Неожиданное предложение совместить ОСАГО и автокаско, преобразовав их в обязательное «автомобильное» страхование, поступило в Госдуму в преддверии рассмотрения законопроекта о повышении размера страхового покрытия по «автогражданке». По мнению авторов предложения, это устранит проблему с затягиванием сроков и занижением истинного размера страховых выплат, позволит снизить страховые тарифы и повысит их прозрачность. Однако автомобилисты категорически против таких мер, опасаясь, что это обернется резким ростом стоимости страховых полисов.
В октябре в Госдуме пройдут слушания по закону об ОСАГО. Уже принятые в первом чтении поправки предусматривают увеличение максимального лимита выплат по «автогражданке» до 500 тысяч рублей за ущерб, причиненный жизни и здоровью, и до 400 тысяч рублей за материальный ущерб. Еще одно готовящееся изменение – установление тарифного коридора для ОСАГО, что позволит страховым компаниям самостоятельно устанавливать стоимость полиса пределах оговоренных границ в зависимости от показателя убыточности региона. В преддверии этого глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина вчера выступила с предложением рассмотреть на парламентских слушаниях и возможность объединения ОСАГО и каско в единую программу автомобильного страхования.
«И еще один момент, который мы хотели бы обсудить и который, по моему мнению, является справедливым и даст возможность не повышать стоимость тарифов, – это вопрос введения франшизы, в том числе для обязательного страхования, – сказала Наталья Бурыкина и добавила: – Если в каско есть франшиза, почему в совмещенном полисе не может быть франшизы, распространяемой на каско и на ОСАГО», – приводит слова главы комитета по финансовому рынку агентство «Интерфакс». Эти поправки, по мнению депутата, позволят сдержать рост стоимости полисов автострахования.
Представители страховых компаний оценивают эту инициативу как достаточно спорную. По словам директора департамента автострахования компании «БИН Страхование» Романа Воротилина, методику расчета тарифов каско и ОСАГО невозможно подвести под единую систему, поскольку это совершенно разные виды страхования. «Это разные по структуре портфели, разная статистика убытков и разные «контрольные точки» при расчете страхового тарифа», – говорит эксперт, полагая, что данная инициатива априори нереализуема.
«Объединить такие страховые продукты можно только в рамках одного страхового бланка», – говорит начальник отдела маркетинга страховой компании «ЮЖУРАЛ-АСКО» Александр Ромашов, указывая на то, что если для расчета тарифа ОСАГО стоимость автомобиля, марка транспортного средства не имеет никакого значения, то для каско это, наоборот, существенные факторы при вычислении стоимости полиса.
Аналогичного мнения придерживается и директор челябинского филиала СК «Альянс» Дмитрий Тогунов. «Это нереально: страхование гражданской ответственности – это обязательный вид страхования, который должны приобретать все автовладельцы, а риски угона или повреждения транспортного средства автовладельцы страхуют добровольно. Полис не может быть обязательно-добровольным. Смешение этих видов страхования в одном полисе невозможно не только с профессионально-отраслевой точки зрения, но и с позиции потребителя, ведь большая часть автопарка в России – это машины старые, которые уже не принимаются на страхование по каско», – резюмирует эксперт.
Председатель челябинского областного отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» Николай Живец инициативу называет не иначе как «государственным рэкетом». По его словам, объединение двух совершенно разных видов страхования противоречит интересам автомобилистов. Кроме того, продолжает он, принятие таких революционных поправок спровоцирует рост затрат на страхование. «Автомобилисты сегодня и так платят транспортный налог, страхуют свою ответственность перед другими участниками дорожного движения. Политика государства сейчас такова, что автомобилисты – самое платежеспособное население, с них можно выжать по максимуму. Придет время, и за воздух будем платить налоги», – возмущается собеседник.
Оценивая возможные последствия введения франшизы по ОСАГО по аналогии с каско, автомобильный журналист Артем Краснов считает, что в таком случае концепция «автогражданки» как меры по снижению дорожных конфликтов будет полностью разрушена. «Если появится франшиза, допустим, 10 000 рублей, возрастет и число случаев, когда эти 10 тысяч рублей будут выбивать из виновной стороны прямо на месте ДТП, – говорит он. – Собственно, ОСАГО и сейчас зачастую не покрывает расходы на ремонт автомобиля. А тут в голове у народа поселится мысль, что на десять тысяч рублей виновник попадает «автоматом», и когда происходит авария, все на нервах, последствия будут соответствующие: стрельба, кулаки, угрозы», – перечисляет возможные последствия введения франшизы по ОСАГО собеседник сайта.
Роман Воротилин полагает, что весьма спорная и неоднозначная депутатская инициатива возникла не случайно: в скором времени рынок страхования ОСАГО кардинально поменяется. «Все находятся в ожидании повышения лимита страховых выплат, и грядущие новации неминуемо должны привести к последующему повышению тарифов в силу экономической сути страхования», – рассказывает эксперт и подчеркивает: для страховых компаний повышение страховых лимитов без увеличения тарифов является серьезной угрозой финансовой устойчивости. «С другой стороны, можно оставить все как есть, не повышая ни лимитов, ни тарифов по ОСАГО, однако в таком случае водитель должен осознавать, что страховой выплаты может не хватить для ремонта авто после ДТП, и виновнику аварии могут предъявить требования в компенсации нанесенного им ущерба. Покупка полиса ДСАГО станет выходом из ситуации, поскольку позволит покрыть убытки сверх лимита ОСАГО без существенных материальных потерь», – резюмирует эксперт.