Баланс между сокращением издержек и сохранением достаточных для поддержания доходности ресурсов – задача экономии в кризис. Группа компаний «ФИН-АУДИТ» разработала стратегию по оптимизации расходов. Что можно урезать, от чего отказаться, как обнулить риски и зачем нужна карта системы сбалансированных показателей (ССП)? Об этом при информационной поддержке 74.ru рассказывает директор ГК «ФИН-АУДИТ» Татьяна Ольховатская. Эксперт приводит пример оптимизации на прикладном инструменте – карте ССП, где организацию принято рассматривать в четырех аспектах: персонал, бизнес-процессы, клиенты, финансы.
Персонал: несколько вариантов оптимизации, работающих в комплексе
Прежде всего нужно оптимизировать схему оплаты труда персонала. Но не урезать зарплаты, достаточно заменить премии процентным вознаграждением. При этом не забывать поощрять сотрудников за рационализаторские идеи.
Перестановка кадров – тоже отличный вариант. Необходимо перепрофилировать сотрудников, чтобы в условиях кризиса один мог заменить другого. Также следует рассмотреть вариант перехода на аутсорсинг.
В командировки на переговоры и на учебу лучше направлять проверенных. Наличие такой статьи расходов обеспечит компании конкурентное преимущество и позволит удержать нужный персонал.
Эксперт также советует сократить рабочую неделю, перевести сотрудников на полставки, часть работы осуществлять, привлекая временных сотрудников.
На период неоплачиваемых отпусков Татьяна Ольховатская рекомендует организовывать программы корпоративного обучения. Есть смысл поискать «добровольцев» на уход. Возможно, кто-то давно подумывал о смене деятельности.
«Докрутить» бизнес-процессы
В период кризиса нужно шире использовать Интернет и социальные сети, чтобы уменьшить расходы на связь, маркетинг, рекламу, деловые встречи и командировки. Интернет – это необходимая инфраструктура и эффективный катализатор развития.
«Пересмотрите процесс продаж. Все ли клиенты приносят прибыль? Даже самые прибыльные, возможно, могут приносить больше, – рекомендует директор ГК «ФИН-АУДИТ» Татьяна Ольховатская. – Проанализируйте функции работников на предмет периодичности работ и уровня рисков. Соответствующие бизнес-процессы, которые критично важны, должны быть внутри организационной структуры, а менее важные передайте на аутсорсинг, назначив кураторов направлений».
Сокращение расходов на содержание запасов, техническое обслуживание и ремонт следует производить аккуратно, так как возрастают логистические и производственные риски, которые в кризис и так высоки.
Важно уменьшать универсальные расходы без каких-либо значительных потерь в долгосрочном и в краткосрочном плане. Пора задуматься об уплотнении на занимаемой площади, сдать в аренду свободные метры. И, конечно, устранить потери на производстве: контролировать расход топлива, электроэнергии, воды, тепла, сырья, материалов, офисные расходы.
В обязательной программе – переговоры с поставщиками касательно приобретаемых комплектующих, материалов. Общепринятым механизмом считается планомерное уменьшение стоимости давно выпускаемых образцов.
Также нужно предусмотреть расходы на экономическую безопасность: провести анализ системы внутреннего контроля, правовой аудит, аудит системы информационной безопасности.
Снижение затрат на контроль за качеством крайне нежелательно, если это приведет к ухудшению качества. Говорят, что в России качество можно только улучшать, так что скупиться на этот пункт вовсе не стоит.
Клиенты: с кем сотрудничать особенно выгодно?
Необходимо анализировать своих клиентов, должно быть полное соответствие продукта ожиданиям покупателей. Иначе велик риск, что заказчик больше не обратится в компанию. Итог – минус клиент.
Татьяна Ольховатская советует сокращать расходы на PR, отказаться от малоэффективных инструментов рекламы, поднять качество и сервис, разработать кредитные инструменты для своих клиентов: «Уменьшение расходов на рекламу не приведет к потерям, если предприятие найдет более дешевые методы продвижения».
В кризис нужно экономить на лишнем. Как правило, можно снизить потребности и не тратиться на такие вещи, как комфортабельные офисы, удобные дорогие кресла, подарки коллегам на торжества, дорогая полиграфия.
Важно задействовать подразделения, которые не на 100% загружены работой. Это принесет ощутимый профит.
И, как итог, переход к аспекту финансов, которые после оптимизации всех ранее перечисленных аспектов у компании все же есть.
Финансы: первая скрипка в оркестре
Первым делом следует отказаться от выплаты дивидендов. «Управление расходами на предприятии в период кризиса ведите не столько по бюджету или автоматически, а скорее в “ручном” режиме, оценивая целесообразность каждого платежа», – говорит Татьяна Ольховатская.
Эксперт советует обратиться к внешним выгодам. Многое можно решить эффективнее, действуя сообща. Снабженческая, производственная, сбытовая кооперация, экономия на масштабе дадут ряд преимуществ, так же, как и совместное решение вопросов.
ГК «ФИН-АУДИТ», в свою очередь, готова оказать помощь в правовом аудите, антикризисном аудите, аудите системы внутреннего контроля, анализе бизнес-процессов и внутренней среды, разработке карты системы сбалансированных показателей, в консультационном обслуживании по кадровой и налоговой политике. «Рады будем вас видеть в числе наших клиентов», – обращаются к предпринимателям специалисты компании.
В этой статье информация максимально обобщена. Для каждого вида деятельности варианты могут зависеть от внутренней ситуации в компании и на рынке в целом. «Если вы столкнулись со сложностями, то обратитесь за поддержкой к нашим специалистам, – приглашают в ГК «ФИН-АУДИТ». – Мы разработаем для вас стратегию и оптимизируем все возможные расходы с минимальными рисками».
ГК «ФИН-АУДИТ»,
адрес: Челябинск, ул. Салютная, 23Б, оф. 1;
тел.: +7 (351) 200-45-51;
.
Фото: Фото предоставлено ГК «ФИН-АУДИТ»