Стандартная пресс-конференция со спикерами, угрюмо бубнящими в микрофон, набитые цифрами слайды, скучные отчеты очередных начальников – верный способ провалить самое нужное и полезное мероприятие. Особенно, если его гостями становятся журналисты, по долгу службы посещающие массу событий. К счастью, крупные компании, в какой бы серьезной отрасли они не работали, все чаще приходят к пониманию: нужен минимум формализованности и максимум эмоций! Только за последние пару месяцев журналисты 74.ru переносились в эпоху, когда не было энергетики, гостили в интерактивном доме и даже... спасали мир.
Снежного человека заказывали?
Как будет чувствовать себя современный человек, если его хотя бы на один день оставить без мобильной связи? А без электричества, тепла и прочих благ цивилизации, к которым мы уже настолько привыкли? Ответы на эти вопросы вошли в сценарий выездной энергокухни для журналистов УрФО, устроенной в окрестностях озера Зюраткуль финской энергокомпанией «Фортум».
Для начала организаторы решили погрузить представителей СМИ в атмосферу 30-х годов прошлого века и отправили их, словно заправских колхозников, от пункта А (комфортного эко-парка на Зюраткуле) в пункт Б («неизвестные леса») на борту двух видавших виды транспортных средств – старенького трактора с прицепом и такого же потрепанного грузовичка. Представители компании решили не отставать от остального народа, ловко погрузившись в прицеп, а вице-президенту по тепловому бизнесу российского дивизиона «Фортума» Парвизу Абдушукурову и двум его коллегам подали… телегу с лошадью.
Пятнадцать минут живописной тряски, и перед участниками энергокухни открылся прекрасный вид на поляну и речку Большая Сатка. Далее квест принял неожиданный оборот – блага цивилизации начали возвращаться. После деловой части в «шалаше», на которой представители «Фортума» рассказали о тонкостях своей энергетической политики, началась, собственно, кухня – неформальное общение прессы и энергетиков за вкусным столом, организованном на свежем воздухе десантом из одного известного челябинского ресторана. Причем журналистам предложили попробовать себя не только в роли дегустаторов, но также и поваров, и оформителей стола. Картину дня дополнили файер-шоу, селфи со «снежным человеком» и мастер-класс по травоведению. При этом со всевозможными шашлыками, салатами и прочим изобилием вкусностей и напитков стоило вести себя аккуратно, ведь на следующей день большая часть участников энергокухни отправлялась еще на одно «испытание» – поход на хребет Зюраткуль и к скалам «Столбы».
В горах, пусть даже не очень высоких, видишь человека с другой стороны, а если этот человек – еще и твой ньюсмейкер, с которым ты год общался исключительно по телефону... С этой точки зрения совместный 20-километровый поход журналистов и энергетиков был очень даже полезен. Руку помощи в буквальном смысле слова приходилось протягивать друг другу каждые пять минут. Итог: обошлось без травм и неприятных приключений, все вернулись на базу усталыми, но довольными. В минусе – потерянные в скалах «Айфон 5» и «мыльница», которые участники похода назвали своим «жертвоприношением» останцам «Столбы». По поверью на этом месте наши предки совершали обряд жертвоприношения, и, возможно, этими жертвами были их враги из других племен.
Добавим, что формат энергокухни для компании «Фортум» стал уже традиционным. До Зюраткуля были совместные с журналистами съемки фильма в Екатеринбурге – на площадке известной на всю страну киностудии, яхтинг, катание на лошадях, стрельба по тарелочкам и многое-многое другое. Энергетикам говорят, что такие выезды дают заряд бодрости и позитива обеим сторонам на год вперед, помогают лучше узнать друг друга и снижают конфликтность в отношениях.
Три часа до апокалипсиса
Каждый человек, у которого есть телефон, смартфон, ноутбук, планшет или обычный стационарный компьютер, ежедневно подвергается различным угрозам внешнего мира. Проблема информационной безопасности давно перестала быть заботой специально обученных людей и технических подразделений компаний, предприятий и организаций. Современного пользователя Мировой паутины неприятности и ловушки подстерегают на каждом шагу, начиная от невинных, на первый взгляд, писем «нигерийских невест» и заканчивая компьютерными вирусами да фишингом (кража личной конфиденциальной информации – паролей доступа, данных банковских и идентификационных карт и так далее. – Прим. авт.).
Чтобы убедиться в реальности виртуальных угроз, в «Лаборатории Касперского» первым делом нам предложили проверить... любой свой пароль. Интересно же, сколько времени потребуется хакеру, чтобы подобрать его методом «полного перебора» на домашнем компьютере средней мощности? Ввожу заветные цифры с буквами и – на экране высвечивается неутешительный диагноз: «для подбора вашего пароля на обычном компьютере потребуется три секунды, это быстрее, чем вы скажете «ой!». Делаю еще одну попытку: увы, теперь меня извещают, что хакеру потребуется лишь две минуты. А мне казалось, что это достаточно хитроумный пароль... Кстати, если вы тоже засомневались в безопасности доступа к своему цифровому пространству, можете пробить свой пароль здесь.
Тем временем нас продолжают стращать: почти все компании (98,5%) как минимум один раз в течение прошлого года подвергались внешним угрозам. А чтобы журналисты хотя бы на время почувствовали себя в шкуре вирусных аналитиков и борцов с хакерами, нам предложили своеобразную игру-квест по Москве. Исходные данные таковы: вредоносные программы заразили весь малый и средний бизнес на планете, начался отсчет времени до страшной катастрофы – за три часа нужно подобрать код и... спасти мир (кто бы сомневался, ведь это официальный лозунг «Лаборатории Касперского»).
Для ускорения процесса делимся на команды, каждая получает задание и отправляется в путь. Вопросы самые разные – на знание достопримечательностей старой Москвы, логику, смекалку, умение пользоваться электронными гаджетами. К примеру, нашей команде нужно было определить число на здании, находящемся с правой стороны от места, где стоит известный всем Георгий – это оказался отель Four Seasons недалеко от памятника Жукову. Затем мы считали количество коней на фронтоне Большого театра, сооружали деревянный мост без единого гвоздя по принципу Леонардо да Винчи, запускали руку в банку с червями и троянами, искали специальные надписи и таблички, собирали мозаику из отдельных фрагментов.
Общими усилиями наконец составили нужный код деактивации. По всем законам жанра ввести его в компьютер удалось буквально за 30 секунд до часа Х. В общем, нелегкая это работа – спасать мир, согласились мы со специалистами «Лаборатории Касперского».
Голоса в доме
Для демонстрации новых возможностей голосового поиска на русском языке компания Google сняла внушительных размеров лофт (здание бывшей фабрики в центре Москвы. – Прим. авт.) и оборудовала в нем... настоящий дом. Детали интерьера подобрали до мелочей, все указывало на то, что здесь живет семья с двумя детьми. У каждого есть своя комната – кабинет для папы, детская у сына-школьника, спальня с гардеробной для взрослой дочери. Кроме того, все члены семьи время от времени встречаются в гостиной. И благодаря тому, что практически все сервисы Google обзавелись собственными голосовыми помощниками, в этих помещениях легко разыгрывались житейские сценки с использованием смартфона. Происходило это, что называется, без рук – только с помощью голоса.
Как выяснилось, мобильный поисковик Google теперь можно спросить, причем по-русски, о разных предметах, явлениях и людях, погоде или времени. Например, новый сервис легко поймет вопросы типа «когда родился Пушкин?», «что такое прокрастинация?», «как проехать в Домодедово?», «сколько рублей в долларе?», «какая погода в Риме?», «когда прилетает рейс Аэрофлота» и даже «как сыграл Спартак?».
Особенно всех впечатлила «смекалка» сервиса «Google Поиск». Он вполне «понимает» связи между несколькими запросами и, по сути, способен вести с пользователем беседу. Например, если вы спросите «Где родился Олег Меньшиков?», а сразу после этого «Кто его жена?», Google поймет, о чьей все-таки жене идет речь.
«Люди привыкли общаться с помощью диалогов, а не ключевых слов, – уточняют в компании. – Именно такой принцип мы стараемся реализовать. Хотим, чтобы новая поисковая система с командой «Окей, Гугл» понимала ваши вопросы и отвечала на них так же хорошо, как это делает живой собеседник».
Напомним, чтобы поговорить со своим смартфоном, нужно разблокировать его и, не касаясь экрана, сказать: «Okey, Google». Любопытно, что мужчины чаще всего норовили спросить про деньги и банкоматы, а женщины – про магазины и покупки. Разработчики сервиса обещают, что система обязательно запомнит все ваши интересы и потребности, и чем дальше, тем точнее будет предугадывать запросы хозяина. Вот только есть опасение: на вопросы по ЕГЭ теперь дети тоже будут отвечать с помощью смартфонов?
Спрос рождает предложение
Специалисты пиар-агентств отмечают, что в последнее время, начиная с 2011 года, спрос на нестандартные форматы мероприятий как для клиентов, так и для СМИ действительно возрос. Хотя часть компаний до сих пор предпочитает не рисковать и работать «по стандарту», многие организации понимают, что журналистам уже не слишком интересны обычные форматы.
«Запросы на нестандартное решение приходят достаточно часто. Впрочем, консервативный менталитет еще очень силен, особенно в государственном или в крупном бизнесе. Трудно представить, к примеру, Газпром или Сбербанк, которые на своих конференциях играют с журналистами в крикет, – рассказывает руководитель отдела креативных разработок группы компаний «НЬЮТОН», коммуникационное агентство «Форсайт» Данил Марьинский. – Более склонны к креативу два типа компаний. Прежде всего это транснациональные корпорации, в которых менеджеры воспитаны на другой маркетинговой концепции, например Coca-Cola, Danone, 3М. Они понимают, что работать нужно «от потребителя», искать и изобретать решения. А также небольшие молодые и активные компании из секторов FMCG (товары повседневного спроса. – Прим. авт.), ритейла, коммуникаций, которые не могут тягаться с «динозаврами» по объемам или по интенсивности воздействия, соответственно, вынуждены изобретать другие решения».
В то же время эксперты предостерегают от чрезмерного увлечения формой в ущерб содержанию: оригинальный формат может дополнить коммуникацию, проиллюстрировать тезисы, месседжи, идеи бренда, но никогда не станет полноценной заменой бренда. «Даже в нестандартной форме нужно давать предельно ясную и конкретную информацию для СМИ, иначе любой формат будет нерациональной тратой денег, – считает Данил Марьинский. – Формат может завлечь, но удержать внимание – задача не только креатива, но и умного менеджмента».
Фото: Фото «Фортума», «Лаборатории Касперского», Google, Аллы СКРИПОВОЙ