«Людей будут находить мертвыми прямо в наушниках»
Курт Кобейн
Нас окружает не так уж много хорошего, поэтому сегодня мы поговорим о прекрасном.
А именно – о музыке и обо всём, что с ней связано. Применительно, разумеется, к компьютерам. А где компьютеры, там и игры. Следовательно, о звучании в играх поговорим тоже. В общем, разговор пойдет о разного рода мульдимедии.
В подобной статье не обойтись без так называемого дисклаймера. Так или иначе музыку любят все. Однако существует особая категория граждан, страдающая аудиофилией головного мозга. Симптоматика всегда очевидна сразу – виниловые пластиночки, отрицание сжатия с потерями (а в особо клинических случаях – и сжатия без потерь тоже), силовые кабели по тысяче долларов за метр, звукоизоляция помещения грохотками из-под яиц и прочие психопатические отклонения от нормы. Если вы из таковых и любите не музыку, а способы её воспроизведения, то наша статья точно не для вас. Всех остальных же – милости просим.
Давным-давно, на заре компьютерной эры, когда люди еще жили в пещерах и охотились на мамонтов, никакой музыки в компьютерах не было. Единственным воспроизводящим устройством в ЭВМ был маленький динамик, или, по-русски, PC-спикер. Спикер служил в первую очередь для того, чтоб сигнализировать пользователю о состоянии электронного болвана с помощью специальных кодов, ибо ни о какой мультимедии тогда человечеству известно не было.
Спикеры, кстати, дожили до наших дней – ими до сих пор оснащается любой персональный компьютер, и даже звуковые коды остались прежними, но сейчас понимать их «могут не только лишь все, мало кто может это делать». Шли годы, появлялись компьютерные игры, которые нужно было как-то озвучивать. Изначально для озвучки использовался спикер со всем своим широчайшим арсеналом художественных звукоизобразительных средств. Он не умел воспроизводить более одного тона единовременно и не умел изменять громкость. В этой связи инженерной мысли и художественному чутью игроделов тех лет приходилось разворачиваться во всей своей оригинальной полноте, в результате чего вокруг пользователя создавалась та неповторимая атмосфера доисторического гейминга, которую многие из нас все еще вспоминают в ночных кошмарах. Так продолжалось до тех пор, пока в конце восьмидесятых годов (восьмидесятых, Карл!) на сцене не появилась компания Creative Labs. Инженерам компании удалось немыслимое – они научили компьютер воспроизводить музыку, сначала в восьмибитном разрешении, чуть позже – уже в шестнадцатибитном, создав свой знаменитый Sound Blaster – звуковую карту в виде отдельного компонента для компьютера.
Это озолотило фирму Creative и сделало её фактически монополистом на долгие годы до появления материнских плат со встроенными звуковыми платами. Сейчас, когда такие материнские платы распространены чуть более, чем повсеместно, «дискретная» звуковая карта стала редкостью.
Зачем покупать выделенную звуковую карту? На сегодняшний день в подавляющем большинстве случаев не нужно вовсе. Однако существуют и исключения. Во-первых, дискретная плата звучит значительно лучше за счет в разы более высококачественных цифро-аналоговых и аналогово-цифровых преобразователей. Во-вторых, отдельная звуковая карта позволяет разгрузить центральный процессор, на который ложится нагрузка по обработке звука, встроенного в материнскую плату кодека. И, в-третьих, отдельная звуковушка абсолютно необходима, если вы любите качественно играть в компьютерные игры. На хороших аудиокарточках реализованы разного рода продвинутые технологии типа EAX, существенно влияющие на качество спецэффектов и, следовательно, на глубину погружения в игровую вселенную. Пользователям ноутбуков, кстати, тоже вовсе не обязательно слушать звуковую карту, встроенную в материнскую плату – существуют очень качественные внешние звуковые платы с интерфейсом USB.
Пришла пора поговорить о том, что подключать к нашим встроенным или дискретным звуковым картам, и почему. Начнем с наушников, так как это наиболее простой и недорогой способ добиться от компьютера высококачественного звучания. Наушники бывают очень разные. Бывают совсем дешевые гарнитуры (гарнитурами называются наушники с присобаченным к ним микрофоном), которые годятся лишь на то, чтоб поговорить по скайпу с родственниками из аргаяшского района. Ни играть в игры, ни тем более слушать музыку в таких наушниках не рекомендуется: китайские инженеры беспощадны. Использование этих наушников для прослушивания музыки может закончиться кровотечением из ушей пользователя, и причиной тому будет вовсе не высокое звуковое давление.
Приобретать это для себя мы вам очень не советуем. С другой стороны, если вы пребываете в состоянии холодной войны с тёщей, такой подарок ей может стать довольно умным ходом с вашей стороны. Но производят эти гарнитуры не только для тёщ: их часто покупают в организации, когда денег мало, а разговаривать по скайпу всё же нужно. Имена главных героев в этой ценовой категории знают все – Genius, Dialog и подобные им гиганты аудиоиндустрии.
Следующее звено в наушниковой иерархии – недорогие изделия известных брендов с ценой от 500 до 1500 рублей.
Здесь безраздельно доминируют фирмы Philips и Logitech, предлагающие несметное множество моделей на все случаи жизни, включая модели с микрофонами. Эти наушники подойдут для нехардкорных игр, плюс в них довольно сносно звучит творчество Стаса Михайлова и Анатолия Полотно (разумеется, при самом деятельном участии Феди Карманова).
Но рассчитывать на то, что эти наушники хотя бы отдалённо проиллюстрируют вам динамический диапазон симфонического оркестра, всё же не стоит.
В ценовом диапазоне от 1500 до 6000 рублей качество звука уже значительно улучшается. Здесь можно не только найти хорошо звучащие модели, но иногда даже выбирать между ними. Мы советуем обратить внимание на продукты фирм Koss, Philips, Sennheiser. В нижнем диапазоне сегмента есть смысл рассматривать линейку Philips O’Neil, проверенные временем модели Koss – Porta Pro, UR40.
Весьма качественные наушники производит уже упомянутая фирма Creative – серия Aurvana сумела удивить нас, а значит, у неё есть шансы удивить и вас.
Наушники с ценником свыше 6000р можно условно разделить на три типа – имиджевые, hi-fi и hi-end. Hi-end наушники предназначены для аудиофилов, писать о них нам не позволяет наш дисклаймер. Имиджевые наушники – это Beats by Dr. Dre и аналогичные им. Они подчеркнут вашу индивидуальность (да и одноклассники обзавидуются). Например, вот так: «Не правда ли, великолепный лук?»
А вот их звучание будет, скажем так, специфическим – довольно сильно окрашенным. И еще при покупке Beats следует быть крайне осторожным – их подделывают чаще, чем швейцарские часы. Хотя для козырного имиджа, как и в случае с часами, кому-то хватит и поддельных. Среди хайфай-наушников имеет смысл обратить внимание на старшие модели фирмы Beyerdynamic (например, DT990 или DT880).
Sennheiser (например, HD 280 Pro), Audio-Technica, AKG. Очень интересно выглядит линейка наушников у микрофонного гиганта Shure. Но стоит иметь в виду, что в случае со всеми вышеперечисленными вариантами вам понадобится звуковая плата из верхнего ценового сегмента со встроенным усилителем для наушников либо отдельный наушниковый усилитель. И, конечно, подключать такие наушники ко встроенному в материнскую плату аудиокодеку не имеет никакого смысла.
Мы живем в интересное время. Наши дети учатся тыкать в айпады-айфоны быстрее, чем учатся разговаривать. Вместо телефонов у всех у нас теперь смартфоны с безлимитным Интернетом, поэтому беспроводная аудиотехника уже давно перестала быть экзотикой. Беспроводные наушники даже за весьма скромные деньги теперь и прилично звучат, и экономно расходуют батарейку. Скорости Bluetooth уже вполне достаточно для передачи музыки, упакованной даже в lossless-форматы, поэтому можно смело делать выбор в пользу беспроводных наушников. Из недорогого сегмента (до 5000р) мы рекомендуем наушники HiPer и Zalman.
Из hi-fi моделей советуем обратить внимание на наушники Sony, Sennheiser и AKG (про Beats мы уже говорили выше – красивые).
А вот раньше были времена – ух! Приятно вспомнить. Интернета не было, поэтому музыкой делились без всяких торрентов и соулсиков, из рук в руки. В стационарном варианте выставляли на окно колонки «Радиотехника S90», в мобильном – ставили на плечо магнитолу «Россия», которая оглашала окрестности завываниями типа «Пусть в тваааи окнааа смотрит беспечныыыый розавый веееечееееер!» на радость всем окружающим. Чуть позже на смену магнитолам «Россия» пришли бумбоксы. После отмирания моды на бумбоксы казалось, наступил покой, но совсем недавно удар был нанесён оттуда, откуда не ждали – в моду вошла портативная беспроводная акустика.
Маленькие колоночки, помещающиеся в карман, способны насильно познакомить с творчеством группы «Каста» любого бедолагу-прохожего. Заряда батареи достаточно на весь световой день, громкости с запасом хватает для того, чтоб до печенок достать даже познавших дзен сограждан, да еще и дизайн такой, что ронять эти колонки на асфальт совсем не страшно. Молодежи нравится.
Правила приличия не позволяют нам продолжать отнимать время у читателя, поэтому на сегодня всё, а продолжение обзора будет в июне. Во второй части материала мы поговорим о стационарной акустике, обещаю, что обиженным не уйдёт никто – ни Microlab, ни Sven, ни прочие китайские колонкостроители. Следите за обновлениями! И приходите в «Элист» – здесь лучшие в мире эксперты по подаркам для тёщ (для зятьёв, кстати, тоже кое-что найдётся).
Магазин «Элист»,
адрес: Челябинск, улица Цвиллинга, 66а;
тел.: (351) 729-88-44 (магазин, многоканальный);
(351) 750-65-55 (корпоративный отдел, безналичные расчеты);
Elist.ru.
Фото: Фото предоставлены магазином «Элист»