Старинные дома и особняки Челябинска в 2014 году часто становились предметом обсуждений, дискуссий и даже судебных разбирательств. И не раз звучали обвинения в адрес бизнеса, который проявляет интерес к земельным участкам в центре города, но совершенно равнодушен к зданиям прошлых веков, на этих участках сохранившихся. Мы попытались разобраться: только ли бизнес причастен к разрушению объектов культурного наследия и почему это вообще происходит сегодня?
История в рекламной обертке
Возмутителями спокойствия, как всегда, стали самые неравнодушные горожане – краеведы и ценители старины. Один из них – Юрий Латышев – обнаружил, что с карты Челябинска в последнее двадцатилетие исчезли многие особняки, входившие в список охраняемых объектов культурного наследия регионального значения. А из тех, что сохранились, многие находятся в стадии разрушения. И даже вполне ухоженные нуждаются в защите, потому что их внешний облик сегодня далек от исторического – искажен рекламой, разного рода постройками либо ремонтными работами.
Красива челябинская Кировка, но мало кто обращает внимание, как разительно изменился ее облик за последние годы. И речь уже не о новостройках, вторгшихся в самую старую часть Челябинска, речь об обилии рекламы и летних верандах кафе и ресторанов, которые, по сути дела, скрыли от наших глаз красоту старинных купеческих домов, магазинов и лавок.
Дом Холодова
Не так давно общественники обратились в органы прокуратуры по поводу летних ресторанов на Кировке. Речь идет, прежде всего, о доме купца Холодова, где с советских времен располагается ресторан «Цыплята табака», а также о жилом доме советского периода (Цвиллинга – площадь Революции – Кирова), к которому владельцы пивного ресторана Fox and Gus пристроили капитальный «летник».
«Наша группа «Архистраж» писала в министерство культуры Челябинской области по этому поводу, и мы встретили понимание со стороны прокуратуры Центрального района, которая уже подала первые иски в суд по нашим обращениям, – рассказал корреспонденту Chel.ru Юрий Латышев. – Но летние кафе арендаторы согласовывают с районными архитекторами, они-то должны понимать, что это объекты культурного наследия. Недавно я был в Казани и сравнил, как там защищают старинную архитектуру и как у нас. В Казани нет такого безобразия. Надеюсь, прокуратура добьется, чтобы убрали летние кафе от стен бывших купеческих домов на Кирова».
Дом купца Валеева
Группу «Архистраж» и Юрия Латышева поддержали специалисты управления по охране культурного наследия при министерстве культуры Челябинской области.
«По проблеме летних ресторанов общественники обратились в прокуратуру, сейчас подготовлены заявления в суд, мы это приветствуем, – говорит начальник управления Александр Баландин. – Мы должны работать с общественностью, потому что специалистов у нас очень мало и мы не в силах уследить за состоянием тысяч таких объектов по всей Челябинской области. К тому же в соответствии с законодательством мы можем начинать проверку сохранности объектов культурного наследия только после обращения, поэтому ждем сигналов от общественности. Такая помощь нам просто необходима».
Александр Баландин
Однако Александр Баландин не отрицает, что судебные разбирательства такого рода – процесс очень длительный: «Это общероссийская проблема. Суды идут годами, собственники ресторанов и других предприятий, располагающихся в исторически значимых зданиях, как правило, привлекают хороших адвокатов».
Успех собственного бизнеса предпринимателей волнует гораздо больше, чем историческое наследие. И вряд ли их растрогает тот факт, что в Челябинске осталось всего 150 зданий старинной архитектуры. То есть каждый такой объект культурного наследия – на вес золота.
Магазин Стахеева
«Обратите внимание на бывший дом врача Агапова (Цвиллинга,16), шикарные окна которого сегодня совершенно закрыты рекламой, – продолжает Юрий Латышев. – Это дом, который был построен в начале ХХ века и, что особенно ценно, там все родное сохранилось. Разве можно это не ценить?! То же самое можно сказать о бывшем магазине Стахеева (в советские времена – табачная фабрика), который просто изуродован сегодня рекламой. Уродовать его начали, конечно, еще в ХХ веке, пристраивая и перестраивая. Но и в новом веке ничего не было сделано для восстановления первоначального облика. Все делается только в угоду бизнесу».
Долой особняки, да здравствуют офисы
Следует отметить, что большая часть старинных особняков Челябинска и сегодня принадлежит государству. Но их состояние от этого не улучшается. Причина называется одна – нет денег на реставрацию.
В частные руки некоторые из исторических зданий муниципалитеты стали передавать в конце 80-х и в 90-е годы. Причем отдавали в аренду или продавали не в самом лучшем состоянии. Но большинство новых владельцев, по словам Юрия Латышева, смогли привести эти здания в надлежащий вид. Горожане были свидетелями того, как преобразились купеческие магазины на улице Кирова в 90-е годы.
Дом Мотовилова
Несколько позднее стали обновляться бывшие купеческие дома на улицах Труда, Российской, Цвиллинга. Юрий Латышев привел в пример бывший дом Белорусова на Российской, который ныне принадлежит компании «Энерготехника»: «Хорошо был отремонтирован и самый старый из сохранившихся в Челябинске особняков – дом Новикова (улица Труда) постройки 1825 года, где в настоящее время «квартирует» ООО «Славянка», правда, он снова нуждается в косметическом ремонте. Прекрасно выглядят дома Мотовилова и Шихова (улица Цвиллинга), где открыты рестораны. На доме Мотовилова владельцы ресторана даже повесили табличку, что это объект культурного наследия. Похвально».
Дом Шихова
Александр Баландин также отметил, что порой частные инвесторы, купившие или взявшие в аренду старинные здания, относятся к ним с большим вниманием, чем государственные структуры: «Если говорить не только о Челябинске, но и об области, то я бы привел как положительный пример бывшую гостиницу купца Башкирова в Троицке (объект федерального значения), владельцем которой сегодня является частный предприниматель г-н Быков. Шикарное здание в стиле модерн до приобретения его частным инвестором выглядело очень плохо. Сегодня ему возвращен первоначальный облик. Здание в наши дни также служит гостиницей и привлекает внимание туристов».
По словам Александра Баландина, знаменитый Белый дом в Кыштыме (памятник федерального значения) также приобретен группой частных инвесторов. Соглашение уже подписано. Предполагается, что бывшая усадьба Демидовых будет отреставрирована с сохранением всех былых особенностей этого объекта культурно-исторического наследия.
Первое мужское приходское училище. Улица Советская (Никольская)
Но в те же 80-е и 90-е годы довольно большая часть старых домов, входивших в госреестр объектов культурно-исторического наследия, была утрачена. Очень много в списке разрушенных объектов деревянных домов, но есть и каменные. Фотографии конца ХХ века доказывают, что были они довольно крепкими, хотя трудно сказать, что в советские времена к памятникам культурного наследия относились бережно. Многие не только не реставрировались (что более затратно), но и не ремонтировались.
«Большинство из них находились в муниципальной собственности, – говорит Александр Баландин. – Когда в 90-е годы муниципалитеты стали продавать исторические здания в частные руки, то никто об этом даже не уведомлял структуры по охране культурного наследия. Результат: часть объектов была либо сожжена новыми собственниками, либо доведена до такого состояния, что здания просто разрушились. Они шли под снос, и на этом месте вырастали офисные либо торговые центры. В больших городах собственникам невыгодно содержать такие здания, никаких льгот они не имеют и зачастую смотрят на объект, как на обузу. Им выгоднее построить на этом кусочке земли большой офисный центр и получать прибыль. В связи с этим и производились сносы старых домов».
Дом Шиховых-Покровского. Улица Ивановская (Труда)
Дело в том, что при покупке этих зданий новые собственники порой даже не подписывали охранных обязательств, чего требует законодательство по охране памятников культуры. Были случаи, когда приобретатель даже не подозревал, что здание является объектом культурного наследия. Или делал вид, что не знает об особом статусе приобретения, потому что штрафы за нарушение закона об охране объектов культурного наследования были в те времена мизерными – до 40 тысяч рублей. Сегодня размеры штрафов выросли, однако и это не всегда спасает купеческие дома.
Дом Крупина. Улица Исетская (Карла Маркса)
«И сегодня эти нарушения продолжаются, – говорит Юрий Латышев. – В декабре 2013 года новым собственником был снесен двухэтажный каменный дом купца Крупина по Карла Маркса, 41. Да, здание было в плохом состоянии – ни крыши, ни окон. Но приобретатель – г-н Устюжанин – знал, что оно находится в госреестре объектов культурного наследия, он подписывал охранное обязательство. Сегодня подан иск по поводу сноса здания, однако дело тормозится. Но мы будем добиваться наказания, чтобы другие знали, что так делать нельзя, что это наказуемо».
Продолжаются разбирательства по сносу торгового дома братьев Кузнецовых постройки 1903–1904 годов на Труда, 97. Оно находится на балансе ОАО «Урал НИИАШ», и собственник пытается доказать, что это здание не является объектом культурного наследия. Прокуратурой Центрального района вынесено представление ООО «АлексА» об устранении нарушений законодательства по охране объектов культурного наследия в связи с разрушением очень красивого двухэтажного дома Пчелина на Труда, 56. Пока он не разрушен окончательно, но требует не просто ремонта, а капитального восстановления.
В числе причин подобного отношения муниципалитетов, юридических и частных лиц к объектам культурного наследия Александр Баландин назвал отсутствие финансирования на реставрационные и ремонтные работы, правовой нигилизм собственников исторических зданий и даже низкий уровень культуры: «Люди просто не хотят знать историю собственного города. Сносят особняки купцов, последователями которых, по сути, являются сами. Начинаешь рассказывать о том, что сделал тот или иной купец для города и области, чем он был знаменит, почему его уважали современники, удивляются».
Евроремонт за старинным фасадом
Есть еще одна проблема, которая скрыта от большинства даже самых любознательных горожан, – если фасады старинных домов и особняков после ремонта обретают исторический облик, то внутри вы обнаружите обычные кабинеты с так называемым евроремонтом. Интерьеры прошлых веков в большинстве зданий, к сожалению, были утрачены еще в советские времена. Но и то, что осталось, нуждается в серьезной реставрации.
Дом Пчелина
«Очень мало в Челябинской области сохранилось зданий, где интерьеры соответствуют их историческим особенностям, – отметил Александр Баландин. – К примеру, в бывшей усадьбе купцов Яушевых в Троицке (сейчас Дом пионеров) сохранились удивительной красоты камины, изразцовые печи, двери, лепнина, плафоны. Но все это требует грамотной реставрации. Если говорить о Челябинске, то интерьеры сохранены, например, в доме Данцигера-Высоцкого на Пушкина, 1 (сейчас там ГНПЦ) и в особняке купца Архипова (Коммуны, 68)».
В ГНПЦ по охране культурного наследия Челябинской области мы специально побывали с фотографом, чтобы показать читателям эту красоту. Дом Данцигера-Высоцкого на перекрестке улиц Пушкина и Труда выглядит маленьким дворцом не только снаружи.
«Это, конечно, нельзя назвать реставрацией, – говорит главный специалист ГНПЦ Анна Дружинина. – Это просто ремонт – покрасили стены, двери. На реставрацию денег не было, это ведь очень серьезные затраты. И с научной точки зрения сегодня в Челябинской области невозможна такая реставрация, как в Петербурге и даже в Екатеринбурге, где есть специальные мастерские, есть специалисты. Но в этом здании сохранилась подлинная лепнина, причем в неплохом состоянии, почти нет сколов. Строители ее даже красить не стали, чтобы не испортить – только почистили. Сохранились плафоны, резные двери и оконные рамы в стиле модерн. И это нужно сберечь во что бы то ни стало».
Как пояснила Анна Дружинина, в соответствии с 73-им федеральным законом, когда идет регистрация объекта культурного наследия, обязательно оформляется охранное обязательство. Специалисты делают опись предмета охраны – особенности здания, которые в обязательном порядке должны быть сохранены. И если сохранились до наших дней интерьеры, то все ремонтные работы должны проводиться без изменения этих особенностей. Если интерьеры не сохранены, то упор делается на фасады.
Поэтому специалисты управления по охране культурного наследия сегодня так озабочены сохранением интерьеров в особняке купца Архипова на Коммуны, 68.
«Мы встречались с начальником управления внутренних дел по Челябинской области, потому что УВД это здание было передано, – рассказал Александр Баландин. – Важно, чтобы во время ремонта были сохранены интерьеры особняка купца Архипова. Сейчас в здании идет ремонт, которого не было с 80-х. Когда в этом здании находился Дом ученых, там были проблемы с отопительной системой, сегодня проведен ремонт. Но проблем еще много, в том числе с заменой части деревянных конструкций. В архитектурном плане это очень интересный памятник культуры, и хотелось бы его по максимуму сохранить для горожан. Мы даже предложили разместить в этом здании музей МВД, чтобы здание было открыто для посещений и люди могли видеть эту красоту».
Как отметил Юрий Латышев, скоро должны вступить в силу изменения к закону об объектах культурного наследия и появится пункт, согласно которому собственник обязан обеспечить доступ к памятникам культурно-исторического значения: «Согласно этим изменениям люди смогут увидеть и внутренние интерьеры исторических зданий, как это заведено в других странах. Но как это будет у нас – трудно сказать, потому что на бумаге у нас все хорошо, но в реальной жизни мы наблюдаем совершенно другое».
Надеется на изменение ситуации в лучшую сторону и Александр Баландин, хотя бы потому, что появился в законе раздел о территории объекта культурного наследия и уточнено понятие охранной зоны, то есть земля, на которой расположены объекты культурного наследия, отныне не подлежит застройке. Следовательно, приобретателям старых особняков будет закрыт путь к их сносу и возведению современных зданий.
«Кроме того, губернатор Челябинской области дал поручение – создать льготные условия по арендной плате в старинных зданиях с условием их реставрации арендаторами, как это было сделано в Москве и многих других городах России, – продолжает Александр Баландин. – Раньше у нас такого не было. Думаю, интерес у предпринимателей появится, и мы надеемся на положительные перемены».
Но общественники к предполагаемым переменам относятся, как всегда, скептически. «Сейчас появился московский сайт «Хранители наследия», его создатели пытаются объединить градозащитников всей России, – говорит Юрий Латышев. – Надо действовать сообща, чтобы решать наши общие беды».
Фото: Фото Олега Каргаполова и из архива Юрия Латышева