В конце июля откроется второй регулярный рейс в Узбекистан из аэропорта Челябинск. Перевозчик – авиакомпания «Уральские авиалинии» – раз в неделю будет выполнять рейсы в Наманган. Как объясняют в авиакомпании, «гастарбайтерские» рейсы позволяют поддержать российские направления, востребованность которых в летний сезон снижается. Авиасообщение со странами СНГ из челябинского аэропорта активно развивается в этом году. По мнению экспертов, оказание услуг по перевозке трудовых мигрантов – высокомаржинальный бизнес, поэтому перевозчикам интересно развивать сеть полетов в страны ближнего зарубежья.
Как рассказал заместитель коммерческого директора «Уральских авиалиний» Сергей Шкуро, компания активно развивает авиасообщение со странами СНГ. «Из Челябинска в настоящее время мы выполняем рейсы в Узбекистан, Киргизию, Таджикистан. Добились разрешения на полеты из Челябинска в Наманган. Для этого была проведена колоссальная работа вплоть до переговоров с руководством страны», – отметил Сергей Шкуро.
Так называемые «гастарбайтерские» рейсы позволяют авиаперевозчику поддержать внутрироссийские линии, наполняемость которых в летний период снижается. По словам Сергея Шкуро, эти рейсы ничем не отличаются от российских и международных перевозок. «Все согласно правилам авиации, так же качественно обслуживаем. Действуют те же самые нормы провоза багажа», – подчеркнул он.
По данным УФМС по Челябинской области, в 2012 году на территории Южного Урала на миграционный учет было поставлено более 168 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Этот показатель на семь процентов превышает аналогичный за 2011 год. Большую часть из поставленных на учет составляют граждане Узбекистана – 43 049, Таджикистана – 34 614, Казахстана – 26 777.
При этом год от года квота на привлечение иностранной рабочей силы для Южного Урала снижается. Так, в 2010 году на Южный Урал официально были привлечены к труду 24 тысячи иностранцев, а в 2013 году квота сократилась в два раза – до 12 тысяч человек.
Рейсы в Наманган будут выполняться раз в неделю, по средам. Стоимость билета в один конец – 8,5 тысяч рублей.
«Авиакомпания «Уральские авиалинии» планирует выполнять рейсы по маршруту Челябинск–Наманган с июля по октябрь 2013 года, – сообщили в пресс-службе челябинского аэропорта. – Для жителей Южного Урала данное направление является новым, его появление обусловлено развитием внешнеэкономических и социально-культурных связей области со странами СНГ».
Отметим, что в апреле этого года «Уральские авалинии» уже запустили рейс в Ферганскую долину, соединив авиасообщением Челябинск и киргизский город Ош. В середине июня из челябинского аэропорта начал выполнять полеты национальный перевозчик Киргизской Республики – авиакомпания «Кыргызстан» («Кыргызстан Эйрлайнз»). Полеты в столицу Киргизии – Бишкек – выполняются раз в неделю, по воскресеньям.
Сетка полетов по странам СНГ из Челябинска включает в себя Ереван (Армения), Ташкент (Узбекистан), Душанбе (Таджикистан), Худжанд (Таджикистан), Куляб (Таджикистан), Ош (Киргизия), Бишкек (Киргизия).
По словам директора по туризму компании «Пегас-Тур» Александра Юдовича, перевозчикам выгодно оказывать услуги по перевозке мигрантов, поэтому они открывают все новые направления в страны СНГ. «Это 100-процентные рейсы для трудовых мигрантов – ни туристического, ни делового потока в этом направлении нет. Думаю, что это высокомаржинальный бизнес, и перевозчики занимаются его развитием», – отметил Александр Юдович.
Как отметил начальник главного управления по труду и занятости Челябинской области Владислав Смирнов, хотя мигранты составляют незначительную долю в общем числе работающих в регионе, власти нацеливают работодателей на привлечение местного персонала. «В целом мигранты составляют не более одного процента в общем количестве, занятого в экономике региона населения. Мы стараемся держать этот уровень. По данным Росстата, в области 113 тысяч безработных граждан, и поэтому есть смысл ориентировать работодателей на привлечение своих трудовых ресурсов. В течение первого полугодия этого года я проводил встречи со всеми крупными работодателями, использующими иностранную рабочую силу, и объяснял необходимость увеличения доли своих граждан. Со своей стороны мы предлагаем государственный ресурс для подготовки и подбора кадров», – рассказал Владислав Смирнов.
Наманган (узб. Namangan) – второй по величине город в Узбекистане после Ташкента, административный центр Наманганской области. Население – 449,2 тыс. жителей (2011).
Председатель комитета по экономической политике Челябинской области Дмитрий Мешков считает, что перевозки трудовых мигрантов активно развиваются из-за того, что рынок рабочей силы испытывает потребность в низкоквалифицированном персонале. «Как и у любой медали, здесь две стороны: есть ряд непрестижных специальностей, куда неохотно идут работать местные рабочие, и эту нишу заполняют иностранные работники. С другой стороны, необходимо ужесточение требований к тем иностранцам, которые трудятся в отраслях, где есть источники повышенной опасности, например, пассажирские перевозки. Сложно сказать, как дальше будет развиваться ситуация, но думаю, что какой-то разумный предел по количеству иностранных рабочих должен быть», – высказал свое мнение Дмитрий Мешков.