Оказывается, в России можно производить водку, не платя при этом много лет налоги, иметь поддержку властей и оказаться в итоге у разбитого корыта.
Такова судьба «Казака уральского», некогда монопольного производителя крепкого алкоголя в регионе. Усилия государства по сохранению контроля над этим предприятием имели прямо противоположные ожидаемым результаты. На несколько лет водочный комбинат попал под влияние криминалитета, оставаясь благодатной «кормушкой» для коррумпированных чиновников. Сегодня простаивающее госпредприятие являет собой убедительный пример неэффективности государства в этой сфере региональной экономики.
«Вся история алкогольного рынка – это история закручивания и отпускания гаек государством», – утверждает бывший совладелец оптовой компании «Незабудка-Алкоголь» Денис Кошелев.
Практически утратив к сегодняшнему дню позиции в сфере производства и дистрибуции алкоголя, государство на административном уровне продолжает диктовать правила игры и выдает лицензии участникам рынка. По данным УФНС России по Челябинской области на начало года, 17 организаций – в том числе пять филиалов ФГУП «Росспиртпром» – имели лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пионеры стакановского движения
1993 год ознаменовал собой начало свободного рынка крепкого алкоголя и массового импорта спиртного. За несколько последующих лет Челябинск узнает такие названия, как Royal, Smirnoff, Rasputin и, конечно же, ликер Amaretto. Малознакомые торговые марки быстро вошли в фольклор, став частью неписанной истории дикого этапа российского капитализма. Лицензии и аккредитации появятся через несколько лет. Рынок алкоголя регулировался в то время крайне неэффективно, что открывало безграничные возможности для развития частного предпринимательства.
Одни из первых оптово-розничных отделов по продаже спиртного открылись в Торговом центре.
«У нас в Торговом центре был отдел по продаже вычислительной техники и комплектующих, – рассказывает генеральный директор компании «Мавт» Александр Сафронов. – Я как-то обратил внимание, что к нам никто не заходит, а у отдела под названием «Круг», где стоят красивые бутылки с импортным алкоголем, всегда многолюдно».
Учредителями «Мавта» выступили начальник расчетного отдела НИИ Александр Сафронов и его младшие коллеги Андрей Зуев и Валерий Жаворонков. Последнему принадлежала идея вложить заработанные деньги в торговлю алкоголем.
«Мы считали, что настоящий мужчина разбирается в футболе, женщинах и алкоголе. Тут главное дешево купить, дорого продать и не перепутать», – вспоминают Александр Сафронов и его деловой партнер Андрей Зуев.
Первую машину с грузом заказали в столице. Сбалансированный с учетом тогдашнего покупательского спроса ассортимент выглядел просто. Неясного происхождения водка «Smirnoff» и «Аmaretto». 50 на 50. Алкогольный бизнес «Мавта» сложился удачно. Прибыль позволяла увеличивать поставки с одной до нескольких машин. Мелкие игроки перекупали оптовые партии у «Мавта» и другого «крупняка».
Кажущаяся простота процесса увлекала многих, но удача сопутствовала не всем. Среди первых челябинских алкогольных дистрибуторов были такие игроки, как фирма «ВадиС». Ее название сегодня известно во многом благодаря одноименной финансовой компании. «ВадиС» был достаточно крупным игроком для своего времени, компания имела несколько торговых точек и даже пыталась развивать розничное направление. Но неуспешно.
Подобно «Мавту» компания «МТ-сервис» в 1996 году начинает алкогольный бизнес, открыв отдел в Торговом центре. Учредителю «МТ-сервиса» Алексею Машкауцану в это время всего 28 лет. Выпускник ЧПИ уже успел поработать на Станкомаше и с 1989 года пробует себя в бизнесе. Почти ничего не известно о Романе Миниахметове, втором учредителе компании с момента ее появления на рынке. Роман Миниахметов считается «младшим» совладельцем компании, однако он принимает самое непосредственное участие в управлении бизнесом.
Успешному росту компании в те годы способствуют контракты с двумя крупнейшими производителями Молдовы. Львиная доля молдавских вин в город до 2006 года завозится «МТ-сервисом». Компания успешно развивает продажи крепкого алкоголя в низшем и среднем ценовом сегменте, поставляя на рынок такие «народные» водочные бренды, как «Белебеевская» и «Топаз».
В числе пионеров рынка – компании «Вереск» и «Кодлин». Ряд предпринимателей пытаются самостоятельно возить алкоголь из столицы. Таким путем идут учредитель овощного магазинчика «Яблонька», который и сегодня располагается по улице Богдана Хмельницкого, и чэпэшник из Торгового центра Николай Шелестов.
Бизнес первых алкогольных дистрибуторов лишен столичного размаха. Импорт алкоголя в начале 90-х годов в России осуществлялся по линии общественных организаций, имевших таможенные преференции от государства. Это прежде всего Национальный фонд спорта, Союз ветеранов Афганистана, коммерческие структуры при Московской патриархии. В Уральском регионе их интересы были представлены, в частности, компанией «Альфа-Эко», продвигавшей на региональном рынке гигантские объемы алкоголя.
Водочные сепаратисты
В середине 90-х городской рынок алкоголя все еще нуждается во «всём самом дешевом». Это приводит к увеличению доли нелегальной, контрафактной продукции. К 1996 году, когда региональные власти предпринимают первые попытки регулирования рынка и вводят в оборот оптовые лицензии, лидирующие по размеру оборота позиции на рынке занимают компании «Мавт», «МТ-сервис», «ВадиС», «Вереск» и «Продмонтаж». Среди оптовиков второго эшелона – торговые комплексы «Антошка», «Яблонька» «Ясень».
Многие компании не сумели пережить августовский кризис 1998 года. Ушел с рынка один из его старожилов – «ВадиС». Сегодня у Вадима Сиротина несколько магазинов или арендуемых отделов по розничной продаже алкоголя. В «Мавте» бывшего учредителя компании «ВадиС» упоминают как своего сегодняшнего оптового клиента.
Но ротации способствовали и действия региональных властей по регулированию рынка. Решения о введении системы регионального контроля качества и аккредитации объясняются желанием команды губернатора Петра Сумина защитить рынок от потока нелегальной контрафактной водки, но прямо противоречат федеральному законодательству. В СМИ такую политику властей в то время называют «региональным водочным сепаратизмом».
С иском об отмене «алкогольных» постановлений губернатора в суд обращается руководство компании «Мавт».
«Мы много потеряли на той истории, – вспоминает Александр Сафронов. – По удивительному совпадению в этот период компания «Мавт» стала объектом бесчисленных налоговых и иных проверок. И пока мы боролись за правду, на рынке поднялись и «Трактороторг», и «Незабудка-Алкоголь», и другие игроки.
В 2000 года областной, а затем и Верховный суд встал на нашу сторону и потребовал привести «марочное» постановление губернатора в соответствие с федеральным законодательством. Но осознав, что реально повлиять на ситуацию мы не в состоянии, мы отозвали свое заявление».
Примерно в это же время появляется региональная аккредитация для дистрибуторов. Условием ее получения была лояльность дистрибуторов к местному производителю. Региональных оптовиков обязывают продавать до 60 % водки комбината «Казак уральский».
«Выдержать эту пропорцию с учетом емкости рынка и качества челябинской водки было невозможно, – вспоминает собеседник Chel.ru из числа участников алкогольного рынка. – И это ставило всех без исключения оптовиков в крайне уязвимое положение по отношению к власти».
После выхода из группы компаний «Незабудка» в 2002 году
сосредоточилась на оптовых поставках алкоголя массового спроса. На этот момент весь «зонтик» одноименных компаний связан одним учредителем – Алексеем Заварнициным. Ему принадлежит статегическая роль в проекте. Но алкогольную «Незабудку» развивает также его деловой партнер Денис Кошелев. К началу 2004 года компания догнала по ряду показателей ближайшего конкурента – «МТ-сервис».
Однако в конце июня 2005 года владелец компании принял решение свернуть бизнес по оптовым поставкам алкоголя, объясняя это сложившейся на рынке ситуацией и, прежде всего, сложностями в отношениях дистрибуторов, поставщиков и розничных предприятий.
«Фактически речь шла о банкротстве компании», – утверждает источник Chel.ru из числа действующих участников рынка.
«Ни юридического, ни фактического банкротства не было, – спорит с ним Денис Кошелев. – В течение девяти месяцев после объявления о сворачивании дистрибуции мы рассчитались практически со всеми поставщиками алкоголя».
«И все же в тот момент мы позавидовали прозорливости «Кедра», – продолжает экс-владелец компании «Незабудка – Алкоголь», – и других игроков, которые сумели просчитать грядущие перемены на рынке, в том числе последствия изменений законодательства, и ушли с рынка чуть раньше нас, минимизировав свои убытки».
После закрытия компании «Незабудка – Алкоголь» Денис Кошелев посвящает себя другим направлениям своей деятельности, в числе которых развитие магазина «Пятый океан» (торговля спиртными напитками класса premium).
Среди других заметных событий на рынке алкогольной дистрибуции конца 90-х – начала нового века – рождение и уход «Кедра». Его учредителями выступали два человека – Анатолий Полухин и экс-основатель «Мавта» Валерий Жаворонков. Для первого «Кедр» – очередной бизнес-эксперимент. Основанная Анатолием Полухиным в 1992 году фирма «Форпост» преуспевает на рынке поставок кондитерской продукции, мороженного, а затем и парфюмерной продукции. Для Валерия Жаворонкова, оставившего «Мавт» из-за противоречий с другими учредителями, «Кедр» – логичное продолжение профессиональной карьеры.
За время существования на рынке «Кедр» зарекомендовал себя как крепкий «середнячок», не претендовавший на лидерство среди коллег по цеху. В лучшие для себя времена компания контролировала до 10 % оптового рынка алкоголя. Часть продаваемой продукции «Кедр» закупал у крупных оптовых компаний – «Мавта», «МТ-сервиса» и прочих.
Причиной его ухода с рынка стало изменение федерального законодательства. Алкогольная дистрибуция в начале нового столетия становится все менее выгодным бизнесом. Прибыль основных игроков сокращается, вынуждая некоторых из них развивать бизнес за счет совершенствования логистических связей. Воспитанник спортивной школы Лидии Скобликовой Анатолий Полухин сегодня возглавляет Ледовый дворец «Уральская молния». Следы Валерия Жаворонкова после его ухода из алкогольного проекта «Форпоста» для нас, к сожалению, теряются.
«Трактороторг» – один из крупнейших на сегодня дистрибуторов, достаточно поздно занялся алкоголем. Компания была приватизирована предпринимателем Александром Чайкой в начале 90-х годов и представляла собой на тот момент осколок советского торгового объединения. Взлет «Трактороторга» как алкогольного оптовика совпал с началом нынешнего десятилетия. В это время оборот компании по алкоголю вырос почти в 10 раз. А по итогам 2004 года компания вышла на первое место в «большой тройке», заняв не менее 50 % оптового рынка алкоголя.
Семейный подряд Дмитрия Платонова
Собственники Челябинского винодельческого комбината «Винчел» – люди, не очень известные в местной бизнес-тусовке.
Председатель совета директоров комбината Дмитрий Платонов
о структуре акционерного капитала говорит следующим образом: «Винчел» на сегодня – это «семейный подряд», – и уточняет, – Совладельцами предприятия кроме меня являются также мой тесть Петр Павлович Кожевников с супругой, а также его сын Александр Кожевников и дочь Татьяна». Семье Кожевниковых – Платоновых принадлежит 100 % акций предприятия.
Дмитрий Платонов – коренной челябинец. Сразу после окончания ЧВВАКУШ в 1991 году ушел в бизнес. Супруга г-на Платонова Татьяна – представитель семьи, чья предпринимательская история также начиналась с торгового бизнеса. Во второй половине 90-х годов возглавляемая г-ном Платоновым компания «Центр» – один из лидеров на рынке продуктов питания. «Увлечение алкоголем» пришлось на конец 90-х, в это время через компанию «Ботлерс» начинаются продажи слабоалкогольной продукции. В 2000 году компания получает оптовую лицензию на право торговли крепким алкоголем.
«Винчел» был построен почти 40 лет назад. Подобных предприятий по стране в те годы насчитывалось несколько десятков. Челябинский комбинат входил в тройку крупнейших. Предприятие было приватизировано в начале 90-х по традиционной схеме. Акции предприятия по закрытой подписке получили члены трудового коллектива и ветераны комбината. Кроме того, значительный пакет акций, согласно утвержденному трудовым коллективом плану приватизации, переходил руководству, то есть генеральному директору Анатолию Бондареву. В этот период руководящие должности на предприятии занимали также супруга и сын генерального директора. В течение нескольких лет г-н Бондарев скупил у работников акции, доведя семейный пакет до 75 %.
В 1996 году несколько руководящих сотрудников предприятия обратились к Семену Мительману и его компаньонам по группе «Мизар» с предложением о покупке контрольного пакета.
«Нам поступило предложение от менеджмента взять завод, проведя скупку акций в трудовом коллективе, – подтверждает вице-спикер Законодательного собрания области Семен Мительман. – Но поскольку дружественная нам группа «Ариант» в это время уже развивала собственное алкогольное производство, то предложение о покупке «Винчела» мы переадресовали им».
Собственников «Арианта» Юрия Антипова и Александра Аристова Челябинский винкомбинат как объект для инвестиций не заинтересовал.
Известно, что в последующие годы Анатолий Бондарев сам делал предложения некоторым игрокам рынка о продажи бизнеса или его части. Предприятие нуждалось в инвестициях, привлечь которые можно было только со стороны.
В 2004 году семья Кожевниковых-Платоновых оказалась не единственным претендентом на активы винкомбината. Предложения о продаже предприятия его экс-собственники получали от компании «Балтика-Челябинск», чьи корпуса соседствуют с комбинатом «Винчел».
«Пивзавод, конечно, не собирался развивать производство вин, – рассказывает первый вице-губернатор области Владимир Дятлов. – Но испытывал дефицит собственных производственных площадей».
Акционеры челябинского пивзавода планировали свернуть производство вина и наладить на освободившихся площадях выпуск солодового напитка.
«Но наше предложение показалось интереснее», – утверждает сегодняшний собственник «Винчела» Дмитрий Платонов.
По словам Дмитрия Платонова, о продаже 75 % акций «Винчела» он узнал… из объявления по телевидению. Незадолго до этого Анатолий Бондарев, возглавлявший предприятие с 1981 года, покончил с собой. Он не оставил предсмертной записки, в которой бы объяснил свой уход из жизни. Но можно предположить, что подтолкнуть к трагическому решению г-на Бондарева могло критическое состояние предприятия, которому он посвятил 30 лет своей жизни.
По оценкам Дмитрия Платонова, на момент покупки предприятия в 2004 году оно приносило от трех до четырех миллионов рублей убытков ежемесячно, сбыт был разрушен, а продажи стремились к нулю.
«Это не было следствием просчетов менеджмента, потому что и менеджмента как такового и не был, – утверждает он. – Основу производства составляли «Уральские самоцветы», которые были никому не нужны на рынке, и водка, чья себестоимость делала ее неконкурентоспособной».
Для покупки комбината привлекли кредит Сберегательного банка. По словам г-на Платонова, комбинат купили за 30 миллионов рублей, вложив в предприятие в последующие три года $ 6 миллионов. Приобретя контрольный пакет, новые собственники вскоре скупили у работников предприятия все до единой акции.
Проблема расширения площадей по прежнему остро стоит перед пивзаводом «Балтика-Челябинск». По сведениям Chel.ru, несколько месяцев назад акционерам «Винчела» было сделано «очень щедрое» предложение от компании «Балтика-Челябинск». Председатель совета директоров «Винчела» неослабевающий интерес к предприятию со стороны пивзавода подтверждает, но уверяет, что переговоры о продаже комбината не велись.
Дистрибуцией продукции «Винчел» сегодня занимается компания «Ботлерс». Розничная сеть представлена фирменными магазинами «Царский погребок».
Запрет на ввоз в страну грузинских и молдавских вин положительно сказался на экономике предприятия, а прошлогодний кризис на алкогольном рынке позволил, по признанию Дмитрия Платонова, в течение нескольких месяцев увеличить продажи в 10 раз. За счет качества и относительно низкой цены «Винчел» сумел к сегодняшнему дню вернуться на рынок, отвоевав часть утерянных за годы кризиса позиций.
Алкогольная консервация
К началу 90-х годов в состав комбината «Казак уральский» кроме головного челябинского предприятия входили ликероводочные заводы в Златоусте и Магнитогорске, а также Тюбукский и Петропавловский спиртзаводы.
«Казак уральский» избежал приватизации в начале 90-х и всегда оставался формально государственным предприятием. По мнению первого вице-губернатора области Владимира Дятлова, менеджмент госпредприятия в те годы противился включению «Казака Уральского» в планы приватизации.
«Многие из так называемых красных директоров привыкли пользоваться, но не владеть, – говорит он. – Такое положение давало возможность руководству распоряжаться госсобственностью, не вкладывая свои деньги в развитие предприятия».
К 1996 году «Казак уральский» попал под полный контроль преступной группировки Александра Морозова.
«Морозов на 100 % контролировал предприятие, – рассказывает бывший прокурор области депутат Законодательного собрания региона Анатолий Брагин. – Руководители комбината отгружали водку в адрес подконтрольных ему фирм, а деньги от реализации не поступали на предприятие».
По словам Анатолия Брагина, в планах Александра Морозова фигурировал захват Златоустовского метзавода, одно время криминальный авторитет готовился к убийству губернатора области Вадима Соловьева и Александра Аристова, в котором видел своего конкурента по бизнесу.
В материалах уголовного дела есть свидетельства о том, что убийство г-на Аристова планировалось в Златоусте. Головорезы Александра Морозова настойчиво приглашали предпринимателя на «стрелку», но Александр Аристов отказался под каким-то предлогом. Возможно, это спасло ему жизнь.
В марте 2001 годы криминальный авторитет и экс-депутат Законодательного собрания области Александр Морозов был приговорен к 20 годам лишения свободы по обвинению в организации нескольких убийств, в том числе генерального директора предприятия «Казак Уральский» Юрия Подшивалова. Вместе с ним на 180 лет тюрьмы были осуждены еще 24 человека. Среди них бывшие заместители генерального директора комбината «Казак уральский» Сергей Шичко, Вадим Лузгин, Олег Фатеев и другие. В числе подельников оказались также ближайшие родственники Александра Морозова, занимавшие в середине 90-х годов руководящие должности на «Казаке уральском». Некоторым из членов преступной группы, находящимся в международном розыске, обвинение было предъявлено заочно. Статус депутата Государственной думы позволил избежать ответственности бывшему вице-губернатору Жакслыку Алтынбаеву, чье имя фигурирует в материалах «дела Морозова».
Имя Александра Морозова не раз упоминали рядом с именем Иосифа Кобзона, с которым его, по слухам, связывали дружеские отношения. За «попавшего в немилость» к челябинским правоохранительным органам коммерсанта хлопотали Владимир Жириновский, Тельман Гдлян и Лев Рохлин. До первого приговора Александр Морозов неоднократно, но безуспешно баллотировался в Государственную думу.
В декабре 2005 года районный суд Челябинска вынес приговор по экономическому блоку преступлений банды Морозова. В ходе судебного разбирательства было доказано, что в период с декабря 1993 по март 1997 года через подставные фирмы с заводов ГПК «Казак уральский» было похищено алкогольной продукции более чем на 400 миллиардов неденоминированных рублей в ценах того времени.
В 2000 году «Казак уральский» влился в только что созданный государственный алкохолдинг ФГУП «Росспиртпром». Однако государство оказалось не очень хорошим управленцем. И в 2004 году «Росспиртпром» объявил об остановке производства на головном предприятии «Казака Уральского», а также на Магнитогорском и Златоустовском ликероводочных заводах с связи с их убыточностью. Налоговая задолженность комбината на этот момент составила более одного миллиарда рублей, позднее у предприятия была отозвана лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Чуть менее года назад госхолдинг объявил о планах по возобновлению производства. Было заявлено, что предприятие полностью погасило свою задолженность перед бюджетом и ожидает возобновления лицензии. Увы, но данное заявление оказалось не более чем декларацией о намерениях, которым пока было не суждено осуществиться.
Несколько лет назад областные власти вместе с менеджментом комбината безуспешно пытались получить контроль над предприятием. Первый вице-губернатор области Владимир Дятлов в беседе с журналистом Chel.ru высказывал сомнения в эффективности усилий государства по возрождению предприятия. Производство на «Казаке Уральском» до сих пор законсервировано.
Частники теснят государство
По оценкам экспертов, доля контрафактного алкоголя на рынке Челябинска еще пару лет назад колебалась в районе 50-60 %. Огромные объемы ввозимого в регион дешевого алкоголя делали неконкурентноспособной продукцию местных производителей. В числе тех, кто не сумел выдержать конкуренцию с дешевым контрафактом, оказались в первую очередь государственные предприятия. Их место на рынке к сегодняшнему дню заняли частные производители. Продукция винного холдинга «Ариант», расположенного в Озерске Южно-Уральского ликероводочного завода и Верхнеуральской винокуренной компании «Январь» сегодня занимает очень значительную долю на рынке города и области, продается в других регионах.
История винного холдинга «Ариант» прочно ассоциируется в СМИ с именами его собственников Александра Аристова и Юрия Антипова. Между тем, идее строительства предприятия по производству и розливу алкогольных напитков в Челябинске акционеры «Арианта» обязаны своему несостоявшемуся бизнес-партнеру, поляку по национальности.
Увы, но никто из собеседников Chel.ru за давностью описываемых событий не смог вспомнить, как звали польского бизнесмена, подсказавшего Александру Аристову идею строительства ЦПИ «Ариант». Известно, что с Россией поляка связывали обширные бизнес-интересы. Президент винного холдинга «Ариант» Александр Кретов говорит про него как про «польского алкогольного магната». Известно, что значительная доля импортного алкоголя в начале 90-х завозилась в страну именно через Польшу. По словам источника сайта, в этой стране у бизнес-партнера челябинских предпринимателей было собственное алкогольное производство.
Однако алкоголем сфера интересов поляка не ограничивалась. «Челябинск возник в его планах благодаря знакомству с Александром Аристовым, которое состоялось на одной из встреч по ферросплавам, которыми поляк также торговал», – рассказывает Александр Кретов.
Именно польскому бизнесмену, согласно рассказу руководителя холдинга, принадлежало техническое обоснование строительства ЦПИ «Ариант». В пользу проекта говорило удачное расположение предприятия с точки зрения выстраивания будущих логистических связей.
Партнерство поляка и челябинских бизнесменов было непродолжительным и не слишком удачным.
«Мы были вынуждены расстаться, когда поняли, что наш партнер пытается войти в уставной капитал оборудованием, которое вносилось по явно завышенным ценам», – утверждает Александр Кретов.
Несмотря на разлад в отношениях собственников проект состоялся. По указанию губернатора Вадима Соловьёва, акционерам «Арианта» под строительство Центра пищевой индустрии была передана площадка КПД-300, недостроенного комбината крупнопанельного домостроения.
История этого объекта подробно описывалась в последнем выпуске проекта «Кому принадлежит Челябинск», посвященном истории стройиндустрии. Известно, что КПД-300 был передан предпринимателям в виде 28 объектов недвижимости через челябинский областной фонд имущества на лизинговой основе.
Последовавшие после победы на выборах губернатора Петра Сумина проверки прокуратуры области подтвердили законность передачи Александру Аристову и Юрию Антипову площадки КПД-300.
Вложения акционеров «Арианта» в развитие алкогольного направления своего бизнеса на сегодня составили $ 550 миллионов. Начав в 1998 году на мощностях Центра пищевой индустрии розлив газированных вин «Спуманте», владельцы предприятия в 2000 году запустили линию по производству водки. Более года назад Андрей Назаров, в прошлом известный хоккеист, а также племянник одного из совладельцев холдинга Юрия Антипова начал выпускать на площадях ЦПИ «Ариант» одноименную водку. «Назаров» позиционировался в классе premium, более 90 % объемов выпускаемой водки продавалось в США.
Бизнес и его владельцы
Данные по челябинским предприятиям и тем предприятиям области, значительная доля продукции которых реализуется на рынке областного центра.