В киосках, ларьках и прочих нестационарных объектах могут вновь разрешить продавать алкогольные напитки и табачную продукцию. Такую идею обсуждают Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минпромторг, Минэкономразвития и Минздрав России. Соответствующие поправки в закон станут предметом обсуждения на экспертном совете ФАС в июне. Что подтолкнуло чиновников к обсуждению этого вопроса, и как, по мнению экспертов, принятие такого закона может отразиться на различных категориях бизнеса – в тексте на Chel.ru.
Чиновники хотят вернуть сигареты и пиво в ларьки – согласно их расчетам, прибыльность малого бизнеса без этих товаров падает, количество ларьков уменьшается. Противником этой идеи выступает Минздрав, который считает недопустимой такую близость товара к потребителю. Производители сигарет и пива в ответ утверждают, что дистанция между потребителем и товаром не влияет на потребление, пишут «Известия».
Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минпромторг, Минэкономразвития и Минздрав обсуждают идею возвращения табака и алкоголя в ларьки. С предложением готова выступить ФАС, а Минпромторг поддерживает службу в этом начинании.
«Мы выступаем за то, чтобы у малых форматов была возможность продавать табачную продукцию и пиво, это должно быть сделано осторожно, с учетом влияния этих товаров на здоровье людей», – пояснил начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мышеловин.
С соответствующими поправками может выступить Минпромторг, отмечают в службе. Сейчас ведомство оценивает рентабельность продаж товаров в ларьках.
«Эти результаты будут обсуждаться в июне на экспертном совете при ФАС, в который также войдут крупные табачные компании», – сообщил Владимир Мышеловин.
Эксперты не раз отмечали, что табак и пиво – якорные позиции для ларьков. Например, президент Ассоциации киоскеров Владлен Максимов говорил, что до 40% курильщиков заходили и заходят в ларьки и павильоны (в последних пока можно торговать сигаретами) исключительно за табаком и лишь попутно покупают другие товары.
Запрет на продажи сказался на количестве нестационарных торговых объектов (НТО), отметил представитель службы. «Также после выведения этих товаров резко снизилась прибыльность ларьков, хотя ограничения преследовали благую цель – должно было снизиться негативное влияние на здоровье граждан», – пояснил Мышеловин.
В Минздраве не поддерживают эту инициативу.
Как сообщал Chel.ru ранее, запрет на продажу сигарет в киосках, как и ограничение на открытую выкладку табачной продукции, вступил в силу с 1 июня 2014 года. На торговлю в ларьках табачной продукцией у крупных табачных компаний приходилось 6-20% продукции. С 1 января 2013 года в объектах нестационарной торговли запретили продажу пива. По данным «Союза российских пивоваров», на продажи этого товара в НТО приходилось порядка 20% производимого в России пива.
Представители бизнеса отнеслись к возможному разрешению на продажу этих групп товара с восторгом.
«С принятием такого закона станет легче жить тем бизнесменам, которые всё-таки дожили до светлых времен, – считает председатель некоммерческого партнерства «Профсоюз» Ирина Плещева. – Но уверена, что предприниматели, которые уже ушли из этой сферы деятельности, возвращаться не будут, потому что происходит очень серьезное давление на мелкорозничную торговлю, в том числе ограничение по ассортименту. По сути ведь тем запретом выдавили с рынка целый пласт предпринимательства! Разрешат – хорошо будет».
«На мой взгляд, принятие закона положительно скажется на малом торговом бизнесе за счет увеличения трафика и среднего чека, – рассуждает финансовый аналитик (macroeconomics, IT&consumer) группы компаний «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. – Сильнее всего пострадают специализированные алкомаркеты и в гораздо меньшей степени – сети продтоваров, представленные форматом магазинов «у дома». Мелкотоварное производство не ощутит на себе эффекта от принятия закона так как объемы продаж через эти каналы несущественны в масштабах общероссийского рынка».
Вместе с тем эксперты сомневаются в том, что такой закон может быть принят.
«Вероятность принятия закона оцениваю как очень низкую, – говорит Тимур Нигматуллин. – Ведь, скорее всего, он приведет к росту потребления табака и алкоголя несовершеннолетними и увеличению смертности от вредных привычек. С другой стороны, властям сейчас нет необходимости поддерживать малый бизнес таким спорными методами: эта категория бизнеса платит мало налогов и слабо влияет на рост ВВП, так как мало инвестирует в основной капитал. Единственная заметная польза – эффективное снижение безработицы».
При этом аналитик отметил, что ситуация на рынке труда сейчас не так плоха, как в прошлый кризис. «Безработица плавно растет, но она недалека от исторических минимумов еще со времен распада СССР, – продолжает господин Нигматуллин. – На январь 2015 года он составлял 5,7% от экономически активного населения (с учетом сезонности). Исторический минимум достигнут в августе 2014 года, когда безработица МОТ составила 4,8%. При этом я не вижу устойчивого тренда на ухудшение ситуации в этом аспекте. Важную роль играет демография: снижение численности экономически активного населения способствует снижению безработицы, так как автоматически появляется избыточное число свободных рабочих мест».
Вновь разрешить продажу алкогольных и табачных изделий в киосках необходимо и потому, что это вернет производителям небольших объёмов продукции возможность выхода к покупателю, уверяют респонденты Chel.ru.
«Мы давно говорим, что это нужно сделать, – продолжает Ирина Плещева. – Потому что, уничтожая мелкую розницу, – неважно, на что она ориентирована – мы тем самым наносим удар по мелкотоварному производству. Они связаны между собой. А большие супермаркеты ориентированы только на крупных производителей, поэтому сокращение точек сбыта в виде ларьков и киосков привело к потере мелкого производства. И я не уверена, что такие производители будут возвращаться...»
В числе плюсов от принятия такого закона эксперты Chel.ru называют перечисление дополнительных налогов в бюджеты городов.
«Налоги будут дополнительные, что очень хорошо именно для городских бюджетов, потому что налоги с физических лиц и индивидуальных предпринимателей идут прямиком в местные городские бюджеты, – указала Ирина Плещева. – Думаю, мелкому бизнесу станет легче дышать, если, конечно, при этом не начнут ларьки сносить налево и направо. В общем, хорошая новость, несправедливо и неправильно ограничивать в ассортименте из-за размера торгового предприятия».
Фото: Фото Евгения Емельдинова