Эскимо «Пломбир в шоколадной глазури», рожок «Великан», лоток «Пломбир капучино» и даже целый килограмм настоящего пломбира – сегодня мороженое ТМ «Первый вкус» можно найти в любом крупном магазине нашей области. Даже не верится, что официально фабрика по производству холодного лакомства открылась в столице Южного Урала совсем недавно. По сложившейся традиции Челябинский городской молочный комбинат сразу сделал ставку на качество и натуральное сырье. Итоги первого года работы впечатляют. Мороженое производства ОАО «ЧГМК» получило признание как профессионалов рынка, так и простых потребителей.
Рецепт ностальжи
Казалось бы, кто ж не знает, каким должно быть мороженое? Однако в последние годы качество всеми любимого лакомства стало заметно ухудшаться. На вид, вроде бы, то же самое: эскимо на палочке, пломбир в вафельном стаканчике, брикет в фольге. Но стоит откусить – и, увы, аппетит пропадает. Все дело в том, что большинство производителей мороженого активно используют вместо молочного сырья всевозможные заменители молока и сливочного масла.
«За последние 20 лет произошла потеря настоящего мороженого, – считает генеральный директор ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» Владимир Чапайкин. – Мы, наши родители – целые поколения россиян – вырастали на продуктах, которые делались из натурального молока, без всяких хитростей и обманов. Сейчас ситуация изменилась: производителей много, рынок перенасыщен. Но то самое мороженое, вкус которого знаком с детства, найти, к сожалению, очень трудно».
Специалисты Челябинского городского молочного комбината решили исправить несправедливость и освоили новое направление – выпуск мороженого. В специализированном цехе установили две современные линии по производству холодного лакомства. На одной из них делают эскимо и рожки, а на другой выпускают рожки, стаканчики, весовое мороженое в контейнерах, пленке и так далее. Весь технологический процесс – от приготовления смеси до фризерования, фасовки и упаковки – автоматизирован.
«Мы долго экспериментировали, подбирали и не могли найти этот волшебный, ностальгический вкус мороженого нашего детства, – вспоминает начальник производства цеха мороженого ОАО «ЧГМК» Ольга Завиялова. – Хотелось сделать такой продукт, который бы нравился и нам самим, и нашим покупателям. Наконец, это получилось. Мороженое приобрело незабываемый вкус ванилина со сливочным маслом. Особенно это характерно для подтаявшего пломбира. Он превращается в аппетитную воздушную массу, а не в какую-то непонятную жирно-сладкую жидкость».
При изготовлении мороженого, как и при производстве других продуктов на ЧГМК, огромное внимание уделяется качеству исходного сырья. Контроль осуществляет собственная лаборатория комбината. Будучи предприятием с передовыми технологиями переработки молока, комбинат сознательно занял нишу производства натуральных продуктов. Все мороженое под брендом «Первый вкус» производится только из сежего натурального молока и сливочного масла по оригинальной рецептуре ГОСТа. Оно отвечает требованиям самых взыскательных любителей нежного лакомства. И при этом очень полезно. Любимое детворой и взрослыми мороженое имеет высокую пищевую и биологическую ценность: организм получает молочный белок и жир, глюкозу, кальций и витамины.
Обратная сторона медали
Стремление к натуральным продуктам, а не бездумному использованию заменителей – общемировая тенденция. Но натуральный продукт никогда не будет дешевым. В этом смысле выход ЧГМК на рынок с мороженым среднеценового сегмента, да еще в самый разгар кризиса, был довольно смелым шагом. Представители торговли откровенно смеялисьи говорили: «Ребята, куда вы лезете? Без демпинга ничего не получится».
Неслучайно в это время активно муссировалась тема мелорина. Так предлагалось называть продукт, в структуре которого имеются растительные добавки. А мороженым – лишь то лакомство, что сделано на основе молочного сырья. Правда, большинство производителей инициативу не поддержали – кто ж будет рубить сук, на котором сидит?.. «А нас это предложение нисколько не пугало, наоборот, давало дополнительные конкурентные преимущества, – с сожалением констатирует Владимир Чапайкин. – На российском рынке сегодня немного производителей, вырабатывающих мороженое из натурального сырья. Ведь для этого необходимо иметь весь комплекс переработки молока. У нас он есть, на подавляющем большинстве фабрик мороженого – нет».
Забота о здоровом питании населения, по мнению руководителя ЧГМК, должна исходить прежде всего от государства. Только власть путем разработки и введения технического регламента может регулировать качество и состав социально значимой пищевой продукции, выпускаемой отечественными и зарубежными предприятиями. Правда, многие производители не брезгуют недобросовестной конкуренцией. «Скромно» пишут «пломбир», не указывая на упаковке информацию о том, что мороженое выработано из молочно-растительных компонентов. Тогда как по ГОСТу пломбиром может называться только продукт, сделанный из молочного сырья без использования компонентов растительного происхождения (растительных жиров).
Конечно, ЧГМК производит не только пломбир с массовой долей жира 20%, но и менее жирное мороженое ТМ «7 гномов». Также в ассортименте присутствует линейка небрендованного мороженого в вафельных стаканчиках.
Но все же главный акцент комбинат делает на выпуск мороженого под ТМ «Первый вкус». «Мы хотели довести до потребителей, что наше мороженое «Первый вкус» производится только из свежего молока! – отмечает Владимир Чапайкин. – Эскимо ли это, рожки «Великан», весовое мороженое, в лотках или пластиковых стаканчиках – можете не сомневаться, что приобретаете пломбир 20-процентной жирности из натурального свежего молока».
Такое позиционирование было замечено и на федеральном уровне. Челябинцев приняли в Союз мороженщиков России, пригласили провести специальную презентацию для профессионалов рынка. Кроме того, недавно ЧГМК принял участие в 17-й международной выставке «Продэкспо 2010», где в рамках международного конкурса «Лучший продукт года 2010» продукция «Челябинского городского молочного комбината» была удостоена наград: мороженое ТМ «Первый вкус» «Пломбир с черникой» и «шоколадный пломбир с шоколадным соусом» получили серебряную медаль, а эскимо «Пломбир ванильный» и «Пломбир в шоколадной глазури» – золотую медаль конкурса.
Планы на будущее
За минувший год ЧГМК удалось расширить рынки сбыта мороженого, выйти на новые территории – Москва, Курган, Екатеринбург, Тюмень. Также серьезно укрепилось положение комбината на традиционных рынках: Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Касли, Снежинск, Озерск, Южноуральск, Троицк. Теперь ЧГМК со своим мороженым по максимуму присутствует на Южном Урале.
«Мы постарались также расширить ассортимент продукции, – говорит Владимир Чапайкин. – Если год назад начинали с четырех видов эскимо, то теперь только мороженого ТМ «Первый вкус» выпускаем 24 наименования». В настоящее время ЧГМК, помимо эскимо, производит пять наименований рожков «Великан», весовое мороженое с фруктами (550 г), мороженое в пластиковых стаканчиках – с черной смородиной, апельсиновым и вишневым джемами. В ближайшие дни с конвейера начнут сходить брикеты. Среди самых свежих новинок, которыми производитель вскоре порадует покупателей, – пломбир с изюмом и пломбир со сгущенкой. Эти наполнители придают пломбиру особый изысканный вкус.
Кроме того, постоянно совершенствуется упаковка мороженого. В настоящее время специалисты комбината перешли на использование ротогравюрной печати, которая позволяет обеспечить практически фотографическое качество изображения. Более яркими и красочными стали этикетки на лотках, а для удобства покупателей весового мороженого в пленке сделана специальная ручка. Казалось бы, мелочь, но именно из таких деталей складываются общая культура и приятное впечатление потребителей.
В этом сезоне руководство комбината ставит задачу утроить объем производства. «Мы благодарим наших покупателей и хотим заверить их, что продукция ТМ «Первый вкус» – как мороженое, так и молочные продукты, – будет выпускаться только высокого качества и из натурального сырья», – обещает Владимир Чапайкин. Комбинат приглашает взрослых вспомнить вкус мороженого, знакомый с детства, а также приобщить к этому лакомству своих детей и внуков.