Челябинский завод обвиняется в незаконном использовании инженерного программного обеспечения и может поплатиться за это двумя миллионами рублей. НП «УАЗАПиИС», которое представляет интересы компании-разработчика, направило исковое заявление в арбитражный суд к ООО «Челябинский завод мобильных энергоустановок и конструкций» с требованием возместить ущерб за использование нелицензионного программного обеспечения «Компас 3Д». На заводе пока отказываются от комментариев, а разработчики программы говорят о том, что полиция все более активно преследует нарушителей авторских прав.
В Челябинске нарушение авторских прав в отношении программного обеспечения стало поводом для полицейского рейда на предприятие и иска ценой в два миллиона рублей. НП «Уральская ассоциация по защите авторских прав и интеллектуальной собственности» (УАЗАПиИС) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с иском к ООО «Челябинский завод мобильных энергоустановок и конструкций» о возмещении ущерба, возникшего в связи с использованием нелицензионного программного обеспечения. Речь идет о программе «Компас 3Д», которую используют инженеры и проектировщики.
ООО «Челябинский завод мобильных энергоустановок и конструкций» изготавливает серийные и нестандартные утепленные блок-контейнеры различного назначения и комплексы из них. Основное направление – изготовление технологических блок боксов с установкой в них различного оборудования: компрессорного, газоразделительного, насосного и другие.
«Еще в апреле мы провели с участием полиции проверку на этом предприятии. Обнаружили, что на многочисленных компьютерах в конструкторском отделе установлены нелицензионные программы «Компас 3Д» различных версий. В итоге было изъято лишь два компьютера, так как руководители предприятия обещали в течение месяца урегулировать все вопросы по приобретению лицензионных программных продуктов и возместить правообладателю причиненный ущерб. Однако через месяц ситуация не изменилась, и мы были вынуждены обратиться в суд», – рассказал Chel.ru руководитель Некоммерческого партнерства «УАЗАПиИС» Валерий Струнин.
По его словам, ассоциация, которая представляет интересы правообладателя программы – ЗАО «Аскон», намерена взыскать с завода 2 079 000 рублей на основании ст. 1301 ГК РФ «Ответственность за нарушение исключительного права на произведение». «Эксперты оценили стоимость программного обеспечения только на двух компьютерах в размере 1 039 000 рублей, это довольно дорогостоящая программа. В соответствии с законом можно требовать от нарушителя ущерб в двойном размере», – пояснил Валерий Струнин. «Помимо того, что предприятие незаконно использовало интеллектуальную собственность, оно также нарушало закон о госзакупках, участвуя в государственных тендерах, тогда как среди требований к участникам закупок существует и условие использовать только лицензионные программы», – указал руководитель НП «УАЗАПиИС».
На Челябинском заводе мобильных энергоустановок и мобильных конструкций подтвердили факт изъятия компьютеров, однако от комментариев отказались. «Сейчас над этим работают наши юристы», – сказал представитель завода. Компания-разработчик пока также не комментирует инцидент с «пиратским» ПО. «Компании АСКОН о ситуации с ООО «Челябинский завод мобильных энергоустановок и конструкций» известно, но мы ее не комментируем. Сейчас над этим вопросом работают юристы», – сказала руководитель отдела корпоративных коммуникаций АСКОН Ольга Калягина.
В компании отмечают, что довольно часто сталкиваются с нелицензионным использованием своих программных продуктов, в том числе и в коммерческой деятельности юридических лиц. «Большинство случаев касается системы автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Нелицензионным является использование программного продукта, не обладающего признаками лицензионности, или же использование программного продукта, обладающего признаками лицензионности, но способом, запрещенным правообладателем. Например, мы предлагаем широкий ассортимент некоммерческих и бесплатных программных продуктов. Но их использование в коммерческих целях запрещено нами как правообладателем и преследуется в соответствии со ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав). С каждым годом число уголовных дел, возбужденных по этой статье, где потерпевшим является АСКОН, становится все больше», – говорят в компании. Так, за 2011 год было возбуждено более 223 уголовных дел в отношении нарушителей авторских прав ЗАО «АСКОН», из которых в отношении сотрудников юридических лиц – более 10.
АСКОН – крупнейший российский разработчик инженерного программного обеспечения и интегратор в сфере автоматизации проектной и производственной деятельности. В продуктах компании воплощены достижения отечественной математической школы, 23-летний опыт создания САПР и глубокая экспертиза в области проектирования и управления инженерными данными в машиностроении и строительстве. Программное обеспечение АСКОН используют свыше 7000 промышленных предприятий и проектных организаций в России и за рубежом.
Нарушителю авторских прав действительно может грозить уголовное дело, подтверждает юрист. «Поскольку факт незаконного использования заводом чужой программы зафиксирован фактически бесспорно, нарушителю целесообразно договариваться с правообладателем о компенсации за нарушение. Дело в том, что правообладатель программы вправе потребовать в суде компенсацию за нарушение авторских прав на программу по своему выбору: либо в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей, либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения. То есть судом может быть взыскана двойная стоимость 20 экземпляров произведения в размере более 12 миллионов рублей. Кроме того, учитывая размер нарушения, в такой ситуации возможно возбуждение уголовного дела по ст. 146 УК РФ (нарушение авторских прав)», – говорит старший партнер группы правовых компаний «Интеллект-С» Роман Речкин.
Аналитик компании IDC (специализируется на исследовании рынка информационных технологий) Виктор Цыганков говорит о том, что в России уровень нелицензионного ПО составляет около 63%. «По нашим данным, по итогам 2011 года в России около 63% программ использовалось незаконно. Надо понимать, что в бизнес-сегменте этот процент меньше, чем у домашних пользователей» – говорит Виктор Цыганков. Он также отмечает, что наблюдается тенденция к снижению уровня нелегально используемых программ. «И производители программного обеспечения, и государство применяют различные просветительские, а порой и репрессивные меры для того, чтобы снизить этот уровень. Эти усилия приносят свой результат, процент нелегального программного обеспечения снижается, хотя и не так быстро, как хотелось бы», – рассказал Виктор Цыганков.
Назвать точную цифру потерь от пиратских программ, которые несут производители, проблематично, так как открытой информации совсем немного.
«Оценить рынок контрафактного ПО очень трудно – естественно, никто никакой статистики по его использованию не ведет. К сожалению, немного доступных цифр и по рынку легального ПО. Менеджмент Microsoft, который контролирует примерно половину рынка ПО в России, рассказал, что выручка компании в нашей стране составила около $1 млрд. Я уверен, что если бы каждый пользователь нелегального ПО перешел бы на легальное, то выручка поставщиков программных решений выросла бы не менее чем вдвое, то есть примерно до четырех миллиардов долларов», – подсчитал аналитик Инвесткафе Илья Раченков.