Крупные розничные банки сокращают персонал и закрывают неэффективные отделения. Одним из последних об увольнении штата заявил банк «Русский стандарт». Аналитики винят в этом замедление экономики и падение доходности банка, а сами банкиры связывают тенденцию с переходом на дистанционные каналы обслуживания. Между тем челябинские рекрутеры отмечают, что в городе наблюдается резкий наплыв соискателей, как среди вчерашних банковских работников, так и среди действующих.
В последние полгода несколько крупных розничных банков сообщили о сокращении сотрудников и закрытии офисов. По данным «РБК daily», последним из них стал банк «Русский стандарт», который планирует избавиться от 20 отделений в регионах и сократить штат на 10%. Издание уточняет, что источники, близкие к банку, называют и причину оптимизации сети – ухудшение качества кредитного портфеля. По этой же причине в марте банк перестал выдавать кредиты наличными клиентам «с улицы». Как пояснил изданию вице-президент «Русского стандарта» Артем Лебедев, «банк ведет мониторинг эффективности сети, и в случае невыполнения утвержденных планов продаж офис может быть оптимизирован по площади или числу сотрудников, в том числе закрыт или переведен в другой район города». Журналисту ChelFin.ru в пресс-службе «Русского стандарта» информацию о начавшемся увольнении штата и закрытии офисов не подтвердили, назвав сведения газеты «РБК daily» не соответствующими действительности.
Между тем «Русский стандарт» не первый банк, которому федеральные издания приписывают увольнения сотрудников из-за ухудшения качества портфеля. Под прицел журналистов попали такие банки, как «Связной банк», «Хоум Кредит Банк», «Восточный экспресс», «Уралсиб». Официальные представители этих банков запрос ChelFin.ru о сокращении штата проигнорировали, не желая комментировать негативную информацию.
По мнению заместителя директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Михаила Доронкина, под давлением макроэкономических обстоятельств и новых подходов в регулировании кредитным организациям становится сложнее поддерживать прибыльность своих операций на высоком уровне. В секторе наблюдается дефицит качественных заемщиков, качество портфеля юридических лиц на фоне снижения темпов его прироста в перспективе одного-двух лет также будет только ухудшаться, оказывая давление на рентабельность и ликвидность банков. «Не имея возможностей для повышения кредитных ставок по причине высокой конкуренции за заемщиков, банки вынуждены «резать косты», чтобы хоть как-то компенсировать снижение доходов от кредитования», – объясняет собеседник сайта и полагает, что закрытие части отделений российских банков и увольнение персонала не отразится на качестве обслуживания, с учетом уже отмеченной тенденции к снижению качественных заемщиков.
После отзыва лицензии у банка «Ураллига» больше ста банковских служащих попали под сокращение. На протяжении трех месяцев все они получали ежемесячное пособие от государства. В марте почти 120 сотрудников «Ураллиги» были уволены согласно действующему законодательству, и часть из них сегодня состоит на учете в центре занятости.
По словам главы Сбербанка Германа Грефа, сокращение сотрудников банка на 30 тысяч единиц в ближайшие пять лет связано с увеличением количества операций через удаленные каналы. Пока же оптимизация штата в банке не ощутима. Как сообщили в пресс-центре Уральского банка Сбербанка России, на 1 апреля численность персонала в банке составила составила 4602 человека, тогда как полгода назад – 4531 человек. «Таким образом, за прошедшие шесть месяцев количество сотрудников не только не сократилось, но и увеличилось на 1,6%. Кроме того, сейчас на территории Челябинской области в Сбербанке открыто более 200 различных вакансий», – резюмировали в пресс-центре.
В Уральском банке реконструкции и развития сокращать штат не стали, однако за последние полгода закрыли сразу три «легких» офиса на территории области. «Закрытие произошло в связи с тем, что эти точки не показали ожидаемых бизнес-результатов. Легкая сеть (точки продаж банковских услуг в торговых комплексах) позволяет быстро проанализировать эффективность размещения точки продаж и оперативно принять решение о ее дальнейшей работе или закрытии», – рассказали в пресс-службе компании.
По словам начальника управления по работе с персоналом «ВУЗ-банка» Ирины Дмитриевой, в банковской сфере сегодня наблюдается тенденция увеличения численности персонала в бизнес-подразделениях и уменьшения штата – в сервисных. «Это происходит с учетом автоматизации и оптимизации рабочего процесса и связано с тем, что сотрудники сервисных подразделений становятся более универсальными и способны работать в режиме многозадачности», – поясняет Ирина Дмитриева.
«За последние два месяца количество резюме, поступающих от банковских служащих, значительно увеличилось, что нетипично для рынка, при этом количество запросов от банков крайне мало», – говорит директор агентства «Бизнес и Кадры» Людмила Соколова. По ее данным, среди соискателей как действующие сотрудники челябинских банков, которые увольнения только ожидают, так и те, кто уже попал под увольнение. Поиском работы в настоящий момент озадачен и базовый, и управленческий персонал. «В ситуации, когда количество отделений банков сокращается, вполне очевидно, что соискателям необходимо рассматривать другие сегменты рынка», – резюмирует она.
По данным проекта «Работа» на сайте 74.ru, в настоящий момент наибольшее количество открытых вакансий среди Челябинских банков отмечено в Сбербанке, «ВУЗ-банке», ВТБ24, «Хоум Кредит Банке», Уральском банке реконструкции и развития. В большинстве случаев компании ищут менеджеров по продажам.