Челябинцы чаще остальных россиян берут кредиты на строительство и ремонт, а не на покупку современных гаджетов, диванов и норковых шуб. Однако при этом заемщики с уральским характером в банковской среде славятся и необычными тратами заемных средств: пенсионерки оформляют кредит «на проводы внука в армию», садоводы влезают в кредитную кабалу, чтобы возвести забор от нерадивых соседей, а молодежь закатывает шикарную свадьбу.
Более четверти потребительских кредитов (29,3%), которые берут россияне, требуется им для ремонта, выяснили сотрудники «Банка Хоум Кредит», проведя масштабный опрос заемщиков. Затем в перечне самых популярных целей получения кредита следуют покупка автомобиля (13,1%), а также строительство (7,6%). Примечательный факт: чаще остальных жителей России в кредитную кабалу ради строительства влезают именно уральцы (14,9%). Специалисты банка отмечают, что это вполне закономерно, поскольку значительная часть жителей Урала заняты в сельском хозяйстве, а собственный дом требует постоянного обновления и поддержания его в порядке. Впрочем, это не единственная интересная закономерность, свойственная уральским заемщикам.
«Интересно, что такие потребительские цели кредитов, как покупка мобильных телефонов, цифровой техники, компьютеров, которые в некоторых регионах России имеют долю в 2–4%, не пользуются популярностью среди жителей Урала. Уральцы вкладывают кредитные средства преимущественно в долгосрочные цели, направленные на улучшение качества своей жизни: делают ремонт, финансируют строительство и покупают автомобили», – озвучивает результаты опроса директор дирекции «Урал» «Банка Хоум Кредит» Михаил Балабанов. При этом, по его словам, в ходе опроса выяснилось, что уральцы расходуют кредитные средства и весьма необычным образом. «Один из жителей Екатеринбурга, получивший в кредит достаточно крупную сумму, сообщил, что деньги пошли на проводы внука в армию», – улыбается спикер.
Кроме того, как показало исследование, на Урале женщины чаще мужчин оформляют кредиты на ремонт, при этом средства банка на покупку автомобиля мужчины и представители прекрасной половины человечества берут примерно с равной частотой. «Мужчины лидируют в категориях «покупка мебели» и «приобретение небольшой недвижимости» и, в отличие от женщин, совсем не берут кредиты на отпуск. А дамы, кроме отдыха, охотно тратят кредитные средства на бытовую технику», – констатирует Михаил Балабанов.
Как рассказывает пресс-секретарь «СКБ-банка» Юлия Компаневич, помимо традиционных «летних» целей получения кредита – ремонта, отпуска, свадьбы – челябинцы все чаще оформляют средства на покупку, строительство или благоустройство загородного дома и садового участка. Среди прочего эксперт также указывает и на необычные цели кредитования, о которых сами заемщики рассказывают банку. «Оформляли кредит на покупку водных лыж, на забор для отгораживания от соседа, на новый газон и покупку лодки-банана», – перечисляет она.
По словам управляющего Уральским филиалом ВТБ24 Сергея Кульпина, средняя сумма кредита наличными у заемщиков Урала в первом полугодии в банке составила 259 000 рублей. «В среднем потребительский кредит погашается за один-два года», – уточняет он.