В России могут запретить продавать алкоголь на рынках, вокзалах, в аэропортах, во всех видах транспорта и даже на заправках. Исключение – точки общественного питания и магазины беспошлинной торговли. Проект такого закона разработало Росалкогольрегулирование, в июле документ планируется внести в правительство. Эксперты Chel.ru считают, что это будет серьезный удар по мелкой и средней рознице, а вот сетевые игроки алкорынка и операторы общепита вправе ожидать роста потребительского трафика.
Согласно новому законопроекту, розничная продажа алкоголя не допускается в зданиях и помещениях детских и образовательных учреждений, медицинских и культурных учреждений. В список запретных мест также предлагается внести все виды общественного транспорта, оптовые и розничные рынки, вокзалы, аэропорты, остановки, обочины дорог, территории, прилегающие к дошкольным, образовательным, медицинским учреждениям и спортивным сооружениям, а заодно и расположения воинских частей.
Предусмотрены и некоторые исключения. Прежде всего, в отношении предприятий общественного питания, которые смогут торговать алкоголем, включая пиво, сидр, пуаре и медовуху, в учреждениях культуры. Кроме того, как сказано в законопроекте, организации общепита должны будут иметь в своем распоряжении зал для обслуживания посетителей – как вариант, вагон-ресторан или вагон-буфет. В местах массового скопления граждан и в транспорте не собираются вводить запрет на продажу алкоголя крепостью не выше 16,5 градуса. Вышеупомянутые пиво, сидр, пуаре и медовуху разрешено продавать в самолетах, поездах, прогулочных катерах и круизных лайнерах – опять же на условиях оказания услуг общепита. В список исключений попали также магазины беспошлинной торговли. Там алкоголем по-прежнему можно будет торговать без ограничений.
Эксперты Chel.ru считают очевидным, что новые ограничения каналов распространения алкогольной продукции будут оказывать дополнительное негативное влияние на индустрию. При этом больше всех пострадает средняя и мелкая розница. «У сравнительно небольших операторов продажа алкоголя формирует значительную часть выручки, – поясняет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Крупным игрокам проще, поскольку выпадающие объемы могут быть в значительной степени компенсированы за счет увеличения продаж в других форматах торговых объектов». При этом, как отмечает Максим Клягин, сектор общественного питания сможет рассчитывать на некоторый рост потребительского трафика
Созвучное мнение высказывает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. В случае принятия этих поправок, как она считает, основной удар будет нанесен по торговым точкам формата «магазин у дома». «Разумеется, предприятия общепита окажутся в выгодном положении, как и магазины, располагающиеся вдали от запрещенных мест, – говорит эксперт. – Например, гипермаркеты, где объемы продаж увеличатся, потому что люди будут запасаться алкоголем впрок. Проиграют при этом магазины формата «у дома» и небольшие торговые точки, где алкоголь занимает большую долю в обороте – от 25 до 50 процентов, а то и выше».
Между тем скоро в Челябинске появится карта территорий, «свободных» от алкоголя. Напомним, в начале этого года вступило в силу постановление, которое позволяет органам власти субъектов РФ самостоятельно определять границы мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности. Вблизи таких объектов, согласно положениям федерального закона «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ), запрещена розничная продажа алкоголя. В Челябинске около двух тысяч таких объектов. Как отмечал ранее начальник городского управления по торговле и услугам Сергей Березуев, сложность заключается в том, что схема должна быть представлена в графическом изображении. Но сейчас, по словам главы ведомства, работа близится к завершению. «Проект постановления уже есть, сейчас идет рисование, – сказал Сергей Березуев. – В конце июня или в первых числах июля документ будет полностью готов».
Ограничения продажи спиртного будут стимулировать рынок к укрупнению, считает независимый эксперт Дмитрий Соколов. «У нас не будет, как в Голландии, где спиртное продают только в специализированных магазинах, но в ближайшие годы правила станут жестче, усилится и контроль со стороны государства, – уверен эксперт. – Все это ведет к укрупнению рынка». При этом, как считает Дмитрий Соколов, вряд ли стоит ожидать сокращения производства спиртного в стране – рынок пережил уже немало «катаклизмов», связанных с ограничением продаж, однако статистика потребления алкоголя на душу населения по-прежнему остается высокой.