Правительство РФ согласовало проект поправок в закон о торговле, ограничивающих бонусы торговым сетям и сроки оплаты поставленных товаров. Процесс ускорило обращение председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой к президенту Владимиру Путину в рамках «прямой линии». Она попросила главу государства посодействовать принятию законопроекта уже во время весенней сессии парламента. Южноуральские чиновники и общественники считают, что для наведения порядка в сфере торговли необходимо принять еще ряд поправок, например, расширить список товаров с ограничениями на розничную наценку и законодательно прописать долю местных производителей в ассортименте сетей.
«В настоящее время мы можем констатировать две проблемы, которые можно решить при вашей поддержке, – сообщила Ирина Яровая Владимиру Путину. – Сегодня 10-процентная премия с оборота, которую мы тогда согласились оставить торговым сетям, превратилась в постоянный налог со всех производителей при поставке их продукции в торговую сеть. И вторая проблема – это сроки оплаты. Предприниматель, который понес затраты и несет высокие риски, получает компенсацию за уже поставленную продукцию даже не через 30–45 дней, как мы предполагали, а под разными ухищрениями – еще позже».
Яровая заявила, что год назад депутаты подготовили поправки, призванные навести порядок в отношениях между поставщиками и торговыми сетями. Однако законопроект успел пройти только одно чтение. «Уже год все утопает в бюрократических согласованиях, которые лоббисты осуществляют через профильное ведомство и фактически препятствуют принятию окончательного решения, – сказала она. – Если мы сможем принять законопроект в эту весеннюю сессию во втором и третьем чтениях и прекратим лоббистские проволочки, я думаю, это будет серьезная поддержка импортозамещения и наших фермеров».
Президент согласился с Ириной Яровой, отметив, что закон «сползает немножко с тех позиций, которые должен был бы занимать, и это сползание происходит потому, что соответствующие правительственные структуры не уделяют этому должного внимания». Путин отметил, что важно решить три вопроса. Во-первых, ускорить оплату продукции, поступающей в торговые сети, во-вторых, «понять и определить справедливую цену так называемого бонуса за место на полке». В-третьих, по мнению президента, нужно расширить полномочия Федеральной антимонопольной службы в области регулирования отношений между поставщиками и ритейлерами. «Тянуть с этим нельзя, и я рассчитываю, что правительство закончит эти согласования, а Государственная дума рассмотрит (законопроект) в весеннюю сессию», – добавил он.
В понедельник, 18 апреля, правительственная комиссия по законопроектной деятельности согласовала поправки в закон «О торговле», о которых говорила Ирина Яровая, доработанные Минпромторгом. Об этом пишет РБК со ссылкой на источники в компаниях потребительского рынка. Сообщается, что «поправки концептуально одобрены», подробности пока неизвестны. До внесения законопроекта на второе чтение в Госдуму документ будет обсуждаться еще раз на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича.
Вариант, который вносила в Госдуму Яровая совместно с группой депутатов и сенаторов, в частности, содержал пункт, предусматривавший снижение так называемых ретробонусов – вознаграждения ритейлерам за продвижение и оборот товаров – с нынешних 10% до 3% от стоимости контракта. Кроме того, в поправках предлагалось запретить маркетинговые, логистические и другие выплаты, включая плату за изменение ассортимента. Отсрочку платежей за поставки скоропортящегося товара сетям авторы законопроекта предлагали сократить до трех дней (с нынешних десяти), за товар со сроком хранения до одного месяца – до девяти дней (вместо 30 дней, предусмотренных сегодня), за товары со сроком хранения более месяца (в том числе за алкоголь) – до 15 дней вместо 45. Также авторы законопроекта предполагали введение нового раздела КоАП, предусматривающего штрафы за дискриминационные действия ритейлеров по отношению к поставщикам в размере от двух до пяти миллионов рублей.
Челябинские эксперты отмечают, что, помимо проблем, обозначенных в поправках, есть еще ряд важнейших вопросов, требующих решения. По мнению руководителя челябинского областного управления Федеральной антимонопольной службы Анны Козловой, в регионах остро стоит проблема доступа местных производителей в торговые сети. По ее словам, причины могут быть разными, например, малый бизнес не может обеспечить соответствие упаковки своей продукции стандартам ритейлера, или у сети есть замечания к логистике. Также, по словам руководителя УФАС, отсутствие небольших местных производителей на прилавках федеральных сетей связано с тем, что поставщиков ритейлер выбирает на уровне макрорегиона или даже в головном офисе. «Нужно, чтобы сети вели отбор на местах, – говорит она. – Также можно законодательно закрепить процент присутствия местных производителей в сетях хотя бы по социально значимым продуктам питания».
Также, по мнению Анны Козловой, улучшить рыночную ситуацию помогло бы установление ограничений по розничной наценке на продукты питания. Сейчас они распространяются только на социально значимые продукты, в то время как для всех остальных действуют принципы свободного ценообразования: надбавка ритейлера может быть какой угодно, главное, чтобы не было сговора между конкурентами. С руководителем Челябинского УФАС согласен и координатор проекта «Народный контроль» Вадим Воробей. «Наименований продуктов питания насчитывается более десяти тысяч, из них только 24 входят в потребительскую корзину, – говорит он. – Список социально значимых товаров можно расширить, и регулировать цены на них по аналогии с лекарствами».
По словам Вадима Воробья, нынешний закон «О торговле» устарел, и им недовольны все – и потребители, и продавцы, и производители, поскольку он допускает злоупотребления со всех сторон. «Сейчас, когда покупатели выбирают товары по цене, особенно актуальны вопросы контроля качества, – говорит он. – Стоимость продуктов является главным критерием выбора, и торговые сети на этом играют: ценники меняют каждый день, вводя покупателей в заблуждение. При этом региональные сети нормально реагируют на замечания, сделанные по итогам проверок, а вот в федеральных говорят обращаться в Москву, Краснодар или Санкт-Петербург, а там жалобы остаются без внимания».
Вадим Воробей отметил, что активно продолжают вводить покупателя в заблуждение и производители. «Мы регулярно выявляем случаи фальсификации продуктов, – говорит он. – Чаще всего это касается молока и молочной продукции. Многие производители выпускают, например, сыр и сливочное масло, заменяя молоко на растительные жиры, хотя на упаковке написано, что это натуральные молочные продукты. Мы такие случаи выявляем, сообщаем в прокуратуру, но никакие меры не принимаются». Анна Козлова посоветовала сообщать о таких случаях фальсификации в УФАС, поскольку указание ложной информации на упаковке является актом недобросовестной конкуренции.
Что касается поправок, предложенных Ириной Яровой и другими авторами законопроекта, то и в областном УФАС, и в «Народном контроле» их поддерживают. Между тем ритейлеры высказывают другое мнение. По словам коммерческого директора розничной сети «Проспект» Андрея Грибанова, и бонусы, и сроки оплаты – это составляющие отношений хозяйствующих субъектов, которые регулируются договором между поставщиком и ритейлером. «В договоре прописаны условия поставки и оплаты, – говорит он. – Если эти условия одна из сторон нарушает, то есть арбитражный суд и другие инстанции, уполномоченные решать такие вопросы. Понятно, что власти в первую очередь хотят поддержать производителей, однако неужели законодатели не могут понять, что проблема в перепроизводстве по многим категориям продукции? Снизился спрос на реализацию всего, что производится, не хватает ни полок, ни покупателей. Если продажи упали из-за снижения покупательской способности, зачем усугублять ситуацию и увеличивать нагрузку на магазины?».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com