RU74
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Челябинске

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

2 м/c,

с-з.

736мм 36%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Бизнес Вадим Ромасенко, генеральный директор ОАО «Челябкоммунэнерго»: «Тепло и комфортно должно быть в каждом доме»

Вадим Ромасенко, генеральный директор ОАО «Челябкоммунэнерго»: «Тепло и комфортно должно быть в каждом доме»

" src=

Тепло и комфортно должно быть в каждом доме. Так считает генеральный директор ОАО «Челябкоммунэнерго» Вадим Ромасенко, руководитель одного из лучших предприятий города, на чьи плечи легла ответственность за обеспечение челябинцев теплом. Сегодня Челябкоммунэнерго – это 11 муниципальных котельных, 558 жилых домов, 20 детских садов, 14 школ, 3 больницы, 60 километров теплотрасс, более 2,5 миллиона квадратных метров отапливаемой площади.

Надо признать, добиться встречи с Вадимом Ромасенко было нелегко. Еще бы – на исходе лето, рабочий день генерального директора Челябкоммунэнерго расписан буквально поминутно. И все же небольшое окошко в плотном графике было найдено…

– Вадим Владимирович, в народе бытует поговорка: «Готовь сани летом». Лето на исходе, не за горами суровая уральская зима. Готово ли ваше предприятие встретить предстоящий отопительный сезон во всеоружии?

– Да, действительно, прошедшая зима напомнила всем нам, что такое настоящая уральская зима. Слава богу, мы пережили ее без особых эксцессов и происшествий. В отличие от коммунальных служб Корякии, которые оказались не готовы к таким испытаниям. В результате люди буквально замерзали в своих квартирах. Сказалось наше пресловутое русское «Авось!». Мы же сделали выводы и практически сразу после завершения отопительного сезона начали подготовку к новой зиме. Мы прекрасно понимаем, что от нашей работы зависит благополучие многих горожан. Ведь важно, чтобы люди, приходя домой, ощущали тепло и комфорт. В этом плане наш бизнес отличается от других – он является социально значимым.

Надо сказать, не без трудностей нам пришлось готовиться к предстоящей зиме. Подготовка к отопительному сезону в городе проходила неровно. Сказалось и то, что лето выдалось на редкость дождливое и холодное. Поэтому многие горожане были недовольны плановой работой, проводимой коммунальными службами. Впрочем, я и сам живу в обыкновенной квартире, мне хорошо знакомы проблемы, с которыми сталкиваются рядовые челябинцы, в частности, месячные отключения горячей воды. Но, поверьте, лучше один месяц помучиться, чем потом мерзнуть зимой.

Тем не менее, в целом подготовку к отопительному сезону мы завершили удачно. Так, благодаря финансовой поддержке администрации города нам удалось погасить задолженность (из-за перерасхода топлива в те морозные дни) перед поставщиками. В результате наше предприятие одно из первых в городе уже 25 августа завершило подготовку к предстоящему отопительному сезону. Об этом свидетельствуют подписанные акты готовности. Нас это, безусловно, радует. Но мы не расслабляемся, ведь еще неизвестно какие сюрпризы преподнесет уральская природа.

– В канун предстоящего отопительного сезона население вновь находится в нерадостном ожидании повышения тарифов на коммунальные услуги. При этом основным виновником очередного скачка цен, как правило, называют предприятия, работающие в сфере ЖКХ. Так ли это на самом деле?

" src=

– Хотелось бы внести некоторые разъяснения. Во-первых, мы сами не устанавливаем тарифы, этим занимается Единый тарифный орган. Согласно закону эти тарифы должны устанавливаться единожды в год. Мы же строго следуем этим предписаниям. Фактически мы являемся производителями тепла, а вот качество и состояние внутридомовых сетей, их обслуживание зачастую не зависит от нас, этим должны заниматься управляющие компании, предприятия ЖКХ, обслуживающие население. Вот почему население города должно понимать, что стоимость услуг регулируется именно тарифными органами. Кроме того, объективно на величину тарифов влияют многие факторы, в первую очередь – политика естественных монополий, предприятий ТЭК. Если повсеместно растут цены на газ, топливо, увеличиваются транспортные расходы, соответственно, и мы вынуждены закупать сырье по тем ценам, которые устанавливают поставщики.

– Так или иначе, коммунальные тарифы достаточно высоки, и большая часть населения испытывает трудности при оплате услуг. Какими вы видите пути решения?

– Первое на что хотелось бы обратить внимание – людям пора понять одну простую истину: услуги – это товар, и за него надо платить. Сразу же предвижу упрек: мол, еще в недалеком прошлом кварплата составляла 21 копейку за квадратный метр жилья, киловатт-час стоил 4 копейки и т.д. Сколько же еще можно терпеть рост коммунальных тарифов?! Но есть одно но: далеко не каждый из нас задумывался над тем, какой ценой достигалось наше благополучие. Ведь основное бремя по оплате коммунальных услуг ложилось на предприятия. Их просто обязывали делать это. Это же надо было дойти до такого абсурда: когда отопительные системы проводились внутри бетонных блоков, в итоге мы вынуждены отапливать не только квартиру, но и улицу. Не говорю о качестве подъездных окон, дверей. Вот и приходиться до сих пор расплачиваться по старинке. Хуже того – мы к этому привыкли. Прошедшее десятилетие сформировало в нас потребительское отношение. Мы попросту перестали замечать, что капает из крана или протекают трубы отопления, уж не говорю о неэкономном расходовании воды.

Сегодня, когда за все надо платить, ответственность населения возросла, мы отчетливо почувствовали на себе последствия новой тарифной политики. Конечно, новый Жилищный кодекс во многом несовершенен, но в то же время было очевидно, что ситуацию надо менять. Предприятия, сбросившие весь жилищный фонд на плечи муниципалитета, как бы разом лишились головной боли. Новому хозяину коммунальное хозяйство досталось в довольно плачевном состоянии: изношенность коммуникаций и систем сегодня составляет более 80 %, жилищный фонд изношен на 60 %.

Безусловно, нельзя всю ответственность за состояние ЖКХ возлагать на население. В этой ситуации я вижу лишь одно решение проблемы: государственные, адресные субсидии малоимущим. В то же время не для кого не секрет, что зачастую в квартирах большой площади проживают одинокие старики, и это жилье зачастую становится предметом торга «повзрослевших» детей и внуков. Тогда напрашивается вывод: они должны помогать следить за содержанием этих квартир и участвовать в оплате коммунальных услуг.

Другим механизмом, сдерживающим рост тарифов, может стать использование энергосберегающих технологий, например, индивидуальных счетчиков. Об этом в своих выступлениях неоднократно говорят и городские руководители: глава Челябинска Михаил Юревич и первый вице-мэр Сергей Давыдов. Практика показывает, что в таких случаях существенно уменьшаются расходы на оплату коммунальных услуг.

Кстати, в новом отопительном сезоне мы впервые собираемся применить новый механизм оплаты, размер которой будет рассчитываться в зависимости от категории жилого фонда.

Это вызвано тем, что до сих пор расценки за услуги велись по расчетам 1998 года, а они в одних случаях были завышены, в других занижены. Первый шаг уже сделан в сторону понижения тарифов, пусть небольшого, но все же показывающего то, что глава города Михаил Юревич готов понимать и защищать интересы простых горожан.

– Аппетиты монополий, таких как «Газпром», и предприятий ТЭК растут из года в год. Вы согласитесь, что львиную долю затрат вашего предприятия съедают именно они. Что вы можете противопоставить растущим отпускным ценам со стороны предприятий-поставщиков?

– Здесь наши возможности скромны. Вы же прекрасно понимаете, что умерить аппетиты монополистов в состоянии лишь государство, депутаты. Необходима продуманная и взвешенная политика государства. Но мы видим, что это не так-то просто осуществить в реальности. В качестве примера можно привести ситуацию на топливном рынке. Закупку бензина, ГСМ каждый поставщик осуществляет у разных производителей, на разных нефтеперерабатывающих заводах и, соответственно, по разной цене. Почему же на разных АЗС мы видим абсолютно одинаковые цены? Что это, как не сговор! Или взять телекоммуникационный рынок: недавнее введение бесплатных входящих звонков привело к повсеместному пересмотру тарифов операторами вместо, казалось бы, логического снижения цен. Таких примеров можно привести немало. Очень часто повлиять на монополии не в состоянии даже ФАС. Сказывается уязвимость и недоработка наших законов. Так что поправки может внести лишь время.

– Как складываются ваши взаимоотношения с представителями власти, мэром города, руководителями промышленных предприятий и финансовых учреждений? Находите ли вы у них деловую поддержку? И какова роль муниципалитета в работе предприятий ЖКХ?

– Я считаю, что нам удалось достичь взаимопонимание и установить конструктивное деловое сотрудничество с мэрией. Хотя прекрасно понимаю, что не во всех случаях удается прийти к взаимному согласию. Тогда на выручку идут дипломатические приемы, поиск компромисса. Иначе, конфликт неизбежен. А он ни к чему хорошему не приводит. К тому же, я бы не сказал, что у меня мягкий и податливый характер. Иногда в интересах дела я готов отстаивать свою позицию и позицию предприятия.

Что касается роли муниципалитета в работе предприятий ЖКХ, то здесь, на мой взгляд, самое важное – понимание обеими сторонами стоящих перед нами общих задач: бесперебойное обеспечение населения теплом и горячей водой. В то же время именно муниципальные власти способны противостоять монополиям, регулировать отпускные цены на топливо.

– Изношенность коммунальных сетей высока. В связи с этим каковы перспективы развития ЖКХ в Челябинске? Есть ли пути выхода из создавшегося положения?

– В одном вы правы: действительно изношенность коммунальных сетей высока, как и самого жилищного фонда. Надо заметить, что все эти проблемы возникли не в одночасье, а накапливались десятилетиями. Многие дома и поселки строились 40-50 лет назад, в то время как капитального ремонта они не видели многие годы. Котельные проектировались и строились с использованием старых, порой самодельных котлов. Да и чего греха таить: квалификация работников котельных раньше оставляла желать лучшего. Их труд был низкооплачиваемым, тяжелым и малопривлекательным. Остаточный принцип финансирования привел в итоге к полной разрухе.

Все мы помним недавнее состояние наших дорог, которые ежегодно ремонтировались, но почему-то не становились лучше. И это происходило до тех пор, пока мы не поняли справедливость пословицы: «Скупой платит дважды». Сегодня перемены налицо.

Вот почему мы решили (и муниципалитет нас поддержал), что более перспективным является строительство новых современно оснащенных котельных. Могу с гордостью сказать, что это нам удалось. Я уверен, что жители поселков Новосинеглазово, АМЗ, Мебельный уже предстоящей зимой смогут почувствовать разницу. В перспективе строительство новых котельных в других проблемных районах. Так что пути выхода уже найдены, главное – не останавливаться на достигнутом.

– Ну и, наконец, последний вопрос. С каким настроем вы как руководитель предприятия смотрите в будущее?

– Наш коллектив смотрит в будущее уверенно и настроен только на позитивные перемены. Не скажу, что будет легко, но ведь не зря говорится: «Знания и труд – все перетрут!». Иначе жить нельзя. Это только в сказке в одно мгновение старая покосившаяся избенка превращается в дворец, а бедный становиться богачом…

Моя уверенность подкрепляется еще и тем, что со мной в команде работают настоящие профессионалы, готовые развиваться. Мы учимся, растем, набираемся мудрости и опыта. Так что любые трудности нам по плечу.

В эти дни Челябинск отмечает свое 270-летие. Хотелось бы поздравить всех челябинцев с этим праздником. Пожелать крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов во всех начинаниях, везения во всем.

Фарид ГАЛЛЯМУТДИНОВ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления