Идеи витают в воздухе. Мысли о том, почему в России – и тем более на Урале – экипировки для экстремальных видов спорта не производится совершенно никакой, возникли у Евгения Климкина, когда он сам начал заниматься мотоспортом. Месяц назад состоялась первая продажа и две оптовые поставки. От нуля до первых денег прошло несколько лет работы и десятки или сотни препятствий.
«Реального опыта в бизнесе не было ни у меня, ни у моих знакомых. Мешал прежде всего страх неизвестности. Вызов, который бросал запуск этого проекта, казалось, превосходил мои возможности, – рассказывает Евгений Климкин. – Но, как в известной поговорке “если не можешь идти к цели – ползи, не можешь ползти – лежи в направлении цели”, дело понемногу двигалось.
Появились первые, отшитые в Екатеринбурге образцы одежды – что-то удачное, что-то нет. Они проходили тестирование, дорабатывались. Была возможность запуститься уже в конце 2014 года, но мешали субъективные препятствия: сомнения, неуверенность. В 2015 году на фоне очередного падения рубля потребность в импортозамещении стала не просто очевидной, а критической: заказ экипировки из-за рубежа стал слишком дорогим делом. Сомнениям не осталось места. Вместо них появились реальные, вполне конкретные трудности.
Главная проблема молодого предпринимателя – это он сам. Чрезмерная самокритика, излишняя упёртость, пасование перед трудностями, сомнения в продукте – такие палки в колёса можно ставить себе, ещё даже не начав.
Вторая проблема – слабость управленческих навыков и финансовых знаний. Есть книги, которые нужно обязательно прочитать, чтобы сделать бизнес гибким и адаптирующимся под быстро меняющиеся условия, научиться принимать решения. Я бы порекомендовал “Бизнес с нуля. Lean Startup” Эрика Риса.
Важно освоить “технические” бизнес-инструменты: прогнозирование продаж, оценку рисков, подготовку финансовой модели. Человека без финансовой грамотности в бизнесе ждёт судьба серийного неудачника. Проекты будут запускаться и через несколько месяцев закрываться. Можно отмахиваться от скучных цифр и бесконечных многостраничных таблиц в Exсel. Кому-то повезёт, и бизнес как-то будет существовать. Но что делать, если продажи есть, доля на рынке всё весомей, а денег в кармане наоборот – меньше? Поможет или соответствующее образование, или консультация с финансистом. Только пожар может быть уже поздно тушить, если система учёта не была в бизнесе поставлена изначально. Лучше сразу начинать грамотно и считать каждый рубль. Я выбрал для себя путь получения финансового образования и сейчас учусь.
В период стабильности работать просто: делаешь то же, что и другие, и за счёт постоянного роста рынка так или иначе получаешь свою долю. На падающем рынке нужно быстро приспосабливаться к обстоятельствам, резать издержки, строить гипотезы и проверять их. Нужно заниматься делом с умом и держать нос по ветру. И если ты это умеешь, стартап во время кризиса – именно то, что принесет процветание.
Очень популярная ошибка, которая приводит к летальным последствия для бизнеса, – отсутствие проверки собственных гипотез до полноценного запуска бизнеса. Многие считают, что раз у них есть гениальная идея, то все просто обязаны налететь на новый товар или услугу. Таких случаев один на миллион. Чаще оказывается, что рынок предполагаемого продукта если и свободен, то очень мал, и нужно биться со снижением операционных затрат либо менять позиционирование продукта.
Чтобы такого не произошло, гипотезу важно проверять на малых партиях, если это товар, и с минимально рабочим вариантом, сделанным, что называется, “на коленке”, если это услуга. Затем анализировать, собирать отзывы и принимать решения – продолжать в том же духе и развиваться или кардинально менять продукт.
В моем случае пробная партия костюмов показала ошибки при разработке лекал больших размеров: ХL и выше – они получились слишком свободными. Пробная партия обязательна, но на ней работа над ошибками не заканчивается. Сейчас пошли розничные заказы, появилась обратная связь. Это дает возможность работать с критикой и пожеланиями. Хотя тут тоже важно не перегибать, ведь есть люди, которые только и умеют, что поносить работу других. Как правило, сами они в жизни ничего не создали. Критику нужно оценивать трезво и работать только с действительно дельными замечаниями.
Ещё одна очень популярная ошибка – желание заниматься продуктом, а не продавать. Многие считают себя выше работы продавца, кому-то не хватает коммуникативных навыков. Меж тем продажи и продвижение – кровь бизнеса, без них про воплощение даже самой гениальной бизнес-идеи никто не узнает.
Фото: Фото предоставлено Евгением Климкиным