Супругам, находящимся на грани развода, станет сложнее разорвать отношения – размер госпошлины за расторжение брака может возрасти с символической суммы в 400 рублей до 30 тысяч рублей. С предложением, призванным укрепить российские семьи и удержать супругов от опрометчивого разрыва, выступил глава правительства Дмитрий Медведев. По мнению экспертов, многократное повышение госпошлины сократит лишь число официальных разводов, а также будет удерживать россиян от регистрации брака.
Инициативу о повышении госпошлины за расторжение брака до 30 000 рублей с каждого из супругов премьер-министра страны озвучил на совещании с руководством Совета Федерации. Однако Дмитрий Медведев подчеркнул: предложение не должно приниматься властями скоропалительно – и предложил вынести эту идею на общественное обсуждение, в том числе на портале «Открытое правительство». Ранее с аналогичной инициативой выступали сенаторы и представители Министерства финансов. «Мотивы понятны. Надо включать голову, когда вы регистрируете брак. В противном случае наступают имущественные санкции, которые заключаются в том, что для того, чтобы расторгнуть брак, необходимо гораздо больше денег, чем для того, чтобы его заключить», – полагает глава российского правительства.
Сегодня, согласно статье 333.26 Налогового кодекса, госпошлина за расторжение брака составляет 400 рублей с каждого супруга. В судебном порядке, объясняет директор юридической компании «Виктория» Галина Тараскина, расторжение брака осуществляется в том случае, если один из супругов против развода или уклоняется от его расторжения или же в семье воспитывается несовершеннолетний ребенок. «Бракоразводные процессы могут длиться годами в тех случаях, когда одновременно с заявлением о расторжении брака заявляются требования об определении места жительства ребенка или разделе совместно нажитого имущества», – говорит Галина Тараскина. По ее словам, брачный договор в российских семьях пока является скорее исключением, чем правилом: его заключают только 4% семейных пар. «Брачный договор обычно заключается между людьми, уже состоявшимися в профессиональном плане, в зрелом возрасте, когда, условно говоря, «есть что делить», – рассказывает юрист. – Его можно заключить как одновременно с заключением брака, так и позднее. В России условия брачного договора касаются только имущественных прав супругов».
Директор центра социально-психологической адаптации «Доверие» Людмила Кочкаева считает идею хорошей, требующей незамедлительного принятия. «Каждый день я провожу консультации трех-четырех семейных пар, которые стоят на грани развода или уже разводятся, но один из супругов стремится сохранить семью, – рассказывает собеседница. – Причем в последнее время в большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Но далеко не все пытаются найти компромисс, идут консультироваться. Думаю, госпошлина в 30 тысяч рублей может стать камнем преткновения и поводом серьезно задуматься о своем решении. Будет понимание того, что развод – это в том числе и материальные потери».
Впрочем, как отмечают эксперты, многократное повышение госпошлины на расторжение брака отразится лишь на официальной статистике разводов, но не заставит супругов искать возможности примирения. Более того, россияне будут воздерживаться от официальной регистрации брака из-за возможных финансовых потерь при разводе. По мнению семейного психолога Сергея Иванова, если один из супругов принял твердое решение о разводе, то даже значительные траты не остановят его. Особенно сильно, полагает он, в этой ситуации пострадают дети, вынужденные жить в атмосфере нервного напряжения. «Дорогой развод» приведет к тому, что официально разводов станет меньше, а реально мало что изменится. Люди либо будут разъезжаться, оставаясь в официальном браке, либо будут жить как соседи», – высказывает свое мнение эксперт. Как отмечает семейный психолог, самой частой причиной развода становится отсутствие взаимопонимания между супругами.
Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, прославившаяся довольно спорными законодательными инициативами, в этом вопросе заняла особую позицию. Идею сенаторов она раскритиковала и назвала «циничной и безнравственной». «Таким образом пополнять госбюджет – это какая-то издевка, – написала чиновница в своем микроблоге. – Затруднять людям жизнь, когда они вынуждены жить вместе, потому что не в состоянии оплатить госпошлину, – это цинично и безнравственно. Госпошлина – компенсация затрат государства на оказание услуг. Когда мы с экспертами обсуждали это предложение, мы исходили из суммы в 500-1000 рублей».
Как рассказывает председатель государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области Людмила Рерих, в прошлом году 18 854 южноуральские семьи решили разорвать узы брака. «Супруги, желающие расторгнуть брак, подают в орган ЗАГС в письменной форме совместное заявление о расторжении брака, в котором указывают только те сведения, которые предусмотрены бланками заявлений о разводе», – напоминает эксперт. В прошлом году подавляющее большинство (80%) актов о расторжении брака было зарегистрировано на основании решения суда. Из числа подавших заявление на развод 11% супругов так и не явились по истечении месяца со дня подачи заявления.
Стоит отметить, процедура развода в России пока считается одной из самых простых в мире. Так, в Германии, которая критикует Россию за консервативность в вопросах половых отношений, расторгнуть брак можно только после обращения в суд. В Италии же бракоразводный процесс длится как минимум четыре года. Для соотечественников единственным камнем преткновения при разводе пока является лишь госпошлина в 400 рублей.