RU74
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Челябинске

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -2

0 м/c,

733мм 35%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Бизнес Татьяна Ольховатская, директор аудиторской консалтинговой фирмы «ФИН-АУДИТ»: «Решать задачи клиентов помогает чувство юмора»

Татьяна Ольховатская, директор аудиторской консалтинговой фирмы «ФИН-АУДИТ»: «Решать задачи клиентов помогает чувство юмора»

В этом году аудиторская консалтинговая компания «ФИН-АУДИТ» отметила свое десятилетие. Будучи одним из ведущих игроков на рынке аудита и налогового консалтинга, компания продолжает развивать существующие направления деятельности и осваивать новые на столь же высоком профессиональном уровне. О том, в чем заключается специфика этого бизнеса, почему с каждым годом требования к аудиторам все возрастают и как чувство юмора помогает в работе, корреспонденту Chel.ru рассказала директор компании Татьяна Ольховатская.

Юбилейный год

Татьяна Васильевна, в этом году у вашей компании юбилей. Давайте вернемся на десять лет назад и вспомним, с чего начинался ваш бизнес?

– Да, 16 июля мы отмечали десятилетие компании, пригласив наших клиентов и партнеров. Праздник получился очень душевным, было множество цветов, подарков, и самое главное – все сказали друг другу много приятных слов и благодарностей.

А начиналось, в принципе, все довольно банально. Я работала аудитором как индивидуальный предприниматель, сама ходила на проверки и оказывала услуги. С 2001 года в соответствии с законом об аудиторской деятельности проводить аудит могли только организации, соответствующие определенным требованиям. Надо было обязательно иметь лицензию Минфина именно на эту организацию, а в штате должно находиться не менее пяти аттестованных аудиторов. Все клиенты, с которыми я работала, подлежали обязательному аудиту. Так что сама жизнь и заставила меня открыть фирму, которой сейчас уже 10 лет. Сама я в аудите уже 15 лет.

– Почему выбрали для себя эту сферу?

– До того, как пойти в сферу аудита, я работала главным бухгалтером около десяти лет. В какой-то момент стало неинтересно заниматься исключительно бухгалтерской работой, а профессия аудитора в то время была очень востребована. К тому же большей уверенности в себе как в специалисте дало получение второго высшего образования на юридическом факультете нашего госуниверситета.

Бизнес для коммуникабельных интеллектуалов

ЗАО «ФИН-АУДИТ» основано в 2001 году (10 лет на рынке аудиторских услуг) с целью оказания профессиональных аудиторских, юридических, бухгалтерских услуг и консультационных услуг по вопросам налогообложения. Директор Ольховатская Татьяна Васильевна – аудитор-эксперт, лучший аудитор России на региональном уровне, налоговый консультант палаты налоговых консультантов России, независимый эксперт по контролю качества аудиторской деятельности от Аудиторской Палаты России, налоговый юрист, автор многочисленных публикаций по налогообложению и бухгалтерскому учету. В структуре ЗАО «ФИН-АУДИТ» работают консалтинговый, аудиторский, юридический отдел и наличие в штате фирмы специалистов различных направлений – экспертов-консультантов по бухгалтерскому учету, налогообложению и праву, аудиторов, юристов, позволяет комплексно подходить к решению сложных задач и вопросов.

– Расскажите, в чем заключается специфика этого бизнеса?

– Это интеллектуальный бизнес, который требует наличия у сотрудников фирмы – аудиторов – определенного опыта работы. Не может вчерашний студент выйти на проверку компании с многомиллионными оборотами. Обязательная составляющая – это наличие опыта работы главным бухгалтером или его заместителем, ведь надо полностью знать бухгалтерию как в теории, так и в практике. Еще одно необходимое качество – понимание производственных процессов. Каждое предприятие индивидуально, и необходимо вникнуть в предмет производства, понять, как там устроены процессы, какая модель управления применяется. Аудитор должен иметь навыки в точных науках, таких, как математика, физика, даже сопромат, может быть. (Улыбается). И третье – это коммуникабельность. Для того чтобы найти контакт с бухгалтерией, надо быть предельно коммуникабельным. Тогда предоставят всю необходимую информацию, документацию, по которой можно объективно судить о качестве отчетности. В силу специфики профессии это качество обязательно должно присутствовать, чтобы клиент «распахнул» свои балансы.

Клиент всегда прав

– Наверное, приходится иметь дело с огромными массивами информации?

– Объем информации для анализа зависит от уровня предприятия, его показателей и тех стандартов, которые применяются при проведении проверки. Прежде чем выйти на проверку, мы должны ее спланировать в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Работа аудитора действительно очень сложная, ответственная, и поэтому я всегда говорю, что нашей профессией надо гордиться.

Еще одной особенностью нашей работы является ориентированность на клиента. Аудит – это сфера услуг, а в этой сфере «клиент всегда прав» с точки зрения постановки задач и результата их выполнения.

– А если у клиента дебет с кредитом не сходится?

– Тогда аудитор должен преподнести клиенту свое заключение таким образом, что он не может подтвердить его отчётность, и мотивированно это доказать со ссылкой на нормы законодательства. Хотя ситуации, когда ничего нельзя поправить, это нонсенс. Для того и проводятся промежуточные проверки (по полугодиям или за девять месяцев и четвертый квартал), чтобы отчетность по году была составлена правильно с учетом всех замечаний.

– Нужна ли интуиция в такой рациональной профессии?

Только в 2010 году компания «ФИН-АУДИТ» была удостоена нескольких званий. По результатам заключения независимой экспертной комиссии компания получила наивысшую оценку за качество оказываемых услуг на Межрегиональном конкурсе «Лучшие товары и услуги Урала – ГЕММА – 2010» и удостоена золотой медалью. «ФИН-АУДИТ» занял 21-е место в рейтинге крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний Урало-Западносибирского региона по данным аналитического центра «Эксперт-Урал». Кроме того, компания заняла 2-е место среди аудиторско-консалтинговых компаний Урало-Западносибирского региона, как динамично развивающаяся компания по данным аналитического центра «Эксперт-Урал».

– У аудитора должна быть интуиция. Вот, представьте, проверяешь документацию на предприятии, сидишь в кабинете, заваленном папками с бумагами. Сидишь и думаешь: какую бы папку взять, вот тут и хочется призвать на помощь интуицию. (Улыбается). Правда наша интуиция все-таки базируется на анализе. Во время предварительной экспертизы бухгалтерских документов смотрим хозяйственные операции и видим, что была какая-то нестандартная операция, смотрим, когда она была отражена, и понимаем, какую именно папку нужно взять. У опытных аудиторов есть определенные наработки, которые помогают понять, на какую именно операцию надо обратить внимание, может быть, это нетипичные хозяйственные операции или большие суммы, либо фигурируют названия фирм, не соответствующие профилю их деятельности. Интуитивно или нет, но аудитор должен обязательно такие вещи видеть.

– Случалось ли при проведении проверки сталкиваться с правонарушениями?

– Приходилось, и не раз. Совсем недавно проводили аудит и выявили факт хищения заработной платы на карточный счет главного бухгалтера и его заместителя. Для того чтобы это выявить, надо знать, какая сумма была начислена и что в итоге ушло в банк. Мы проанализировали все эти моменты и выяснили, что полмиллиона таким образом «ушло». Естественно, руководство предприятия было нам благодарно. Однако подобные злоупотребления не всегда можно выявить в ходе аудита, ведь эти счета могли не попасть в аудиторскую выборку. Бывает так, что клиент дает специальные задания, например, провести ревизию заработной платы: как она начислена, как отражена в регистре и, соответственно, перечислена на карточные счета. Мы также анализируем, как на предприятиях налажен контроль и учет материальных ценностей, обращаем внимание на то, насколько часто проводится инвентаризация, и насколько она реальна.

Можно сказать, аудит – это страховка от возможных потерь?

– Я считаю, что бизнес не должен экономить на аудите, потому что, в первую очередь, это обеспечивает защиту его интересов и прозрачность во всех аспектах. Существует инициативный аудит по заданию клиента, когда ему не нужно подтверждать результаты отчетности, а необходимо узнать его реальную управленческую прибыль, либо насколько правильно начисляется заработная плата, как проводится инвентаризация ценностей и насколько она соответствует действительности. Можно провести и свою инвентаризацию, у нас был такой опыт. Руководитель достаточно крупной компании попросил проверить оргтехнику, ноутбуки, компьютеры, сотовые телефоны. В результате выяснилось, что из полутора тысяч ноутбуков 500 отсутствовало. Когда руководитель об этом узнал, то был весьма удивлен: «То, что воруют, я знал, но что в таких масштабах!». Конечно, бухгалтерия начала объяснять, что вот этот ноутбук у кого-то дома, этот взяли в командировку, третий еще где-то, но в документах это никак отражено не было.

«Заказные» проверки

– По желанию клиента можно устроить любую проверку?

– Да, конечно. У нас были проверки такого плана, когда между учредителями имеются разногласия, и один из них заказывает проверку, либо когда известны факты хищения, но в компании хотели бы заручиться аудиторским заключением. Мы готовим заключения для судов, для правоохранительных органов. Был такой случай, когда директор, назначенный учредителями, постоянно к своей вполне достойной зарплате доначислял крупные суммы. Мы составили заключение для правоохранительных органов, впоследствии узнали, что в отношении директора было возбуждено уголовное дело.

– Недавно был громкий случай с Межрайонной типографией, в отношении бывшего директора которой возбудили уголовное дело. Как раз ваша компания помогла уличить его в злоупотреблениях.

– Действительно, мы проводили там ревизию финансово-хозяйственной деятельности и выдали мотивированное аудиторское заключение о фактах злоупотреблений.

– Наверное, бывают и обратные ситуации, когда клиент просит закрыть глаза на допущенные ошибки. Что делает в таких случаях аудитор?

– Мы в любом случае готовы оказать помощь клиенту, но при соблюдении определенных условий, внесении изменений и исправлений в документацию. Все зависит от того, можно ли исправить ошибку в балансе. Если же перекос в балансе не вписывается в действительность, то закрыть глаза мы уже не можем. У нас есть имя и репутация, которыми мы дорожим.

– Тогда клиент может рассудить так, что в следующем году он найдёт более сговорчивого аудитора?

– Разумный клиент так никогда рассуждать не будет. Результат, который мы утверждаем, выносится на рассмотрение общего собрания акционеров или учредителей. Если же он рассуждает: лучше я найду аудитора, который подтвердит все мои выкрутасы в балансе, – таким клиентом лучше пожертвовать.

Бухгалтеру в помощь

– В названии фирмы есть слово «консалтинговая». Расскажите об этом направлении вашей деятельности.

– На рынке много игроков, у которых в названии компаний упоминается слово «консалтинговая» или «консалт». Нашу фирму отличает, прежде всего, практическая направленность консультаций. Ведь очень просто сказать клиенту, что у него неверно отражены расходы или оформлены документы, даже сославшись на норму закона. Важно его направить в нужное русло. Семинары, которые мы проводим под лозунгом «Меньше слов, больше практики», с удовольствием посещают участники, которым важно в режиме прямого диалога с лектором получить ответы на поставленные в ходе работы задачи.

Мы консультируем клиентов по вопросам налогов, права и бухгалтерского учета. Все эти услуги предоставляет наш отдел консалтинга. Можно заключить договор на годовое абонентное обслуживание и получать устные и письменные консультации, а также посещать наши семинары. Мы проводим их ежемесячно, даже в летний период. Обсуждаем все последние изменения в законодательстве по вопросам бухучета и налогообложения, рассматриваем мнения Минфина и налоговой службы, сложившуюся арбитражную практику. Также устраиваем консультационные мастер-классы и семинары с участием приглашенных специалистов.

На наши семинары любят ходить даже те, кто обслуживается в других аудиторских фирмах. Мы делаем упор на практическую сторону, потому что теорию ведь можно и самостоятельно прочитать, а вот с практическим ее применением бывает не так просто разобраться.

На сегодняшний день ЗАО «ФИН-АУДИТ» работает более чем со 200 предприятиями Уральского региона, а также других регионов России. Среди клиентов «ФИН-АУДИТ», такие компании, как ОАО «Копейский машиностроительный завод», ЗАО «Рон-Телеком», ОАО «Южноуральский арматурно-изоляторный завод», ООО ПТК «Союз-Полимер», ОАО «Хлебпром» тм MIREL, ООО «Хлебпром» тм ФАНТЕЛЬ, ОАО «КиноМакс-Урал», ООО «Завод углеродных и композиционных материалов», ОАО «Саткинский хлебокомбинат», ООО «Торговый Дом «Урал» (г. Златоуст), ЗАО «ПО «Трек», ООО «Челябинская Сотовая Связь» (TELE 2), ЗАО «Востокмонтажмеханизация», ООО «Ямалпетролиум ЛТД», ЗАО «СМАРТ», ООО «Мирай-авто» SUBARU (г. Тюмень) и другие. За многолетнюю успешную работу фирма завоевала доверие и безупречную репутацию у крупных компаний, являющихся клиентами на протяжении ряда лет. Методики, разработанные специалистами компании, помогают клиентам снизить риск возникновения санкций налоговых органов, повысить эффективность системы внутреннего контроля, минимизировать непроизводственные потери.

– А когда налоговая проводит проверку, чем-то можете помочь?

– В нашей фирме успешно работает отдел налоговой безопасности, который занимается патронажем выездных налоговых проверок. Контролируется буквально каждый шаг налогового инспектора, какие документы он потребовал, какие действия предпринял. Затем, если есть необходимость, пишем свои возражения на акт проверки и обжалуем его в вышестоящем налоговом органе, а потом в арбитраже. Мы курируем и камеральные налоговые проверки, представляем интересы клиента во всех инстанциях.

Совсем недавно удалось выиграть дело с пенсионным фондом. Практика по таким спорам еще не сложилась, мы смогли выиграть дело, проанализировав не только закон, но и сославшись на отсутствие вины в действиях организации. Налоговое право – вообще очень сложная отрасль юриспруденции, здесь не обойтись одним юридическим образованием, нужны еще познания в бухгалтерии, налогах, разъяснениях Минфина и ФНС. Поэтому в этом отделе работают специалисты не с одним, а с двумя, а то и с тремя высшими образованиями.

– Насколько стабильно налоговое законодательство в России?

– В законодательство постоянно вносятся поправки, только Налоговый кодекс претерпел изменения первой части более 50 раз, второй части свыше 200 раз. Необходимо постоянно, что называется, держать руку на пульсе, отслеживать все изменения и доводить их до клиента. В рамках абонемента мы готовим рассылку – некий дайджест, по нему можно увидеть, что еженедельно набирается 15-20 важных изменений в вопросах налогообложения, бухучета. Это достаточно большой блок, отслеживать который самостоятельно у бухгалтеров не хватает времени, и они нам благодарны за оперативные подсказки.

– А вообще многое ли изменилось в вашей работе за последние 10 лет?

– Реалии XXI века диктуют свои правила. Чем больше требований предъявляется к бизнесу, тем больше требований и к аудиторам. Раньше аудитор не обязан был досконально знать налоговое законодательство, а сейчас без этого не обойтись. Нужны и юридические познания, чтобы уметь «читать» сделки, то, как они исполнены на предприятии. Многие аудиторы, которые не смогли соответствовать новым правилам, ушли с рынка. Нужно продолжать работать в одном поле, но сочетать разные направления: аудит, консалтинг, налоговое право, бухгалтерский аутсорсинг. При этом мы должны радовать клиента качественным обслуживанием, чтобы у него впоследствии не было никаких претензий со стороны контролирующих органов, и внутри компании ощущался только комфорт от налаженной работы коллектива. Безусловно, это должно сопровождаться ответственным подходом с нашей стороны к каждому обслуживаемому клиенту. Мы берем не количеством, а качеством.

– Бытует такое мнение, что бухгалтер может набрать себе на обслуживание десяток фирм и жить припеваючи

– Вот поэтому и качества нет, когда бухгалтер наберет много работы, то рвется на части, чтобы везде успеть. В итоге получается, что где-то недоглядел, норму вовремя не применил, декларацию неверно составил или не предоставил пакет документов. У меня, видимо, комплекс золотой медалистки (Улыбается.) – не могу допустить, чтобы наши клиенты по вине бухгалтера столкнулись с какими-либо проблемами. Считаю, что надо брать столько компаний, сколько реально можно качественно обработать. По принципу «не числом, а уменьем» мы и занимаемся бухгалтерским аутсорсингом.

– Давайте перейдем к планам по развитию фирмы «ФИН-АУДИТ».

– Конечно, планы есть. Нельзя стоять на месте, надо развиваться. Применительно к нашей фирме я хочу развивать новые направления деятельности. Например, управленческий консалтинг на сегодня – востребованная услуга. Однако я с осторожностью к этому подхожу: нужны квалифицированные кадры, а их не так много. То же самое и с бизнес-обучением: чтобы его развивать, нужны успешные лекторы-консультанты, а их можно по пальцам пересчитать. Я за то, чтобы во всех услугах, которые мы предоставляем, присутствовало слово качество. Только от качественно проделанной работы получаешь удовлетворение и благодарность от клиентов.

Обаятельная женщина со строгой профессией

– Татьяна Васильевна, расскажите о ваших увлечениях за пределами офиса.

– Очень люблю животных, на даче у меня сейчас три собаки, кошка и совсем недавно нам подбросили маленького котеночка. И все животные друг с другом уживаются. Вот такой «уголок Дурова». (Улыбается). От собак очень много позитивных эмоций. Когда приезжаешь с работы, видишь, как они тебя ждут, радостно встречают, то все неприятные переживания, которые были в течение дня, уходят. Недаром говорят, что именно собаки лучше всего снимают стресс. Очень люблю дачу, могу там, если есть время, заниматься цветами.

– Вы производите впечатление очень открытого и эмоционального человека. Казалось бы, качества нетипичные для человека из финансовой сферы.

– С точки зрения подхода, дело у нас действительно не эмоциональное, однако в общении с клиентами мой настрой очень помогает. Обсуждаем какую-нибудь проблему, человек чуть ли не в слезы, а я его успокаиваю, мол, чего мы беспокоимся, сделаем сейчас то-то и то-то, и все будет хорошо. Я думаю, что нужно ко всему подходить с юмором, так можно нейтрализовать стрессовые ситуации.

– Татьяна Васильевна, чтобы вы хотели пожелать своим коллегам и представителям бизнеса?

– Коллегам я бы хотела пожелать успехов в нашем столь тяжёлом труде. Также хочется пожелать всем аудиторам, чтобы профессионализм, творчество, гордость за свой труд всегда присутствовали в их работе.

У меня, как и у других директоров уважаемых аудиторских фирм, наибольшую тревогу вызывает явно проявившаяся тенденция к вытеснению профессиональной этики на второй план, а иногда и к полному игнорированию этических принципов, норм и правил. На сегодня вопрос устранения такого порочного явления, как демпинг, не должен быть обойден аудиторским сообществом.

Представителям бизнеса, безусловно, хочется пожелать успешного его ведения с помощью такого мощного инструмента, как аудит.

ЗАО «ФИН-АУДИТ»:454091, г. Челябинск, ул. Советская, 21;тел.: 8 (351) 264-24-77, 264-06-90, 265-84-73;e-mail: auditfin@bk.ru;интернет-приемная руководителя: otv@auditfin.ru;skype: klepalov_v.Auditfin.ru.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления