К концу этого года нефтепродукты и дизельное топливо подорожают минимум на 15%, предупреждают аналитики. Другими словами литр марки бензина АИ-95 может подняться почти до 39 рублей. Между тем региональный УФАС уже сейчас зафиксировал скачок цен на челябинских АЗС почти на рубль. Владельцы автозаправочных станций считают, что в росте цен на топливо виноваты не они, а производители.
Последние две недели цены на автозаправочных станциях Челябинска корректировались только в сторону роста. Скачок розничных цен в областном центре был отмечен региональным УФАС еще в период с 23 июня по 29 июня. Тогда увеличение цены на 50 копеек на бензин марки АИ-92 и АИ-95 произошло на станциях ООО «Лукойл – Уралнефтепродукт». Однако наиболее существенное подорожание челябинские антимонопольщики зафиксировали по итогам прошлой недели. Согласно их мониторингу, на АЗС «Оптан-Челябинск» бензин марки АИ-92 вырос сразу на 80 копеек, а АИ-95 по сравнению с предыдущей неделей прибавил в цене на 50 копеек. На заправках ООО «Регион» (Башнефть) литр бензина АИ-92 подорожал на 50 копеек.
Источник ChelFin.ru, близкий к руководству автозаправочных станций «Оптан – Челябинск», считает, что мониторинг УФАС, вызвавший общественное негодование, не объективен. По словам собеседника сайта, сейчас стоимость литра бензина АИ-92 в 30 рублей, который приводят антимонопольщики в своем документе в отношении его компании, представлена лишь на одной АЗС в Челябинске – пересечении улиц Энгельса и Труда. На других же автозаправках города и области цены ниже, в муниципалитетах региона литр бензина и вовсе можно купить за 20 рублей. «Если УФАС проводит мониторинг цен по АЗС, тогда делать его необходимо более объективно и адекватно абсолютно по всем станциям, выводя среднюю стоимость литра», – возмущается он, добавляя, что подорожание нефтепродуктов на Южном Урале действительно произошло, однако не по вине владельцев автозаправочных станция. «Рост цен по газу и бензину связан с повышением закупочных цен заводов изготовителей. К тому же заводы изготовители летом частично встают на профилактику, что так же влечет за собой подорожание нефтепродуктов. Наказывать за повышение цен нужно не нас, а тех, кто добывает бензин и производит его», – резюмирует эксперт сайта.
По мнению генерального директора финансовой компании GKFX Дмитрия Раннева, рост розничных цен нефтепродуктов в УрФО не сильно опережает средний рост по стране. Тенденция является общей для всей России, при этом наибольший скачок цен ждет автовладельцев зимой. «К концу года мы ожидаем серьезного удорожания бензина и дизельного топлива, от 15% и выше. Удивительно, но рост цен никак не связан с дефицитом топлива: сейчас НПЗ загружены и даже перевыполнят план в среднем на 3,5%. Рост розничных цен на топливо даже опережает инфляцию, так что на нее списать проблему также не выходит», – говорит эксперт. Среди причин подорожания бензина, продолжает рассуждать он, нефтяные компании указывают рост цен на нефть на мировых рынках, мол, внутренний рынок не изолирован и подтягивается к общему знаменателю. Тем не менее цены на нефть остаются стабильно высокими уже довольно давно, а повышение цен на топливо происходит скачкообразно. «На самом деле возможным объяснением причин текущей ситуации может служить недавняя рекомендация Минэнерго отказаться от экспорта топлива. Результативность этой рекомендации переоценить сложно: в прошлом месяце экспортные потоки сократились в четыре раза. Логично предположить, что компании будут рассчитывать на компенсацию недополученной прибыли от экспорта за счет внутреннего рынка, так что текущая динамика розничных цен на топливо вполне объяснима», – констатировал Дмитрий Раннев.
Управляющий активами ФК Aforex Сергей Ковжаров считает, что скачок цен на бензин объясняется внутренними факторами. «Розничные цены растут из-за девальвации рубля и рост инфляции, и бензин – не исключение из правила. В стране растет парк автомобилей, растет спрос на топливо, чем и пользуются нефтяные компании. Власти также обсуждают вопрос о повышении налогов, и нельзя исключать вариант, что компании пытаются получить максимальную маржинальность из-за высокого спроса на топливо, который подогревается еще и сельхозработами», – резюмирует собеседник сайта.