Около года назад Chel.ru рассказал об установке в Челябинске, на Комсомольском проспекте «километрового» медиафасада – необычного для города рекламного носителя, подающего видеорекламу в сочных красках и HD-качестве. С тех пор, проезжая или проходя мимо, челябинцы получили возможность узнать об актуальных рекламных акциях, предупреждениях МЧС, о том, кому нужна помощь и о многом другом. Однако к работе экрана в городе возникало немало вопросов. В том числе, кто одобрил установку этого гиганта и почему у бизнеса при работе в рамках полученного разрешения стали возникать проблемы? В этом и попробовал разобраться Chel.ru.
Пожалуй, не секрет, что здание ФГУП «Прибор» на Комсомольском проспекте, 29 относится к федеральной собственности. А в рамках действующего в стране закона об управлении федеральным имуществом завод «Прибор» мог сдать в аренду стену здания исключительно через тендер. Так и произошло: был сформирован лот, объявлен открытый конкурс, к часу икс откликнулись три компании, желающие разместить наружную рекламу на этом месте – две из Москвы, одна из соседнего Екатеринбурга. По итогам вскрытия конвертов победителем объявлено ООО «Грейд Групп», которое предложило наиболее выгодные для арендодателя условия аренды площадки сроком на 10 лет.
В итоговом протоколе, который завод «Прибор» направил в адрес победителя, сообщалось, что компания вправе разместить на здании предприятия медиафасад конкретного размера – а именно 921,6 квадратных метра, шириной 48 метров и высотой 19,2 метра.
Наверное, вопросы по работе экрана были бы только к компании «Грейд Групп», не получи она необходимые по закону разрешения. С протоколом ФГУП «Прибор» компания обратилась в администрацию Челябинска, которая спустя время выдала разрешение, согласованное тремя ведомствами – Главным управлением архитектуры и градостроительства Челябинска, а также управлением по благоустройству и управлением по наружной рекламе и информации горадминистрации.
При этом на согласование в администрацию были поданы необходимые документы, в том числе и технические характеристики будущего экрана – его размер, яркость, технологические нюансы, проект и так далее, которые позволяли понять, как именно будет выглядеть медиафасад. Получается, что установка данной рекламной конструкции полностью согласована городской администрацией Челябинска, экран размещен в марте 2015 года абсолютно на легальных основаниях.
Не бывает так, чтобы новшества, чего бы они ни касались, пришлись по вкусу всем сразу. Так и с экраном – кто-то с удовольствием смотрел рекламные ролики, пока стоял на перекрестке, славящемся традиционными заторами, кто-то просто не обращал на него внимания, нашлись и недовольные. Несколько активистов попросили Роспотребнадзор проверить, укладывается ли в разрешённые нормы яркость экрана, не нарушает ли медиафасад спокойствие жителей домов, окна которых «смотрят» на него.
Согласно протоколу измерений физических факторов среды от 7 апреля 2015 года, составленному аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» (копия есть в распоряжении сайта), «измеренные уровни вертикальной освещенности на окнах инструментально обследованных комнат квартир домов №7б и №15 по улице Чайковского соответствуют требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
«Я живу в десятиэтажке по улице Чайковского, 15, и окна моей квартиры выходят как раз на этот медиаэкран, – рассказала Виктория Крылова. – Честно говоря, не понимаю, как этот экран может мешать спать – именно на это пожаловалась одна из моих соседок в Роспотребнадзор. Неужели портьер нет на окнах? Но тогда и луна, и солнце должны мешать – не «выключать» же их, чтобы кого-то не раздражать...».
Не смущает «большой телевизор» и водителя Артема Савельева. «Работа такая, что на дню по несколько раз доводится проезжать перекресток Комсомольского проспекта и улицы Чайковского, – говорит Артем Савельев. – Настолько привык смотреть ролики, пока на светофоре стою, что теперь, когда экран отключили, очень непривычно и скучно стало. Экран помогал быть в курсе рекламных акций – я пару раз хорошо сэкономил благодаря этому. Стиль жизни такой, что ни телевизор смотреть некогда, ни в Интернете «гулять» – узнаю о скидках благодаря наружной рекламе, и то, что теперь лишился одной из таких возможностей, не очень-то нравится. А то, что яркостью экран водителям мешает – такого как-то по себе не замечал».
«После проверок Роспотребнадзора Челябинской области, несмотря на то, что измерения показали яркость экрана в пределах норм СанПина, мы решили пойти навстречу жителям Челябинска и стали убавлять яркость светодиодов экрана в вечернее и ночное время, – заверили в технической службе компании «Грейд Групп». – И в Челябинске, и в других городах своего присутствия мы стремимся работать не только в рамках действующих законов, но и с учётом мнений горожан».
«Рекламоносителей такого формата в городе больше нет – он соответствует требованиям современного рекламного рынка, – считает директор ЦИ «Магнит» Елена Зайцева. – В текущей ситуации высокую рекламную активность могут обеспечить digital-форматы. Они выходят на первый план. Остались довольны размещением на медиафасаде. Как рекламодатель могу отметить положительный эффект, направленный на продвижение и поддержание бренда».
«Открыли для себя новый формат продвижения станций нашего холдинга, – рассказала бренд-менеджер ООО «Выбери Радио» в Челябинске Ирина Рыжова. – Такой яркий, динамичный и современный канал коммуникации с аудиторией повышает имидж рекламной кампании sp-проектов. За счёт своих размеров и уникальности привлекает особое внимание, поскольку Челябинск уже давно привык к другим стандартным форматам наружной рекламы».
«Весьма эффектная и эффективная форма подачи рекламной информации, как имиджевой, так и товарной, – отмечает заместитель директора по рекламе обособленного подразделения «Синема Парк 5» Челябинска Анастасия Чекалкина. – Размещением на медиафасаде очень довольны – оно позволяет максимально масштабно и реалистично показать аудитории качество предлагаемых «Синема Парком» премиальных форматов кинопоказа».
Город может лишиться не только уникального рекламного носителя, но и одной из действенных возможностей доносить до горожан важные сообщения о чрезвычайных происшествиях и грозящих погодных неурядицах.
«ГУ МЧС России по Челябинской области неоднократно на безвозмездной основе размещало на медиаэкране информацию о неблагоприятных и опасных погодных явлениях, правилах жизнедеятельности населения, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, – сообщается в письме начальника Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Челябинской области Павла Екимова на имя директора ООО «Грейд Групп». – На экране показывали ролики, направленные на поддержку мероприятий ГУ МЧС России по Челябинской области. Также между компанией «Грейд Групп» и областным МЧС была достигнута договоренность, что в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации в городе эту рекламную конструкцию можно незамедлительно использовать для предупреждения о ЧС жителей».
Погасший экран огорчил не только водителя Артема Савельева и представителей местного бизнеса, но и тех, кто с помощью экрана получал благотворительную помощь.
«Бюро Русфонда в Челябинской области сотрудничает с компаний «Грейд Групп» в рамках совместного масштабного проекта по привлечению средств на лечение тяжелобольных детей нашей области, – рассказала руководитель Бюро Русфонда в Челябинской области Елена Попова. – Так, в феврале 2016 года Бюро Русфонда с помощью «Грейд Групп» осуществляло сбор средств на лечение пятилетней Полины (девочку ждут в Московском институте медтехнологий), и на операцию семнадцатилетнему Саше в Московском центре детской челюстно-лицевой хирургии. Актуальную информацию об этих и других детях можно найти на челябинской странице сайта Русфонда».
Получается, вопрос, который действительно остался к экрану и его законности – это несоответствие одной из норм СанПина, которая вообще никак не связана с яркостью фасада. Она касается угла, под которым жители смотрят на него, а этот угол не изменить, потому что экран прилегает к корпусу здания. Но тут, скорее, вопрос не к арендатору фасада здания завода «Прибор», а к тому, как и кто допустил, чтобы федеральное предприятие выставило на аукцион возможность размещения медиафасада, кто выдал разрешения на его эксплуатацию и почему компания платит деньги за аренду и налоги в бюджет города, а работать при этом фактически не может? И как совместить развитие современных технологий в Челябинске с учетом интересов всех сторон – местного бизнеса, общественных организаций и жителей Челябинска?
Мнение общественности о технологиях будущего и о том, кому мешают огни медиафасада, узнавал корреспондент сайта 74.ru.
Фото: Фото Maer Group, видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой