Очередное заявление о признании банкротом ООО «ЧТЗ – Уралтрак» зарегистрировал Арбитражный суд Челябинской области. Иск к дочернему предприятию «Уралвагонзавода» на этот раз поступил от ОАО «Челябинскгоргаз». Заседание назначено на 15 июля. Сколько задолжал ЧТЗ, ждать ли погашения долга и на какую сумму господдержки рассчитывает предприятие, читайте в материале Chel.ru.
ЧТЗ задолжал Челябинскгоргазу
Арбитражный суд Челябинской области зарегистрировал очередное заявление о признании банкротом ООО «ЧТЗ – Уралтрак», входящего в корпорацию «Уралвагонзавод» (УВЗ). Ранее, 10 июня, ОАО «Челябинскгоргаз» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ООО «ЧТЗ – Уралтрак» о взыскании задолженности в размере 2 183 120 руб. 52 коп., говорится в документе.
На сегодняшний день ОАО «Челябинскгоргаз» требует признать ООО «ЧТЗ – Уралтрак» банкротом – сумма задолженности завода превысила семь миллионов рублей.
«Челябинскгоргаз присоединился к требованиям других кредиторов, – подтвердил Chel.ru начальник управления внешних связей ООО «ЧТЗ – Уралтрак» Евгений Китаев. – Сумма задолженности на сегодняшний день составляет семь млн 700 тысяч руб». При этом представитель ЧТЗ заверил, что до 15 июля вопрос будет урегулирован – задолженность погасят.
Напомним, что ранее на «ЧТЗ-Уралтрак» уже были поданы несколько исков, однако все заявления оставлены судом без движения из-за их ненадлежащего оформления. Так, в апреле арбитражный суд возвратил заявление о банкротстве «ЧТЗ – Уралтрак» истцу ООО «Гусеница ЧТЗ» в связи с отказом от требований. Причиной обращения ООО «Гусеница ЧТЗ» с иском о банкротстве послужила задолженность перед ним в размере 51,3 миллиона рублей. Также в производстве суда находятся на рассмотрении еще несколько заявлений о признании «ЧТЗ – Уралтрак» банкротом.
В июне суд прекратил производство по нескольким заявлениям о банкротстве «ЧТЗ – Уралтрак». В частности, было отказано в удовлетворении заявления ООО «Трейд» о несостоятельности завода, поскольку ЧТЗ погасил долг перед заявителем в размере 1,3 миллиона рублей , пишет РАПСИ.
«Это нормальная практика, когда кредитор использует угрозу банкротства, – говорит директор компании «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов. – У нас кредитор практически никак не защищен, взыскать задолженность можно только по доброй воле должника, поэтому это крайняя мера, которая может быть использована. Но как показывает практика, в таких случаях долги гасятся, потому что при реальном банкротстве в проигрыше останутся обе стороны».
Как ранее сообщал Chel.ru, ЧТЗ и Альфа-Банк также активно обмениваются судебными исками. В апреле–мае 2015 года Альфа-Банк подавал к УВЗ и «ЧТЗ – Уралтрак» два иска – на шесть млрд рублей плюс 39,7 млн долларов, а также на 523,5 млн рублей. 12 мая по ходатайству Альфа-Банка суд принял обеспечительные меры в рамках второго иска к «Уралвагонзаводу» о взыскании задолженности по кредиту. Позднее суд отменил арест денежных средств, принадлежащих УВЗ и «ЧТЗ – Уралтрак». Иски Альфа-Банка были связаны с просрочкой по кредитам, которые допустило «ЧТЗ – Уралтрак» из-за тяжелой ситуации на предприятии, УВЗ выступал в качестве поручителя.
«Доказать незаконность наложения обеспечительных мер стало возможно, во-первых, после предоставленных в суде доказательств того, что Балтийский банк, чьи гарантии предъявил Альфа-Банк, является приватизированной организацией – Альфа-Банку принадлежит 89% акций», – сообщил в СМИ заместитель гендиректора корпорации Алексей Жарич.
Откуда ждать помощи?
Несмотря на то, что ЧТЗ находится «под крылом» «Уралвагонзавода» не первый год, обстановка на заводе только усугубляется. Как заявили челябинские тракторостроители на пикете, состоявшемся 9 июня, нынешнее руководство ЧТЗ и ОАО НПК «Уралвагонзавод» не способно решить их проблемы.
Еще в феврале «Уралвагонзавод» попросил для ЧТЗ госгарантии на сумму 15 миллиардов рублей. Большая часть из них – 11,5 миллиарда рублей – была нужна на реализацию федеральной целевой программы по оборонной промышленности, еще 3,5 миллиарда рублей – на оптимизацию предприятия.
Заявка на гарантию для ЧТЗ – Уралтрака – это лишь часть необходимой УВЗ господдержки. Всего УВЗ попросил госгарантий на 60 млрд рублей. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров 26 мая заявил, что министерство предварительно согласовало выделение УВЗ госгарантий на сумму около 20 миллиардов рублей. «Этот объем может быть увеличен, если компания в готовящемся плане финансового оздоровления обоснует такую потребность», – говорит он.
«Уралвагонзавод» – крупнейшее российское предприятие танкового машиностроения, разработчик и изготовитель различных типов грузовых вагонов, полувагонов, грузовых тележек, цистерн. УВЗ полностью принадлежит государству.
По словам финансовых экспертов, у ЧТЗ все же есть возможность погасить задолженность. «Очевидно, что во многом такая ситуация сложилась из-за кризиса в экономике и снижения спроса на продукцию предприятия, – говорит ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Традиционно именно машиностроение является одной из самых пострадавших отраслей во время кризисов, так что ситуация на ЧТЗ вряд ли уникальна. Другие машиностроительные предприятия страны также находятся не в лучшем положении. Меры, которые может предпринять завод в такой ситуации, традиционны: это снижение расходов, оптимизация оргструктуры и численности персонала, повышение производительности труда, поиск новых рынков сбыта. Они могут потребовать каких-то средств от предприятия, но эффект от этих мер будет гораздо больше, когда они начнут действовать, так что не может быть никаких сомнений в том, что их нужно применить».
Также предприятию имеет смысл реструктуризировать задолженность, договорившись с кредиторами, отмечает эксперт. Дать предприятию передышку – в интересах самих кредиторов, ведь если осуществлять процедуру банкротства, то она растянется на несколько лет, но главное – всех денег кредиторы не получат.
«Реструктуризация долга предприятия позволит выиграть время, даст возможность наладить работу ЧТЗ, – резюмирует Дмитрий Баранов. – Не стоит также забывать, что государство неоднократно заявляло о своей поддержке промышленности в целом, так что не факт, что и федеральные, и региональные власти согласятся на банкротство такого крупного предприятия, как ЧТЗ. Всем понятно, чем это грозит региону, отрасли и стране в целом. Они могут оказать различную помощь заводу, что позволит ему быстрее выйти из затруднительного положения. Продукция завода пользуется спросом, причём не только у нас в стране, а значит спрос на неё восстановится, как только ситуация в экономике улучшится. Поддержать завод сегодня жизненно необходимо, банкротство ЧТЗ не принесёт пользы никому».
Фото: Фото Татьяны Тихоновой