Общий объем задолженности жителей Челябинской области по ЖКХ составляет более 10 млрд рублей. Коммунальщики применяют различные методы для борьбы с неплательщиками, вплоть до сотрудничества с коллекторами. Эксперты разделились во мнениях: для одних коллекторы – выход, для других – грань законодательства. Законно ли принудительное взыскание долгов по ЖКХ, узнавал Chelfin.ru
Десятая часть жителей Челябинской области относятся к категории хронических неплательщиков за услуги ЖКХ. При этом с начала года их доля снизилась на 20%. «Это произошло благодаря применяемым мерам со стороны государства (введение штрафных санкций, ограничение выезда за границу), а также активной работы управляющих компаний с проблемными долгами, в том числе с помощью коллекторских агентств», – отмечают в агентстве «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН».
В 2015 и 2016 году в отличие от предыдущих периодов основной причиной неплатежей стали финансовые трудности потребителей, связанные со сложной макроэкономической ситуацией: рост инфляции, снижение реальных располагаемых доходов населения, высокий уровень кредитной нагрузки. «Стоит отметить, что если еще несколько лет назад проблема постоянно увеличивающейся задолженности не вызывала озабоченности со стороны поставщиков ресурсов и управляющих компаний, то сейчас пришло четкое понимание, что необходимо принимать меры по взысканию задолженности с неплательщиков», – говорит президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева, добавляя, что в качестве возможных вариантов решения проблемы неплатежей предприятия ЖКХ создают собственные службы по взысканию задолженности, нанимают профессиональные коллекторские агентства для досудебного взыскания задолженности, а также обращаются в суд с последующим принудительным взысканием долга, вплоть до лишения жилплощади тех, кто проживает на основе соцнайма, отключения ряда коммунальных услуг (электричества, горячей воды) и блокирования канализации, начисления пеней, повышения штрафов.
По данным Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, с начала года на исполнении по взысканию задолженностей в пользу организаций ЖКХ и предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) имеется 116 тысяч исполнительных производств на сумму 3,4 млрд рублей. За четыре месяца работы приставы взыскали почти один миллиард от этой суммы – 949 млн рублей. Также в пресс-службе ведомства сообщили, что долги по ЖКХ и ТЭК имеют разный характер: «Если должниками по ЖКХ выступают жильцы многоквартирных домов, то количество исполнительных производств очень большое, но суммы, находящиеся на взыскании, небольшие – 73 794 дел на 1,1 млрд руб. Что касается ТЭК, то должниками здесь в основном выступают юридические лица, и суммы тут огромные, по сравнению с количеством дел, – 42 213 исполнительных производств на сумму почти 2,3 млрд рублей».
В январе, ChelFin.ru писал о том, что МУП «ЧКТС» объявило тендер по принудительному взысканию задолженностей. Заместитель директора по правовым вопросам МУП «ЧКТС» Роза Калыбаева пояснила тогда, что ЧКТС регулярно проводит работу с должниками, в том числе с привлечением коллекторов, начиная с 2012 года.
Эксперты юридической фирмы «Гаврюшкин и компания» называют самые популярные методы воздействия на должника: обращение в суд и приостановление либо ограничение предоставления той или иной услуги. Чаще всего коммунальщики прибегают к методу обращения с исковым заявлением в суд, поэтому большую долю среди дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, занимают как раз дела о взыскании задолженности с граждан. «В таком случае исковые требования практически всегда удовлетворяются, поскольку материалами дела реально подтверждается факт неуплаты должником платы за потребленную коммунальную услугу, – говорит ведущий юрисконсульт юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры» Ануш Арутюнян. – Впоследствии взыскателю выдается исполнительный лист, с которым он и обращается либо к судебным приставам, либо к коллекторам». Эксперт объяснила, что вариант обращения к судебным приставам практически не гарантирует возможности реального получения суммы долга, поэтому коммунальщики очень часто прибегают к услугам коллекторов. В целом Ануш Арутюнян считает, что идея обращения к коллекторам довольно-таки неплоха, поскольку в силу нефункционирования службы судебных приставов кредиторам ничего больше и не остается, как обратиться к коллекторам. Однако она отметила, что с методами, к которым прибегают некоторые из коллекторов, не всегда можно согласиться.
Второе место среди методов борьбы коммунальщиков с неплательщиками, по мнению юристов, занимает способ приостановления или ограничения оказания ряда коммунальных услуг. «До момента применения данных ограничений исполнитель обязан письменно уведомить об этом должника для добровольного погашения должником задолженности, – продолжает Ануш Арутюнян. – И только по истечении тридцатидневного срока уведомления возможно приостановление или ограничение той или иной услуги». Кроме того, можно ограничить выезд должника из Российской Федерации. Данное решение принимает судебный пристав-исполнитель, который вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести такое постановление.
Аналитики обращаются к статистике, с помощью которой можно разложить проблему по полкам и посмотреть насколько решения будут эффективны: в Челябинске средний ежемесячный платеж за жилищно-коммунальные услуги (без учета взносов за капремонт) в 2015 году составил 91,2 рубля за кв. м. В 2016 году с учетом роста тарифов на коммунальные услуги средний платеж в Челябинске вырастет до 97,9 рублей за кв. метр. Таким образом, сумма по квитанциям для стандартной двухкомнатной квартиры площадью около 50 кв. м может достигнуть 4,5–5 тыс. рублей, рассчитывают эксперты.
«Средняя зарплата по Челябинску – 30 тыс. рублей, – объясняет аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. – Таким образом, нельзя сказать, что в среднем оплата жилищно-коммунальных услуг неподъемна для семейного бюджета». Он рассказал, что статистически самыми добросовестными плательщиками являются пенсионеры, чьи доходы гораздо ниже, а более половины должников имеют работу и доходы выше среднего уровня. «Следовательно, проблема неплатежей за услуги ЖКХ в значительной части психологического свойства, а значит, попытки досудебного взыскания задолженности должны приносить значимый результат», – считает аналитик.
С другой стороны, Алексей Калачев обращает внимание, что наблюдаемое в последние пару лет снижение реальных доходов населения, вызванное ростом цен при отсутствии повышения зарплат, а также рост безработицы (по большей части скрытой, когда людей отправляют в неоплачиваемые отпуска или сокращают количество рабочих дней, снижая оплату труда), отмечаемый в банковском секторе рост закредитованности населения, в том числе рост просрочки по кредитам, не может не приводить к росту бедности. «Люди могут не платить за уже потребленные услуги, но не могут отказать себе в покупке еды, – утверждает эксперт. – Если ситуация в экономике будет ухудшаться, доля малообеспеченных неплательщиков будет расти, а взыскание их задолженности за услуги ЖКХ будет невозможным не только в досудебном, но и в судебном порядке».
Представители управляющих компаний отказались комментировать данный вопрос, лишь отметив, что к услугам коллекторов они не прибегают.
Руководитель Центра общественного контроля по вопросам ЖКХ в Челябинской области Анатолий Вершинин говорит обратное и выделяет, что деятельность коллекторов по взысканию долгов в сфере ЖКХ чаще всего проходит на грани закона. «Нам поступают жалобы на непрерывные телефонные звонки на личные и рабочие телефоны, в том числе на телефоны начальства, а также в ночное время. Бывают случаи откровенных угроз», – резюмирует Анатолий Вершинин, добавляя, что при возникновении подобных ситуаций необходимо сразу же обращаться в правоохранительные органы. По мнению специалиста, деятельность управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций по взысканию долгов должна вестись в строгом соответствии с законом включая работу в судах.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com