В России упростили возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям. С 3 ноября вступил в силу закон о поправках в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ – теперь уголовные дела об уклонении от уплаты налогов Следственный комитет может возбуждать без соответствующего разрешения на то налоговой службы. Каким образом это аукнется бизнесу и как компаниям обезопасить себя от некорректно возбужденных уголовных дел и рейдерских захватов – в статье на Chel.ru.
Напомним, что до сих пор уголовные дела о налоговых преступлениях могли быть возбуждены только по материалам налоговых органов, направляемым следователям в соответствии с законодательством о налогах и сборах, отмечается в справке государственно-правового управления Кремля. Правоприменительная практика показала, что во многих случаях такой порядок затрудняет использование результатов оперативно-разыскных мероприятий и негативно сказывается на эффективности раскрытия налоговых преступлений, пишет «Интерфакс». В связи с этим статья 144 УПК РФ была дополнена частями седьмой, восьмой и девятой, в соответствии с которыми следователь направляет в налоговый орган сообщения о налоговых преступлениях, поступившие из органа дознания.
На круглом столе «Общие принципы налогообложения в Российской Федерации: проблемы и перспективы», прошедшем 30 октября, этот закон обсудили представители власти и бизнеса Южного Урала.
«Сейчас в большинстве случаев решение о возбуждении уголовных дел об уклонении от уплаты налогов принимается по результатам налоговой проверки, – рассказал общественный представитель уполномоченного по уголовному преследованию Челябинской области Евгений Белов. – В таком случае у предпринимателя есть шанс сначала предоставить возражение на акт налоговой проверки, впоследствии обжаловать в судебном порядке решение налогового органа и только после того, как это решение вступит в законную силу, появляются основания для возбуждения налогового дела. В настоящее время это специальное основание изменено».
Согласно новому закону, в обычном случае следователи будут направлять сведения о преступлениях налоговикам, а те не позднее 15 суток должны дать следствию заключение о наличии или отсутствии нарушения законодательства о налогах и сборах. После получения такого документа следователь будет решать вопрос о возбуждении дела.
«Но теперь появился крайне важный нюанс: если налоговый орган по каким-либо причинам не укладывается в предусмотренный 15-дневный срок, Следственный комитет вправе возбудить уголовное дело без заключения налоговиков, – акцентирует Евгений Белов. – То есть ответ ФНС или его отсутствие не ограничивает следователя в праве возбудить уголовное дело. Считаю, что сейчас предприниматели начнут очень сильно страдать. Ведь возбудить уголовное дело можно «при достаточности данных, указывающих на совершение преступления». Но «достаточность данных» – это субъективное мнение следователя...»
В случае неаккуратного применения этого закона компаниям может помочь наличие уже проведенной налоговым органом проверки, считают эксперты Chel.ru.
«Вопрос с порядком возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям обсуждается не первый год, – рассказывает управляющий партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева. – Несколько лет назад Дмитрий Медведев напротив отменил действующий тогда закон, дающий правоохранительным органам право на возбуждение налоговых дел без предварительного решения налоговых органов. На мой взгляд, на сегодняшний день при полном следовании букве закона применять эту норму пока проблематично, так как, к сожалению, в правоохранительных органах отсутствуют специалисты, компетентные для сбора и анализа налоговых материалов».
«Я никогда не думал, что такое скажу, но предлагаю дать предпринимателю право самому инициировать налоговую проверку собственной компании: в случае возбуждения против него уголовного дела за налоговые нарушения это может служить хотя бы каким-то инструментом защиты!» – считает старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар» Алексей Овакимян. Поскольку у Следственного комитета есть возможность доначислить налоги и привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности без соответствующего решения налоговой службы, наличие на руках результатов налоговой проверки может спасти бизнес, пояснил он. «По нашему законодательству налоговая служба – это единственный сегодня полномочный орган контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов, – продолжает Овакимян. – Получается, что эта поправка в УПК дает возможность доначислять налоги без привлечения уполномоченного на то органа – ФНС. Итогом вижу, что Следственный комитет будет свои налоги доначислять, а налоговая служба – свои. Чтобы этого избежать и чтобы налогоплательщик мог хоть к кому-то обращаться если не за защитой, то хотя бы за справедливостью, необходимо на законодательном уровне дать ему право инициировать налоговые проверки. Сейчас такой возможности нет – налогоплательщик не может попросить проверить самого себя. Но до вступления в силу данных поправок в УПК это и не нужно было».
«Малому и среднему бизнесу в данной ситуации надо обеспечить хорошее юридическое сопровождение, – уверяет декан юридического факультета Южно-Уральского госуниверситета Александр Классен. – У нас много несуразицы в законах, в частности, в Налоговом кодексе, и на основе этого можно выстроить адекватную защиту».
«Мы несколько лет добивались и кое-чего добились в части декриминализации наказаний за экономические преступления, но сейчас процесс, похоже, разворачивается в обратном направлении из-за давления силового лобби, – высказал свою позицию бизнес-омбудсмен Челябинской области Александр Гончаров. – Но это не причина для того, чтобы мы бездействовали и не защищали права и интересы бизнеса».
При этом респонденты не исключают недобросовестных действий относительно бизнеса.
Данные изменения можно охарактеризовать как возврат в 1990-е годы прошлого века, считает адвокат коллегии адвокатов «Южно-Уральский адвокатский центр» Людмила Симонэ. «Четко не прописано, что является поводом к возбуждению уголовного дела, – говорит она. – Вновь начнутся «маски-шоу», выемка документов и приостановка деятельности предприятий, что, в итоге, будет приводить к разорению конкретных бизнесов».
«Если есть обиженный конкурент, то он может собрать непроверенные данные об уклонении от уплаты налогов своим конкурентом и написать заявление в Следственный комитет, – рассуждает Алексей Овакимян. – В отличие от ранее существовавшей налоговой полиции, в которой было специальное подразделение по расчету налогов, в Следственном комитете такого подразделения нет. Тем не менее Следственный комитет должен будет принять решение либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе. Как они будут это делать, я не знаю. Но возможно, что следователь просто будет введен в заблуждение – и он возбудит уголовное дело, хотя для этого и нет никаких оснований. Когда-нибудь потом и разберутся, но «потом» может уже и бизнеса не быть».
Схожего мнения придерживается и Ольга Гольцева. «"Закошмарить" бизнес всегда есть возможность, и наличие этой нормы существенной погоды не делает, – высказывается она. – Ранее в этих целях использовали и статью 159 УК РФ (мошенничество), там материалы проверки также не нужны. И случаи «заказных» налоговых проверок имели место быть. При грамотном и компетентном подходе не вижу особой опасности в этом законе. А от некомпетентного и коррумпированного подхода, увы, ни один закон на 100 процентов не защитит. Это проблема правоприменения».
Подводя итоги круглого стола, уполномоченный по правам бизнеса попросил участников совещания письменно оформить предложения и замечания и в двухнедельный срок направить в аппарат уполномоченного и соответствующие предпринимательские объединения для проработки.