Предприниматели Южного Урала составили список системных проблем, мешающих развитию бизнеса. Он был озвучен на заседании Общественного экспертного совета, действующего при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области. Подробности – на Chel.ru.
Перечень системных проблем бизнеса, выявленных в нашем регионе в 2015 году, сформирован на основе обращений к уполномоченному, поступавших в течение прошлого года, на часть острых вопросов указали объединения предпринимателей. Итоговый список будет направлен уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову для включения в ежегодный доклад, который федеральный бизнес-омбудсмен весной представит главе государства Владимиру Путину.
Участники экспертного совета традиционно разделили проблемы, с которыми часто сталкивается бизнес, на два уровня – региональный и федеральный, пояснили в пресс-службе уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области. В первом случае проблематика и пути решения лежат в зоне ответственности местных властей. В частности, речь идет о неисполнении органами власти судебных решений, предписаний, представлений антимонопольной службы, прокуратуры, заключений бизнес-омбудсмена. Часто исполнение судебных решений затягивается, из-за того, что органы власти их обжалуют в вышестоящих инстанциях, хотя заведомо понятно, что нарушения имеют место. Вариантом решения этой проблемы, по словам заместителя руководителя уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Ольги Милицыной, является принятие нормативного правового акта, который бы вводил периодическое (не реже одного раза в квартал) рассмотрение вопросов правоприменительной практики всеми заинтересованными сторонами.
Еще одна проблема регионального уровня связана с 159-ФЗ, который предоставляет предпринимателям преимущественное право выкупа арендуемых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Муниципалитеты уклоняются от принятия решений по приватизации, незаконно отказывают в выкупе помещений, наблюдается волокита при рассмотрении заявлений от бизнесменов и так далее.
«Нужно ввести административную ответственность каждого должностного лица, задействованного в процессе», – предложил представитель бизнес-омбудсмена по кадастрам и земельным отношениям Евгений Усцелёмов.
Комментируя это предложение, бизнес-омбудсмен Александр Гончаров отметил, что сейчас в Челябинской области разрабатывается Атлас лучших муниципальных практик, в состав которого войдут разного рода регламенты, улучшающие работу местных властей.
Одним из самых острых вопросов бизнес-сообщество считает увеличение налоговой нагрузки из-за роста кадастровой стоимости земли. Вдобавок к этому большинство южноуральских муниципалитетов установили максимально высокие коэффициенты ставки налога на землю. Это может стать непосильным бременем не только для небольших, но и для крупных предприятий, отмечают эксперты. Так, компания «Фортум» уже сообщила, что земельный налог под объектами в текущем году вырастет на 80 млн рублей. Члены Совета оценили ситуацию как «затишье перед бурей» и высказали тревогу, что последствия такой налоговой политики могут стать катастрофическими.
Между тем, по мнению заместителя председателя Законодательного Собрания Семена Мительмана, местные власти в какой-то мере являются заложниками обстоятельств. Неразрешимое на сегодняшний день противоречие состоит в том, что, муниципалитеты не заинтересованы в снижении налоговой нагрузки на предпринимателей, а тем более в введении налоговых льгот, поскольку от этого зависит пополнение бюджета. В свою очередь, от объема поступлений в местный бюджет напрямую зависит величина областных бюджетных субсидий для городов и районов: чем меньше поступлений, тем больше субсидий. Для того чтобы снизить напряженность с земельным налогом эксперты предлагают сохранить механизм оспаривания результатов кадастровой оценки, что уже позволило многим предпринимателям добиться справедливой цены и разумной величины налогов.
Количество системных проблем, решаемых только на федеральном уровне, заметно возросло. Если по итогам 2014 года их было шесть, то за прошлый год выявлено уже десять. Это и незаконное уголовное преследование предпринимателей, нестыковки в федеральном законе «О торговле», создающие проблемы с размещением нестационарных объектов торговли, возросшая налоговая нагрузка на бизнес, снижение инвестиционной активности предприятий, низкая доступность кредитных ресурсов, жесткие требования к получателям господдержки малого и среднего бизнеса, неисполнение обязательств по оплате заказчиками государственных и муниципальных контрактов.
Тема возросшей налоговой нагрузки оказалась одной из самых злободневных. Эксперты сошлись во мнении, что необходимо увеличить предельный размер дохода, дающего право предпринимателям пользоваться упрощенной системой налогообложения.
«Помимо этого должен быть зафиксирован какой-то определенный срок, допустим, два или три года, после которого законодатели будут пересматривать предельный размер дохода, чтобы налогообложение соответствовало экономическим реалиям», – добавил представитель уполномоченного по защите малого и среднего бизнеса Сергей Ермаков.
Еще одна актуальная проблема – доначисление налогов, в том числе в связи с необоснованной налоговой выгодой и проявлением неосмотрительности налогоплательщика. Предприниматели сетуют, что в этих сферах невозможно провести четкую грань баланса интересов государства и бизнеса. Федеральный список включал изменения подходов к доначислению налогов из-за недобросовестности контрагентов или при дроблении бизнеса. Сейчас поступило предложение изменить подход к процедуре взыскания – взыскивать с того, кто не заплатил налог, а не с того, кто и так пострадал из-за недобросовестности контрагента.
Острой проблемой для малого и среднего бизнеса в 2015 году стали достаточно жесткие требования к выполнению условий субсидирования со стороны государства. Как известно, в прошлом году объем финансовой поддержки предпринимательства был рекордным для Челябинской области и составил 460 млн рублей. Между тем из-за неблагоприятных экономических условий часть компаний оказались не в состоянии выполнить свои обязательства, в частности, по сохранению рабочих мест.
«Мы знаем, что бюджет субсидирует часть процентной ставки по банковским кредитам, направляемым на развитие бизнеса. При этом чаще всего деньги вкладываются в реконструкцию производства, во внедрение новых технологий, повышение производительности труда, и если хотя бы один человек при этом был сокращен, или налоговая база чуть-чуть уменьшилась, Минэкономразвития тут же фиксирует нарушение условий договора. И те бизнесмены, которые деньги целевым образом использовали, вынуждены их возвращать. Не всегда, к сожалению, им это удается сделать безболезненно, – рассказал бизнес-омбудсмен Александр Гончаров. – Мы считаем, что целесообразно смягчить условия субсидирования и требовать возврата, если деньги были использованы нецелевым образом».
По информации регионального Минэкономразвития, требования о возврате субсидий получили 18 компаний, из которых пять деньги уже вернули.
Значительное количество предложений касалось изменения подходов к уголовному преследованию предпринимателей, что зачастую используется конкурентами как «государственная дубина» и приводит к потере бизнеса.
Подводя итоги обсуждения, Александр Гончаров высказал надежду, что его ежегодный доклад перед южноуральскими парламентариями, в котором обозначены все системные проблемы и предложения по их решению, станет «дорожной картой» для улучшения условий для развития бизнеса.
«Пока мы видим, что он не используется депутатами в работе так, как необходимо. Надеемся, что по поручению губернатора будет создана специальная рабочая группа, которая займется изучением озвученных предложений. В конечном итоге они направлены на улучшение делового климата и инвестиционной привлекательности региона», – резюмировал бизнес-омбудсмен.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com