В России могут создать биржу и реестр для ритейлеров или поставщиков. Соответствующее предложение озвучило Минэкономразвития страны. По мнению чиновников, это поможет повысить эффективность сотрудничества между поставщиками и продавцами. Нужна ли такая помощь обеим сторонам бизнеса и на что, по мнению экспертов, может повлиять торговый реестр – в тексте на Chel.ru.
Всех, кто занимается торговой деятельностью, а также поставщиков (за исключением производителей) обяжут предоставлять данные о компании в торговый реестр.
В существующем законе «О торговле» эффективности взаимодействия между участниками цепочки поставок уделено недостаточно внимания, считают в Минэкономразвития РФ. В частности, за непредставление данных для реестра ни для поставщиков, ни для торговых сетей санкций не предусмотрено. Это привело к тому, что органы исполнительной власти торговый реестр ведут, но фактически спустя пять лет после принятия закона реальный реестр торговых объектов имеет только Москва. И то он появился в связи с введением торгового сбора, который потребовал создания реального и полного списка участников розничного рынка. А реестра поставщиков не существует ни в одном регионе, пишет «РГ».
Если проводить аналогию с московским документом о порядке ведения торгового реестра, то включению в реестр подлежат все стационарные торговые объекты: предприятия оптовой и розничной торговли, в том числе рынки, ярмарки, павильоны, предприятия общественного питания. Внесение в торговый реестр производится за счет бюджетных средств города Москвы.
Что касается биржевых механизмов, то их, несомненно, можно будет использовать, так как фактически сейчас значительную часть так называемых биржевых товаров (небрендированных), в том числе курицу, яйца, крупы, сахар, сети закупают с использованием тендерных инструментов, уверены в министерстве. Сети заинтересованы в обоснованных закупочных ценах при соблюдении рыночных принципов отношений с поставщиками. Закупка биржевых товаров пока имеет ряд недостатков, таких как удорожание логистики, сложность долгосрочного планирования и высокая вероятность получить некачественный товар. Эти опции присутствуют только при работе с конкретным поставщиком на долгосрочной основе.
Положительная сторона реестра поставщиков, по мнению представителей министерства, – в каталогизации: если сети необходимо осуществить закупку определенного товара в определенном регионе, достаточно зайти в реестр и найти в перечне нужного регионального поставщика. Важно, чтобы реестр оперативно обновлялся.
Однако, по мнению участников рынка Челябинской области, необходимости в создании такого реестра нет, поскольку на рынке все и так друг друга знают.
«В чем поможет этот реестр – найтись покупателю с продавцом? Так все и без этого друг друга знают! – комментирует коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – И сети, и одиночные магазины, и каждый киоск – это их работа. Лет 10–15 назад такой реестр был бы актуален, но сейчас есть Интернет, где все эти данные находятся в открытом доступе. К тому же на ведение реестра и на его регулярное обновление нужны ресурсы – человеческие и финансовые. И тратиться все равно придется – если не нам, то бюджету».
«Реестр вводят в первую очередь для прозрачности налогов и чтобы наглядно видеть, сколько предприятий торговли работает на рынке, – считает президент НП «Союз женщин предпринимателей – Союз успеха» Вера Соколова. – Но все же при хорошем исполнении этот реестр мог бы сослужить неплохую службу. Например, упростить вход в торговые сети небольшим производителям. Хотя опыт Москвы показал, что рассчитывать на это не приходится. Попасть на полки крупных торговых сетей вроде Spar, "Ашана" и так далее без входного бонуса или попросту отката, который распределяется между менеджерами и собственниками компании, невозможно. А так мы, небольшие предприниматели, и без реестра знаем, где что купить и куда продать. Главное, чтобы нас туда пускали».
Схожего мнения придерживается и заместитель директора ООО «Чулочно-носочная фабрика "Эталон"» Земфира Виноградова.
«Мы неоднократно обращались в минэкономразвития региона с просьбой посодействовать со входом в торговые сети, но пока реального результата нет, – комментирует Земфира Виноградова. – Было бы здорово, если бы реестр поставщиков и покупателей каким-то образом помог нашему продвижению в такие федеральные сети, как "Магнит", "Пятерочка", "Дикси", "Ашан" и другие».
На практике же, по словам Виноградовой, челябинской чулочно-носочной фабрике удалось войти только в Spar и «Молнию», да и то не напрямую. В 2013 году фабрика отвозила продукцию оптовику в Екатеринбург, а он ее поставлял в эти сети, в этом году аналогичным образом «Эталон» работает через челябинского оптовика. А напрямую удавалось сотрудничать только с сетью «К&Б», но сейчас она приостановила покупку чулочно-носочного ассортимента. С уходом стратегически важного партнера чулочно-носочная фабрика «Эталон» вынуждена сократить рабочий график с круглосуточного до одной смены с меньшим количеством персонала, что привело к сокращению рабочих мест.
«Мы и так знаем, к кому обращаться за сбытом нашей продукции в регионе, просто знать о рынке сбыта – не значит реализовывать на нем свою продукцию, – продолжает Земфира Виноградова. – Вот бы этот реестр каким-то образом обязывал торговые сети работать напрямую с производителем продукции или приводил к нам новых покупателей... А пока мы ищем рынки сбыта и возможности выхода на крупные торговые сети через выставки – сейчас готовимся к очередной из них».
А возможность закупать товары не через тендеры, а через биржи на базе реестра – актуальна, пожалуй, только для крупных сетей, имеющих распределительные центры, указали эксперты.
«Биржа будет продавать не по килограмму, а большими объемами – тоннами, вагонами, составами... А небольшим магазинам и меленьким сетям даже по очень выгодной цене не нужен вагон сахара или грузовик картошки, – продолжает Андрей Грибанов. – Нужен определенный объем упакованного товара в определенное время и в определенном месте. Ведь у подавляющего большинства ритейлеров не только транспорта своего нет, но и элементарной фасовки. Им нужен продукт для конечной реализации. Может, в Москве эта биржа и нашла применение, потому что в основном центральные офисы федеральных ритейлеров находятся в столице, но и без биржи крупные игроки все друг друга знают. В общем, постоянного практического применения для большинства игроков рынка от ведения этого реестра я не вижу».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com