В международном аэропорту Челябинска появился новый игрок общепита, потеснивший ресторанный холдинг «Уральские пельмени». Ресторан FlyBar стал пятым заведением холдинга «Винтаж», принадлежащего чете бизнесменов Сергея и Вероники Овчинниковых. По мнению экспертов Chel.ru, новое заведение вряд ли значительно повлияет на конкуренцию в аэропорту, поскольку работает с заведениями УПИ в разных форматах. Среди минусов они называют месторасположение на втором этаже, завышенный ценник и ошибочное позиционирование.
Ресторан FlyBar открылся в середине июня на втором этаже здания челябинского аэропорта. По словам управляющего ресторана FlyBar Константина Аксенова, это своеобразный английский паб с европейской и отчасти мексиканской кухней. «Наш ресторан площадью около 80 квадратных метров готов принять до 50 человек за 14 столиками и еще восемь – за барной стойкой, – рассказал он. – Цены у нас достаточно приемлемые, дешевле, чем во многих заведениях города – 1 000–1 200 рублей на человека. Одно из наших конкурентных преимуществ – месторасположение и большие окна с видом на взлетно-посадочную полосу».
Сейчас в здании челябинского аэропорта, помимо ресторана FlyBar, уже работают три одноименных кафе-бара холдинга «Уральские пельмени». Однако новичок конкуренции не опасается. «Мы не ради соперничества работаем, – продолжает Константин Аксенов. – Позиционируемся в разных форматах и ценовых категориях, рассчитаны не только на прилетающую, улетающую и провожающую публику. Намерены привлекать гостей и из Челябинска, специально приезжающих к нам, допустим, на деловой обед или романтический ужин. К тому же, время открытия выбрано довольно удачное – пик летних отпусков и увеличения пассажиропотока».
Эксперты Chel.ru считают, что пассажиропоток аэропорта не способен обеспечить ресторан нужным для успешной работы количеством посетителей.
«Пассажиропоток в Челябинском аэропорту недостаточно большой для открытия специализированных заведений, – считает генеральный директор центра гостеприимства «Европа» Артур Андреев. – Хотя мне, как пассажиру, будет приятно, если в аэропорту появится место, где я могу провести время. Но, как правило, все стараются приехать к моменту отправления самолета и сразу переходят в зону посадки, времени в свободной зоне, соответственно, проводят мало. А из города вряд ли кто-то поедет в паб в аэропорт. Поэтому большой коммерческой перспективы я здесь не вижу, хотя приятно, что появляется разнообразие в зоне вылета».
Схожего мнения придерживается и директор сети пиццерий «Пиццамания» Алексей Носков. «Надеяться, что кто-то специально поедет в ресторан из города в аэропорт – неоправданное ожидание, – комментирует он. – Даже с северо-запада люди зачастую отказываются ехать в центр и покупают, допустим, шашлык на вынос в ближайшем заведении. К тому же средний чек для такого формата по-аэропортовски завышен». По словам господина Носкова, с учетом расположения ресторана вне зоны посадки, то есть доступном для всех помещении, эти факторы становятся минусами. «Ведь если человек уже прошел контроль и находится в зоне ожидания вылета, то у него нет выбора – он покупает то, что есть вне зависимости от завышенной стоимости или не покупает вообще, – поясняет он. – Если же он не ограничен пространственными и временными рамками, то может съездить из аэропорта перекусить в центр города даже на такси. Расход на транспорт будет оправдан более низким чеком в аналогичных заведениях».
«Еще не был там, поэтому сложно комментировать, – высказывается генеральный директор холдинга предприятий «Уральские пельмени» Виталий Воробьев. – Но по стоимости, думаю, ценник московского аэропорта, то есть дорого. На мой взгляд, те, у кого есть деньги, в аэропорту не сидят».
«Это нормальная цена для хорошего дорогого паба, – продолжает Артур Андреев. – В нашем ирландском пабе сравнимый средний чек. Если компания сможет для заявленного среднего чека обеспечить качество кухни, большой выбор пива и атмосферу, буду рад за них».
Вместе с тем игроки сегмента HoReCa указали на ошибку при выборе позиционирования для ресторана FlyBar, что вкупе с недостаточной посещаемостью может сказаться на экономических показателях.
«Основная проблема аэропортовских кафе в том, что они не совсем понимают, что и для чего они делают, – высказывается Алексей Носков. – Если в крупных аэропортах время стыковок составляет несколько часов, то челябинский аэропорт не транзитный терминал, туда приезжают незадолго до вылета. А на редких случаях, когда из-за испорченной погоды задерживают рейсы, бизнес не построишь. Поэтому единственный успешный вариант общепита в небольших аэровокзалах – кафе с напитками и завтраками, обеды и прочее в которых будут редкими событиями».
«Около 90 процентов пассажиропотока в аэропорту идет через первый этаж, обходя второй, где и разместился ресторан, – продолжает Виталий Воробьев. – Поэтому логично предположить, что посещаемость в ресторане будет недостаточной. Но, наверное, собственник какой-то анализ сделал, провел расчеты, иначе бы заведение не открылось. На выручке совместная работа в одном здании в течение месяца пока не отразилась. Поэтому, насколько выгодной окажется работа ресторана, только время покажет».
«В любом аэропорту должно быть как минимум три–четыре заведения – это нормально, – продолжает Алексей Носков. – Но я думаю, что компания несколько просчиталась с позиционированием, напрасно ожидает приезжих, и у кафе «Уральских пельменей» более выгодное месторасположение. Что касается конкуренции, то все заведения находятся в разных точках аэропорта, разделенных точками контроля. Поэтому глобально для существующих в аэропорту кафе ничего не изменилось, а вот посетителям удобства добавилось».