Пассажирские перевозки в Челябинске и области в ближайшем будущем могут отдать в ведение частному инвестору. Об этом 24 декабря на пресс-завтраке с журналистами сообщил заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров. По его словам, проект стартует уже в 2016 году и коренным образом изменит ситуацию с общественным транспортом в областном центре и во всем регионе.
По словам Руслана Гаттарова, частный инвестор займется городскими и междугородными перевозками в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).
«Инвестор, которого выберут по конкурсу, будет работать по договору концессии, ему передадут муниципальный транспорт со всеми долгами, – отметил вице-губернатор. – При этом он поставит в город 400 автобусов, работающих на природном газе, а также обязуется создать соответствующую инфраструктуру для их обслуживания». Кроме того, по словам Руслана Гаттарова, в рамках проекта планируется ввести единую транспортную карту, которая будет действовать не только в Челябинске, но и по всей области.
Проект рассчитан на реализацию в течение двух лет и уже был представлен губернатору Челябинской области Борису Дубровскому. Чиновники отмечают, что он призван создать удобную для жителей современную систему общественного транспорта. Для того чтобы принять участие в проекте, инвестор должен будет выиграть тендер.
Руслан Гаттаров рассказал, что о намерении выйти на рынок частных пассажирских перевозок Челябинска и области уже уведомил областные власти некий консорциум московских компаний. Те четыре сотни автобусов, которые планируется поставить городу, будут задействованы на центральных улицах города, сменив на них маршрутные такси и муниципальный транспорт (за исключением трамваев и троллейбусов).
Автобусы и инфраструктура МУП «Челябинскавтотранс» также могут быть переданы новому инвестору. Маршрутные такси в случае реализации проекта будут убраны из центра Челябинска на второстепенные направления.
Вице-губернатор также отметил, что сейчас власти города и области прорабатывают новую концепцию городских перевозок. В соответствии с ней конкурс на заключение концессионного соглашения по передаче в аренду имущества муниципальных автотранспортных предприятий может пройти уже во второй половине 2016 года. В дальнейшем инвестор намерен выйти на рынок междугородных пассажирских перевозок. По предварительным расчетам, концессия будет рассчитана на 12-15 лет.
Что касается тарифов, то они, по словам вице-губернатора, будут контролироваться региональными властями. Правила ценообразования пропишут уже на этапе тендера в конкурсной документации, при этом тарифы будут зафиксированы. Льготы на проезд в общественном транспорте останутся, уточнил Руслан Гаттаров, но бюджет региона будет платить за них полным рублем.
Между тем глава Челябинска Евгений Тефтелев заявил сегодня, 25 декабря, на итоговой пресс-конференции о том, что будет справедливым отвести муниципальному транспорту в областном центре половину рынка пассажирских перевозок. По его словам, в следующем году в случае сильного насыщения некоторых маршрутов частными перевозчиками приоритет будет отдаваться городскому подвижному составу. Такие изменения, по словам главы города, планируются в рамках разрабатываемой концепции развития транспорта в Челябинске.
Ранее глава города заявлял о поставленной задаче довести долю муниципального транспорта на улицах Челябинска до 40% и стремиться к соотношению 50/50.
«Мы реально должны вернуть муниципальный транспорт, и у нас такая возможность есть – мы покупаем дополнительные автобусы, у нас готовы трамвайный и троллейбусный парки, – отмечал ранее Евгений Тефтелев. – Цель одна – чтобы на одном маршруте не ездили по три-четыре составляющие. В конечном итоге получается так, что ни один из видов транспорта не обеспечивает качество обслуживания. Мы реально должны будем влиять на количество маршрутчиков, которые влияют на качество движения».
По мнению экспертов, есть основания сомневаться в том, что планы по привлечению частного инвестора на рынок пассажирских перевозок будут реализованы в ближайшее время.
«Во-первых, наблюдается противоречие между этим проектом и концепцией, представленной городскими властями, – говорит эксперт в сфере инфраструктуры, генеральный директор консалтинговой компании «КЭМП» Яков Гуревич. – В планах городской администрации не только отводится важная роль муниципальному транспорту, но и предполагается появление новых маршрутов для частников. Во-вторых, привлечение частного инвестора потребует наведения порядка в городе – разработки транспортной стратегии, которой у нас до сих пор нет, улучшения состояния дорог, появления автобусных полос».
Игроки рынка пока с осторожностью подходят к оценке проекта областных властей.
«Я думаю, что ввести такие изменения в короткие сроки нереально, – говорит индивидуальный предприниматель Магомед Мамакурбанов (маршруты №9, 48, 64, 83). – Об этом надо предупреждать заранее и переносить маршруты постепенно. Процесс должен занимать несколько лет, чтобы не пострадал бизнес и не было проблем для пассажиров. А желательно еще собрать заинтересованные стороны и обсудить все с нами. В данном же случае речь идет уже о следующем годе, а у нас пока никакой информации по этому поводу нет».
Участники рынка отмечают, что многим пассажирам не понравится, если маршрутки уберут из центра города. Проезд на автобусе, по их словам, отнимает у людей много времени, и те, кто не имеет личного транспорта, чтобы сэкономить время, будут вынуждены тратить деньги на такси. Гораздо важнее, по их мнению, решать сегодня проблемы с нелегальными перевозчиками, которые до сих пор работают на внутригородских маршрутах.
По словам руководителя Ассоциации перевозчиков Челябинской области Станислава Новичихина, пока рано оценивать перспективы этого проекта. «Неясны условия привлечения инвестора, его обязанности, поэтому давать оценку преждевременно, – говорит он. – Первые выводы и прогнозы можно будет сделать позже, когда станут известны детали».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com