафик. Тогда уже скачивание отснятых сюжетов и возможность просмотра прямых трансляций станет явлением если не массовым, то, по крайней мере, более распространенным.
Таким образом, уже сейчас челябинцам доступны оба варианта интернет-телевидения с местным контентом. Можно смотреть программы телеканала в реальном времени («ЮУрГУ-ТВ»), но без возможности увидеть повтор понравившегося сюжета в удобное время (если, конечно, именно этот сюжет не выложен на сайте). Можно выбирать сюжеты, но лишь изредка смотреть программы в онлайне («Амолини-ТВ»).
Логично предположить, что в ближайшее время резкого скачка зрителей интернет-ТВ в Челябинске ожидать сложно, хотя его постепенное развитие вполне вероятно вследствие увеличения качества связи и числа точек доступа к высокоскоростному Интернету. Массовое же потребление IPTV возможно лишь при снижении стоимости трафика либо одним из действующих провайдеров, либо новым игроком на рынке интернет-услуг.