Челябинское УФАС России возбудило дело по факту незаконного использования товарных знаков «Волга» и «Газель». С жалобой на местного предпринимателя обратилась компания «ГАЗ». Если комиссия УФАС признает факт нарушения, то челябинскому ипэшнику грозит штраф. По мнению экспертов Chel.ru, размещая на витринах магазинов товарные знаки автопроизводителей, компании стремятся извлечь дополнительную прибыль. Обходя соглашение с правообладателем бренда, компания-продавец экономит на абонентской плате. Тем временем правообладатели автомобильных брендов ужесточают регламенты по ввозу, продаже запчастей и рекламе, защищая свой имидж от поддельных товаров.
Как рассказала Chel.ru главный государственный инспектор Челябинского УФАС России Анастасия Пивоварова, заявитель из Нижнего Новгорода – компания «ГАЗ» – обратилась в прокуратуру Советского района Челябинска с жалобой на действия одного из индивидуальных предпринимателей города. Бизнесмен на своем магазине по розничной продаже запчастей к автомобилям, расположенном на улице Доватора, разместил товарные знаки «Волга» и «Газель». «При этом правообладателем товарных знаков «Волга» и «Газель» является ООО «ГАЗ», которое не давало согласие данному ИП на использование своих брендов, – уточнила Анастасия Пивоварова. – Три месяца назад материалы по делу прокуратура передала нам. После проведения проверки и сбора доказательств использования товарных знаков по данному факту возбуждено дело с признаками нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 закона «О защите конкуренции».
По словам специалиста антимонопольного органа, сейчас дело в отношении ИП находится в стадии рассмотрения. Решение будет принимать комиссия. В случае, если она признает факт нарушения, то предпринимателю грозит административный штраф по статье 14.33 Кодекса об административных правонарушениях.
«Жалобы о незаконном использовании товарных знаков и иных средств индивидуализации – одни из самых распространенных в Челябинском УФАС России, – уточнила Анастасия Пивоварова. – С начала года поступило уже два десятка подобных заявлений. Представителям бизнеса стоит помнить, что законом «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с продажей, обменом или иным введением в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ и услуг».
Эксперты Chel.ru считают, что размещение на магазинах товарных знаков производителей помогает привлечь покупателей и приносит тем самым дополнительную прибыль. Заключение соглашения между компанией-продавцом и правообладателем бренда занимает не так много времени, но в некоторых случаях документ обходят стороной, чтобы сэкономить на абонентской плате.
По словам исполнительного директора компании «Экзист» Георгия Гребенюка, магазины по продаже запчастей к автомобилям заключают лицензионные соглашения с правообладателем брендов, которые дают право реализовывать оригинальные детали и размещать логотипы в своей печатной продукции, рекламе. «Это мировая практика, – уточняет Георгий Гребенюк. – За лицензионные соглашения мы ежемесячно выплачиваем абонентскую плату. Заключить подобное соглашение несложно, да и времени потребуется немного – от одного дня до недели, зависит от юридических отделов компаний».
«Используя бренды автопроизводителей, компании – продавцы автодеталей привлекают дополнительный поток клиентов, чтобы заработать больше, – считает руководитель отдела «Трейд-Ин» компании «Восток-Лада» Артем Кокоев. – А законно это делать или незаконно – решают сами компании-продавцы. Если все делать по закону, то придется платить абонентскую плату. Если же разместить товарные знаки без разрешения, то, скорее всего, придется заплатить штраф».
Респонденты сайта отметили, что в последнее время некоторые правообладатели автобрендов ужесточили регламент по ввозу запчастей и рекламе, по тому, где и в каком виде можно использовать их товарные знаки. Таким образом компании защищают свои продукцию и имидж от поддельных товаров.
«Помимо абонентской платы заключение лицензионного соглашения обязывает розничную компанию закупать товар исключительно у официального поставщика, – продолжает Георгий Гребенюк. – Это делается для того, чтобы не вводить в заблуждение покупателя. К примеру, компания «ГАЗ» рекламирует свой товар, дает определенную гарантию на детали, проверку качества и так далее. А бывает, что какой-то «гараж» продает детали китайского производства под видом продукции, изготовленной компанией «ГАЗ». А потом у людей, разумеется, возникают претензии к качеству поддельной продукции, появляется недоверие к бренду».
Вместе с тем, по мнению экспертов Chel.ru, индивидуальный предприниматель может избежать штрафа.
«Как правило, по указанным основаниям к ответственности привлекаются лица, незаконно использующие товарный знак непосредственно на самом товаре, выпускаемом в оборот, – комментирует ведущий юрисконсульт консалтинговой компании «Лигал Экперт» Владимир Мосин. – То есть использование товарного знака на вывеске не может рассматриваться как введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации продукции, работ, услуг. Такой позиции поддерживается и судебная практика. Поэтому предпринимателя в данном случае привлечь к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства нельзя. Однако ООО «ГАЗ» имеет право предъявить к нарушителю требования о запрете использования товарных знаков и о возмещении убытков либо выплате компенсации. В таком случае это будет квалифицироваться как гражданское, а не административное правонарушение».
«С правообладателем бренда можно поспорить, – считает Георгий Гребенюк. – Интересно: предприниматель использовал в своем изображении идентичный логотип или просто аббревиатуру «ГАЗ»? Правообладатели бренда должны прописать, что именно нельзя использовать: идентичный значок «ГАЗ» на детали к автомобилю, логотип, названия брендов. Ну и, разумеется, логотип можно исполнить на вывеске по-разному. Если он был видоизменен, то думаю, что можно это дело выиграть».