Крупный российский продуктовый ритейлер «Магнит» вынужден приостановить продажу алкоголя в 255 магазинах. Это связано со вступлением в силу с 1 июля поправок к закону о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции. В ряде случаев компания не успела оформить долгосрочные договоры аренды на помещения, как того требует федеральный закон. В Челябинской области торговлю алкоголем приостановили в 25 магазинах сети «Магнит». В министерстве сельского хозяйства региона говорят о том, что объекты других торговых сетей подвергнутся проверкам на предмет соответствия требованиям закона. Эксперты считают, что существенного урона ритейлеру отказ от алкоголя не нанесет, так как в общей выручке супермаркета его доля не превышает 10 процентов.
Российский продуктовый ритейлер «Магнит» приостановил торговлю алкоголем в 255 своих магазинах. По сообщению компании, это было сделано из-за вступления в силу с 1 июля 2012 года поправок к закону о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции. Согласно этим поправкам для получения розничной лицензии на торговлю алкоголем необходимо представлять документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности... или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
ЗАО «Тандер» («Магнит») – лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России. Ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин косметики и магазин «Магнит семейный» в более чем 1461 городе и населенном пункте. Число магазинов сети «Магнит», по данным на конец июля 2012 года, составляло 5,837 тысяч, из них 5,34 тысяч магазинов «у дома», 102 гипермаркета, шесть магазинов «Магнит семейный» и 389 магазинов косметики. В июле 2012 года выручка «Магнита» по сравнению с показателем июля 2011-го увеличилась на 13,03% – до 1,166 млрд долларов. Выручка в 2011 году – 11,4 млрд долларов.
Из-за отсутствия долгосрочных зарегистрированных договоров аренды «Магнит» приостановил торговлю алкоголем в 144 магазинах. В 111 магазинах торговля была прекращена в связи с их близостью к рынкам, спортивным и медицинским учреждениям, местам массового скопления граждан. Директор по связям с инвесторами «Магнита» Олег Гончаров объяснил, что компании не хватило времени на регистрацию долгосрочных договоров. «Около 100 магазинов, которые не подготовились к нововведениям, начнут работу в августе-сентябре», – цитирует Олега Гончарова газета «Коммерсант».
В Челябинской области 25 магазинов сети «Магнит» приостановили торговлю алкогольной продукцией, сообщили Chel.ru в министерстве сельского хозяйства Челябинской области. «Больше никто, к сожалению, таких действий не осуществил, хотя у всех организаций есть такие объекты, которые расположены рядом со школами», – сказала начальник отдела по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции Марьям Ложенкова. По ее словам, если в ходе проверок будут выявлены факты нарушений, то министерство обратится в суд с исками об аннулировании лицензий на торговлю алкоголем.
Напомним, что вступившие в силу 1 июля поправки к закону о госрегулировании алкогольного рынка ужесточили правила реализации алкоголя. В частности, был введен запрет на торговлю алкогольной продукцией крепостью свыше 5% для нестационарных магазинов. Кроме этого, пиво приравняли к алкоголю и запретили продавать по ночам.
Как сообщают читатели Chel.ru, в магазинах «Магнит», которые не «вписываются» в новые требования, заменили алкоголь на хозяйственные товары. «Полки стояли пустые, а потом появились хозяйственные товары, кружки, колготки и прочее», – рассказала одна из читательниц сайта. «На прошлой неделе были в «Магните» возле «Киномакс-Победы». Там всегда продавали алкоголь, а теперь оставили только соки и минералку. То же самое с магазином «Красное и белое» возле «Киномакса», осталось только пиво», – говорит еще один горожанин.
Между тем представители других торговых сетей сообщили, что новые требования закона не вызвали затруднений с торговлей алкогольной продукцией. «На Урале у нас нет магазинов, которые бы были вынуждены приостановить торговлю алкоголем. Несколько магазинов в Северо-Западном и средневолжском регионах столкнулись с такой проблемой, и мы сами приостановили лицензии», – сказал и.о. начальника управления по связям с общественностью и PR X5 Retail Group N.V. Владимир Русанов.
Пресс-секретарь группы компаний «Дикси» Лаврентий Губин сообщил, что магазины сети не приостанавливали продажу алкоголя. «Мы в принципе не заключаем договоры краткосрочной аренды», – отметил он.
«У нас все в порядке, так как наши собственные помещения удовлетворяют всем требованиям и находятся на допустимом расстоянии от объектов, к которым нельзя близко находиться», – сообщил заместитель директора по продажам сети «Союз» Андрей Новокрещенов.
По мнению экспертов, отказ от алкогольной продукции не приведет к глобальным проблемам сети «Магнит». «Примерная доля алкоголя в выручке супермаркета 10%, таким образом при отказе от продаж алкогольной продукции магазин потеряет около 10%. Это существенно, но к разорению не приведет», – объяснил Андрей Новокрещенов.
«Доля продаж алкогольного сегмента в выручке сетей в среднем невысока, до 10%, однако запрет мог несколько снизить лояльность потребителей к магазинам, попавшим под ограничение, а также незначительно сократить средний чек, – говорит аналитик ИК «Грандис Капитал» Ксения Аношина. – При этом стоит учесть, что доля магазинов, попавших под ограничение антиалкогольного закона, невелика, поэтому влияние алкогольного закона на выручку «Магнита» незначительно».