В Челябинское УФАС стали чаще жаловаться на недобросовестную организацию госзакупок. Проверки антимонопольщиков показали: заказчики действительно мухлюют, пополняя реестр недобросовестных поставщиков. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться представителям бизнес-сообщества при участии в торгах, читайте на Chel.ru.
Число жалоб коммерсантов в управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области на некорректно проведенные торги в первом полугодии 2014 года составило 366 – на 91 больше, чем за тот же период прошлого года. Сумма наложенных штрафов составила один млн 427 тыс. руб. При этом причиной нарушений не всегда становится незнание положений законодательства, нередко аукцион сознательно организуется с недочетами. Ведомства идут на риск неспроста – если заказчику удастся слукавить, то исход процедуры может быть вдвойне выгоден для него: и исполнитель будет «свой», и вероятность получения «отката» вырастет.
По словам заместителя руководителя Челябинского УФАС Натальи Сапрыкиной, среди ловушек организаторов торгов – отсутствие в документации четкой инструкции по заполнению заявок или ее замысловатое изложение, пространные формулировки требований.
«Обычно это приводит к неправильной подготовке заявки участником и ее отклонению, – поясняет она. – Участнику необходимо быть очень внимательным. При формировании лота указываются противоречивые требования к товару или услуге, чересчур многословно описывается объект закупки, в результате чего требования начинают противоречить ГОСТу и вызывают затруднения работы конкурсной комиссии».
Рекорд по количеству жалоб в этом году побило министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. В отношении ведомства в УФАС поступило 16 обращений. К счастью, обоснованными были признаны только семь. В частности, речь идет об открытом конкурсе по разработке проекта «Схема территориального планирования части территории Челябинской области применительно к главному планировочному узлу г. Челябинска (территория Челябинской агломерации)». Претензии появились сразу у двух организаций – ООО «НПЦ «Сибземресурсы» и ОАО «РИГиИР Гипрогор». О сомнениях последнего Chel.ru писал в августе, на старте аукциона. Они оказались не напрасными – антимонопольщики нашли в действиях минстроя нарушения закона о контрактной системе, постановления правительства РФ «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон о контрактной системе нарушила и конкурсная комиссия. В частности, в документации отсутствовал один из критериев оценки заявок – цена контракта, была неправомерно установлена квалификация участников конкурса, непонятно указан порядок оценки заявок по указанному критерию оценки, нарушен порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта. К слову, она была немаленькой – 25 миллионов 630 тысяч рублей.
По аналогичным причинам были признаны обоснованными жалобы в отношении муниципальных образований, в частности администрации Ашинского муниципального района, объявившей открытый конкурс на выполнение градостроительной документации «Разработка генерального плана, правил землепользования и застройки села Биянка и проекта планировки на 10 гектаров». Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 миллион 575 тысяч 250 рублей.
Минэкономразвития РФ и ТПП России проводят мониторинг реализации положения соглашения о госзакупках на территории Таможенного союза. Так, управление по работе с предприятиями и предпринимателями ЮУТПП формирует сведения о фактах недопущения российских поставщиков, подрядчиков и исполнителей к участию в процедурах закупок для государственных и муниципальных нужд заказчиками Белоруссии и Казахстана, данные об информационно-технологических, организационных, нормативных и иных факторах, ограничивающих участие в них российских поставщиков.
Как говорится в решении комиссии по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд УФАС, ООО НИИ «Земля и город», ООО «Кинич», ООО «ЗАПСИБНИИПРОЕКТ.2» и ООО «УралЭнергоРемонт» ссылались на то, что заказчиком в конкурсной документации установлены величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки не в соответствии с требованиями законодательства. Антимонопольщики подтвердили наличие ошибок. Однако по заявлению представителей администрации района умысла в данном нарушении не было – муниципалитет проводил подобный конкурс по 44-му закону впервые, и отсутствие опыта сотрудников в составлении заявки сыграло с ним злую шутку.
«При объявлении конкурса мы консультировались с другими территориальными образованиями, с министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. Однако наш новый начальник отдела архитектуры оказался недостаточно квалифицированным, – с сожалением признает начальник отдела муниципального заказчика Ашинского муниципального района Владимир Кондратьев. – Мы быстро учли все замечания, внесли исправления в заявку и в начале сентября объявили новый конкурс. Сегодня подано четыре заявки: от ООО «Градостроительство» (Саранск), ОАО «Архивариус» (Магнитогорск), ООО «Гранд Инфо» (Великий Новгород) и ООО «Градопромпроект» (Челябинск). Кроме того, пришло обеспечение исполнения контракта еще на четыре заявки, ждем документацию от этих компаний. Срок подачи заявок заканчивается 30 сентября, и на этот раз процедура должна пройти в соответствии со всеми нормами».
В этом году нарушения были найдены и в действиях других администраций – Нагайбакского, Уйского, Еманжелинского, Каслинского муниципального районов, а также Приморского сельского поселения. Организованные ими госзакупки также признаны некорректными.
Сейчас идут работы над улучшением регулирования в сфере госзакупок, повышения прозрачности механизмов и проработки различных незначительных деталей, которые, тем не менее, очень важны для функционирования данного рынка. В качестве примера эксперты приводят снижение входного порога для банковских организаций, которое должно повысить конкуренцию. «Ранее соперничать с крупнейшими кредитными организациями, такими как Сбербанк и ВТБ, мелким и средним банкам было практически невозможно. Думаю, что изменения позволят выйти в этот сегмент небольшим финансовым организациям, заинтересованным в диверсификации собственного бизнеса, - говорит аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. - Естественно, больше выбор будет и у получателей заказов – им станет проще договориться о необходимом в рамках проекта финансировании. Рынок госзакупок тоже почувствует плюсы – увеличение конкуренции между банками неминуемо приведет к снижению стоимости их услуг, что позитивно скажется на спросе со стороны подрядчиков».
Обратная сторона медали подразумевает нечистых на руку исполнителей. Для них придумана «доска позора» – реестр недобросовестных поставщиков, куда включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда, а также с теми, с кем они не заключены по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Имеющиеся данные охватывают не только участника закупки, но и учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица.
Учитывая высокую долю госрасходов в ВВП страны (около 10-12%), проведение структурных реформ в этом сегменте экономики должно дать ощутимый позитивный эффект для экономики страны, считают эксперты. Ключевым изменением в процессе проведения государственных закупок посредством аукциона является создание прозрачного механизма подачи заявок и определения победителя конкурса. «Такие изменения обычно стимулируют интерес мелкого и среднего бизнеса (увеличивается доля таких компаний в общем объеме этого рынка) к данному полю деятельности, а также ограничивают деструктивное влияние коррупционных механизмов, что в результате снижает расходы государства (за счет ценовой конкуренции между участниками аукциона). Таким образом, «перехитрить» кого-то здесь не представляется возможным – торги стандартизированы (также как нельзя перехитрить контрагента на фондовом рынке)», – заключает Антон Сороко.
Стоит отметить, что, несмотря на общий рост, количество обоснованных жалоб в УФАС снижается. А это значит – надежда на честный бизнес есть.