Девять из десяти российских предприятий жалуются на нехватку рабочих кадров. В ходе опроса, проведенного промышленным комитетом ОНФ, руководители 700 заводов и фабрик России отметили острый дефицит рабочих высокой квалификации и специалистов среднего звена. Производству, как никогда, нужны сотрудники 5-6 разряда, мастера участков, технологи, бригадиры, но выпускники колледжей и техникумов попросту не обладают нужными навыками и компетенциями, а качество образования оставляет желать лучшего. Что делать, чтобы спрос и предложение совпадали – мнения экспертов в материале Chel.ru.
С дефицитом квалифицированных рабочих кадров нужно бороться, а систему технического образования в стране – развивать. Об этом представители промышленного комитета ОНФ заявили на выездном заседании «Кадровое самочувствие промышленности».
За одним столом собрались собственники и директора промышленных предприятий, представители федеральных и региональных органов власти и руководители учебных заведений. Все они подчеркнули, что модернизация производственной базы, курс на импортозамещение и внедрение новых технологий не принесут должного эффекта, пока предприятия испытывают кадровый голод. В 1990-е годы целый ряд производств сменил профиль, многие и вовсе закрылись – и спрос на рабочие и инженерные кадры упал, как снизился и престиж рабочих промышленных профессий.
Молодежь не спешит поступать на технические специальности, ведь это требует больше временных и умственных затрат, а работа на производствах более тяжелая и вредная, чем в офисах. «Обучение специальностям легпрома сведено практически к нулю, – посетовал генеральный директор ООО «Фабрика шнуров» в Челябинске Сергей Сиренко. – Не хватает как рядовых сотрудников: швей, операторов крутильного, плетельного, мотального, чесального, прядильного оборудования, так и технологов, инженеров по оборудованию».
Согласно данным Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, в марте 2016 года наибольшим спросом пользовались следующие рабочие специальности: овощевод, укладчик хлебобулочных изделий, садовод, машинист расфасовочно-упаковочных машин, оператор моечной установки, строительный слесарь, отделочник железобетонных изделий. Последним предприятия предлагают от 11,5 до 30 тысяч рублей, но при этом спрос на специалистов превышает предложение почти в 13 раз. Требуются промышленникам и сверловщики, фрезеровщики, шлифовщики – им работодатели готовы платить от девяти с небольшим до 30-35 тысяч рублей.
Зато компании не испытывают дефицита в машинистах буровых установок, машинистах экскаватора, крановщиках, монтерах, операторах связи и газорезчиках – число соискателей по этим специальностям в разы превышает имеющиеся вакансии. В случае с теми же машинистами ситуация понятна: сотрудники могут рассчитывать на зарплату в районе 40-50 тысяч рублей (правда, это максимальная планка, начинается же разбег от 10-20 тысяч). А вот операторам связи предлагают куда более скромные суммы: от 5790 до 12 тысяч рублей.
Впрочем, цель встречи – не просто пожаловаться друг другу на тяжелую ситуацию, а постараться найти конкретные пути решения проблемы.
Одной из первых прозвучала идея разработать и внедрить единую форму сотрудничества образовательных организаций с работодателями. Ведь сейчас большинство учебных заведений штампует профнепригодных выпускников, в чьих корочках значатся специальности, которых нет в штатном расписании заводов. Как следствие, предприятия вынуждены либо отказывать вчерашним студентам в приеме на работу, либо переучивать их за свой счет.
«В настоящее время из-за различной ведомственной подчиненности работодателей и учебных учреждений существует проблема раскоординированности работы органов власти. В результате централизованный заказ на подготовку специалистов работает лишь в нескольких регионах, причем в разных форматах. На федеральном уровне нет нормативных документов, регулирующих и координирующих взаимодействие сторон, нет необходимого нормативного поля, где были бы учтены интересы и обязанности всех сторон, – заявил координатор промышленного комитета ОНФ, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. – Система профессионально-технического образования выпускает специалистов не тех специальностей и не той квалификации, которых требует современная промышленность. Поэтому средние и крупные предприятия вынуждены за свой счет доучивать специалистов, а малые предприятия не могут себе позволить и этого».
В защиту колледжей и техникумов, дающих низкокачественное образование, было сказано, что виной всему – недостаточное финансирование. В заведениях нет современного обучающего оборудования, не хватает компетентных преподавателей. Как следствие, студенты не имеют возможности познакомиться с новыми технологиями. И если предложение закупать недостающее оборудование для ссузов не встретило одобрения среди промышленников, то предоставлять свои площадки для обучения большинство предприятий не против.
Так, в группе компаний «КОНАР», на чьей территории и проходило мероприятие, кадры предпочитают выращивать еще со школьной скамьи. «Мы работаем с математической школой в Челябинске, создаем там классы, учебные места, где ученики могут отрабатывать практические занятия на станках, – поделился опытом генеральный директор АО «КОНАР» Валерий Бондаренко. – Работаем и с техникумами, и с вузами, назначаем даже стипендию нашего предприятия: претендент должен две сессии сдать на "хорошо" и "отлично", и тогда он участвует в конкурсе. Причем за назначение стипендии студент не несет никаких обязательств по работе у нас».
Также участники заседания призвали развивать систему наставничества и усилить мотивацию бизнеса в сфере подготовки кадров. «Необходимо все-таки добиться внесения изменений в Налоговый кодекс, согласно которым к расходам на обучение будут также относиться расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных с образовательными организациями», – подчеркнула директор учебного центра ОАО «Казанский электротехнический завод» Наталья Чадаева.
Еще одно предложение, на сей раз призванное увеличить трудовую мобильность населения, – развивать рынок доступного арендного жилья. А успешные студенты, которых после окончания учебы призвали в армию, должны при желании применять и совершенствовать свои профессиональные навыки в войсковых частях, уверены участники заседания. В таком случае эксперты предложили сохранять трудовой стаж по специальности при прохождении службы в ВС РФ в частях с соответствующей специализацией.
Резолюция с перечисленными рекомендациями будет направлена в правительство РФ.
Каких еще рабочих не хватает предприятиям Челябинска и соседних регионов, и как промышленники борются с дефицитом кадров? С участниками заседания пообщалась съемочная группа 74.ru.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, видео Андрея Винникова, монтаж Дмитрия Сиваш