RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

2 м/c,

с-з.

725мм 93%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Бизнес Вячеслав Шестопалов, директор ФГУП «Завод «Пластмасс»: «Учитывая множество прецедентов по области – «Полет», «Станкомаш», Челябинский АМЗ, – считаю, что сохранение завода «Пластмасс» – наше главное достижение за три года»

Вячеслав Шестопалов, директор ФГУП «Завод «Пластмасс»: «Учитывая множество прецедентов по области – «Полет», «Станкомаш», Челябинский АМЗ, – считаю, что сохранение завода «Пластмасс» – наше главное достижение за три года»

" src=

Копейское шоссе... Долгая дорога в думах... Когда-то по обеим ее сторонам нельзя было увидеть ничего, кроме серых домов-коробок на фоне задымленного неба. А после жилого района начинались те самые дымящие монстры, виноватые в загрязнении воздуха, которым дышат челябинцы и копейчане.

Все меняется... Теперь, кроме промышленных предприятий, на обочинах Копейского шоссе можно встретить торговые моллы международного масштаба – как возведенные, так и строящиеся. А заводы, которые раньше не могли обойтись без вредных выбросов, сегодня налаживают экологически чистое и безопасное производство.

О преимуществах использования эмульсионной промвзрывчатки, в основе которой нет тротила, о будущем наноиндустрии в Челябинской области, о копейской земле как о лакомом кусочке для московских рейдеров и о том, удается ли бывшему заводу-банкроту стабильно развиваться на рынке промышленно-взрывчатых материалов и справляться с гособоронзаказом, – мы беседовали с директором ФГУП «Завод «Пластмасс»» Вячеславом Шестопаловым.

Вячеслав Юрьевич, расскажите, каким был для вашего предприятия минувший год.

– Очень тяжелым. В стране были приняты новые правила заключения договоров по реализации государственных оборонных заказов через конкурсы. Эти правила вызвали много путаницы, из-за чего завод не вышел на запланированные объемы производства, объемы, заказ на которые был сделан государством.

К счастью, и рабочие, и администрация завода вошли в его тяжелое положение. В итоге, мы закончили год без долгов по заработной плате, с сохраненными мощностями, с перспективой того, что 2008-ой должен стать для нашего предприятия поворотным – с точки зрения развития и ориентации на новые организационные структуры, которые существуют сегодня в нашей стране.

Из-за тяжелого положения, в котором оказалось наше предприятие в прошлом году, на сегодня зарплата трудящихся завода не столь высока. По состоянию на ноябрь 2007-го мы занимаем шестое место среди оборонных предприятий. В декабре прошлого года средняя зарплата наших заводчан составляла 9161 рубль. Надеемся, что нам удастся увеличить этот показатель.

Планомерное повышение зарплаты нашим работникам и улучшение их социального обеспечения – основной приоритет для нас на сегодня. Это необходимо для того, чтобы сохранить завод как единое целое. Прежде всего сохранить производственный блок, который выполняет госзаказы на оборонную продукцию. Мы должны быть всегда уверены в том, что можем обеспечить необходимыми объемами Министерство обороны России, а для этого у нас должны работать высококвалифицированные специалисты.

Вокруг вашего завода всегда кипели страсти... Попытки рейдерского захвата больше не повторялись?

– Рейдерские атаки не прекращаются все эти годы. Но сейчас у нас очень мощная юридическая служба, которая отбивается от рейдеров.

Вы же понимаете, что сегодня копейская земля становится «золотой милей». Это раньше она никому была не нужна, а в последнее время здесь строятся Metro, Castorama, IKEA... В результате, такого спроса земля вокруг нашего завода очень сильно подорожала. Наше предприятие, как и любое другое, имеющее большие территории, является лакомым кусочком для крупных московских рейдерских компаний. Они различными способами, в том числе, с помощью правоохранительных органов, пытаются поднять некую волну. Делают они это с той целью, чтобы попасть на предприятие, сменив на нем руководство. Захватить заводские территории рейдеры хотят для того, чтобы создать на них склады для обеспечения торговых сетей. Считаю, это очень антипатриотично. И обидно, что рейдерские структуры находят поддержку у некоторых депутатов Госдумы, не хочу называть их фамилии.

Как я понимаю, не все недвижимое имущество завода «Пластмасс» используются сейчас по назначению...

– Законсервированные площади, которые мы не имеем права ни продать, ни перестроить под что-нибудь, мы сдаем в аренду различным предприятиям. Среди них – фабрика «Урал-Экспресс-Фуд», компания «Смарт». «Ферросплав» планирует развернуть на наших площадях производство ультрадисперсных материалов, нанопродуктов. В этом отношении мы всегда активно идем на контакт со всеми.

С долгами бюджету рассчитываетесь за счет этого, или от некоторых непрофильных объектов все-таки приходится избавляться? Каким образом вам удается договориться с налоговиками, которым завод должен немалые суммы?

– Единственный путь, который избрала налоговая инспекция и служба судебных приставов, – наложение ареста на неиспользуемое имущество предприятия и его реализация через аукционные торги. С учетом возрастающего интереса к копейской земле стоимость реализуемых объектов – в основном, это либо недострои, завершать которые у завода нет возможности, либо те объекты, содержание которых является для предприятия убыточным, – резко возросла. Выручка от реализации этих объектов через аукционы пошла на погашение текучей задолженности завода бюджету.

Считаю, что очень конструктивную позицию в этом отношении избрала областная налоговая инспекция. Войдя в наше тяжелое положение, она помогает нам решать проблемы завода в рамках налогового кодекса. Наши взаимоотношения с налоговиками выстроены таким образом, что завод никто не «душит» - мы планово гасим накопленные долги.

Как насчет акционирования ФГУП?

– Этот плановый процесс идет в настоящее время. Как и планировалось, мы будем состоять из двух вертикально интегрированных структур – предприятий «Выстрел» и «Кристалл». «Выстрел» будет координировать нашу деятельность в области выполнения государственного оборонного заказа, освоения новых образцов продукции, оптимизации технологий. «Кристалл» поможет нам в расширении номенклутуры гражданской продукции.

Учредителей будущего АО назовете?

– Это не публичная информация.

" src=

Как у завода обстоят дела в сфере оборонной промышленности? Экспортные поставки удалось увеличить?

– Мы продолжаем плановые поставки в Венесуэлу и Индию – туда партию продукции отгрузили буквально на днях. В этом отношении у нас большая надежда на головной институт – «Выстрел». Он работает с Рособоронэкспортом по расширению ассортимента экспорта боеприпасов, производимых, в частности, нашим заводом по их разработкам, в страны Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. В этом году надеемся заключить дополнительные контракты, которые, в свою очередь, обеспечат дополнительную экономическую базу для развития нашего предприятия.

Одним из перспективных направлений деятельности завода «Пластмасс» были проекты, реализуемые совместно с предприятиями бывших союзных республик. С Казахстаном и Белоруссией по-прежнему сотрудничаете?

– Работаем, но, к сожалению, пока все на стадии переговоров, предварительных договоренностей. Ведется переписка, осуществляются поездки, но пока никакой конкретики. Очень большая инерция наблюдается и со стороны белорусов, и со стороны казахов. Все упирается в деньги. Видимо, правительства наших союзников еще не настолько финансово обеспечены, чтобы начинать полномасштабные работы по техническому переоснащению собственных вооруженных сил.

Какое направление деятельности – обеспечение гособоронзаказа или производство промвзрывчатки – является для ФГУП «Завод «Пластмасс» приоритетным на сегодня?

– Считаю, что нами выбран очень здоровый приоритет. Было бы ошибочно думать, что с учетом развития военной науки в стране, разработки новых образцов вооружения, наш завод будет использовать те же большие мощности, что были у предприятия 15, 10 или пусть даже 5 лет назад. В рамках гособоронзаказа мы планируем ориентироваться лишь на производство максимально эффективных средств для боеприпасов, которые сегодня разрабатываются нашими головными институтами.

Но вместе с тем мы намерены всегда иметь тот задел, который позволит нашему заводу существовать, содержать основные мощности, выплачивать достойную зарплату работникам. Это возможно лишь благодаря развитию гражданского сектора экономики. Направление промышленной взрывчатки сегодня развивается очень мощно, потому что промвзрывчатка – «хлеб» любой стройки. В связи с реализацией в нашем регионе масштабного проекта «Урал промышленный – Урал полярный» возникла необходимость строительства большого количества дорог – и автомобильных, и железнодорожных, разработки новых месторождений полезных ископаемых, руды. Все это требует производства дополнительных объемов промвзрывчатки. Эти объемы мы будем готовы предложить нашим потребителям уже в 2008 году.

С какими крупными предприятиями Челябинска вы сотрудничаете в этом направлении?

– Прежде всего, с нашим постоянными партнерами – Челябинской угольной компанией и «Южуралзолотом». Надеюсь, что также у нас выстроятся отношения с Челябинским электрометаллургическим комбинатом, который активно занимается разработкой на Севере хромистых месторождений. Думаю, ЧЭМК будет полезно плодотворное сотрудничество с нами.

Какая ситуация складывается сегодня на рынке гражданской промышленности страны в целом?

– В отличие от оборонки, по которой мы в любом случае находимся в приоритете, – продолжаем плодотворное сотрудничество с постоянными партнерами, по гражданской продукции в нашей стране наблюдается существенная задержка в развитии. По производству промышленно-взрывчатых материалов мы значительно отстаем от мировых аналогов, не соответствуем мировым стандартам – как в химическом аспекте, так и в системе автоматизации процесса взрывных работ.

Обидно, ведь с точки зрения реализации продукции все взаимосвязано. Что такое стройка? Прежде всего, цемент и щебень. То есть – дешевое жилье. Но как жилье может быть дешевым, если тротил, используемый в промышленной взрывчатке, практически привязан к цене на нефть. По сравнению с прошлым годом, стоимость тротила подскочила более чем на 30%. Соответственно дорожает и промышленная взрывчатка, которая используется на его основе. Это, в свою очередь, влечет за собой увеличение стоимости цемента и щебня.

Выход есть?

– Нужно отказаться от использования в производстве промышленной взрывчатки тротила и других дорогостоящих компонентов. Один из вариантов – переход на эмульсионную взрывчатку, на которую весь мир уже давно перешел.

Буквально в этом году мы начали ее производить. Можно сказать, что это подарок завода нашей области. Мы рассчитываем совместно с «Кристаллом» создать прецедент применения на предприятиях зарядных машин, которые позволят частично снизить стоимость взрывных работ и повысить в целом промышленную безопасность на объектах добычи полезных ископаемых.

Прецедент по всей России?

– В стране существуют локальные прецеденты на базе отдельных ГОКов – Лебедянского, Столинского в Белгородской области. У нас – другой случай. На Южном Урале, в рамках областной схемы, когда большинство потребителей нашей продукции находится рядом с Челябинском, – важную роль играет фактор экологии. У нас и так не очень благополучный регион в этом отношении, поэтому усугублять ситуацию еще и наращиванием применения взрывчаток, содержащих тротил, недопустимо. Завод, который производит сырье и доставляет на зарядных машинах полуфабрикаты на место проведения взрыва, а там производит соответствующие работы, – обязан повысить безопасность перевозок грузов, а также улучшить экологическую составляющую. Сегодня это является для нас приоритетом.

Мы ведем эту работу совместно с нашими московскими разработчиками и Ростехнадзором. В настоящее время на заводе работает группа специалистов – технологов, инженеров. Пробуем различные рецептуры, ищем ту, которая обеспечит максимальную эффективность. С учетом того, что наше предприятие также является базовым в области утилизации продуктов, планируем в перспективе совместить технологии утилизации при добычи руд, угля, щебня.

С применением безопасной взрывчатки не будет тех вредных выбросов, которые были при использовании стандартных материалов, предлагаемых нашим потребителям раньше. На рынке появится промышленная продукция, которая является экологически чистой и, кроме того, обеспечивает предельную безопасность на производстве.

Когда планируете завершить проект?

– Имея ту поддержку, которую нам оказывает губернатор области Петр Сумин и областное правительство, думаю, к концу 2008 года мы предложим региону стабильный и, главное, дешевый промышленный продукт, который позволит интенсивно развиваться нашим горно-добывающим предприятиям.

" src=

Насколько этот проект инвестиционно масштабный?

– В настоящее время мы и рассматриваем возможности завода, и планируем привлекать внешних инвесторов. Прежде всего – строительные компании и предприятия, которые заинтересованы в том, чтобы иметь более дешевый продукт, то есть более низкую экономику добычи ископаемых. Это будет здоровая кооперация, которая позволит южноуральским предприятиям в краткие сроки реализовать свои локальные проекты.

Вячеслав Юрьевич, какие еще задачи стоят перед вами на сегодня?

– Кроме перехода на безопасную взрывчатку, нашей задачей является создание такой системы автоматизации, которая позволит удешевить проведение самого взрыва, сократить транспортные расходы при доставке продукции от завода до места потребления.

В целях повышения рентабельности производства планируется на заводе и определенное техническое перевооружение. В наших планах – модернизация основных мощностей, прежде всего, котельных предприятий.

Также рассматриваем возможность создания электрогенерирующей базы, которая позволит нам иметь собственные электрические мощности. В связи с тем, что рядом с заводом находится большое количество объектов – как торговых, так и промышленных, – мы могли бы не только покрывать собственные потребности, но и предоставлять электричество нашим «соседям».

Было бы интересно узнать о вашей деятельности в сфере нанотехнологий. Слышала, вы создаете какое-то сырье для синтеза наноструктур...

– Да, это одно из наших новых направлений. Мы шли к этой теме давно. Более шести лет назад создали шашку для синтеза детонационных наноалмазов, первые промышленные партии которых были благодаря этой шашке получены Белоруссией. Когда в нашей стране направление нанотехнологий было признано приоритетным, с учетом тех возможностей, которые у нас есть сегодня – технических и, самое главное, сырьевых, мы решили комплексно подойти к полному циклу реализации данного направления. То есть, к синтезу наноалмазов, их очистке для промышленного применения, и в перспективе – производству на базе нашего предприятия конечного продукта, в котором будут присутствовать нановещества.

Развивать это направление мы планируем совместно и с московскими научными организациями – прежде всего, Академией ракетных войск стратегического назначения (РВСН) Петра Великого, и с рядом крупных белорусских компаний. Безусловно, будем учитывать и опыт, наработанный челябинским Федеральным ядерным центром. Данная программа интересна тем, что у нас появится возможность использовать продукты, получаемые в результате утилизации артиллерийских снарядов, для синтеза детонационных наноалмазов. Сейчас это уже у всех на слуху, существует целая корпорация нанотехнологий.

В Челябинске центр нанотехнологий создан на базе ЮУрГУ. Мы заключили с вузом соответствующее соглашение. Будем предоставлять студентам возможность проводить эксперименты на базе наших производственных площадок по изучению и синтезу детонационных наноалмазов.

Думаю, это направление требует серьезных капиталовложений. Интерес к проекту со стороны крупных инвесторов наблюдается?

– Многие структуры проявляют интерес к этому проекту, но мы рассматриваем только те предложения, которые предполагают конечный цикл, а не решение каких-то локальных задач. Активно сотрудничает с нами в этом направлении Петровский научный центр, созданный на базе академии РВСН Петра Великого, челябинская компания «Ферросплав», которая участвует в производстве мелкодисперсных материалов. Многие крупные компании сегодня обратили на нас свой взор, со всеми мы ведем переговоры. Тот, кто предложит нам более законченную форму, – с тем и начнем работать.

Какие цели рассчитываете достичь в ближайшей перспективе?

– Прежде всего плавно завершить акционирование, войти в интегрированную структуру не в ущерб, а во благо предприятию, его дальнейшему развитию.

Надеемся, что трудности, которые мы пережили в прошлом году, в этом не повторятся, и нам удастся выйти на нормальные мощности, с помощью всех преобразований максимально загрузить наше производство и, выведя на рынок новые образцы, в том числе гражданской продукции, помочь развитию как Копейска, так и Челябинской области в целом.

Подводя итоги, чем сегодня может гордиться Вячеслав Шестопалов как руководитель ФГУП «Завод Пластмасс»?

– Самое главное – это то, что на заводе сохранены все производственные мощности, которые позволят нам и в дальнейшем выполнять в нужных объемах государственный оборонный заказ и покрывать потребности южноуральских компаний в промышленной взрывчатке. Учитывая множество прецедентов по области (вспомним «Полет», «Станкомаш», Челябинский автоматно-механический завод), считаю, что сохранение завода «Пластмасс» – это наше основное и главное достижение за три года.

Фото: Фото Олена КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления