Молодые стартаперы из Челябинска решили подсадить весь город на арахисовую пасту. Поколдовав над уникальными вкусами, начинающие предприниматели Ильдар и Анастасия Фазетиновы организовали семейный бизнес. Стартапу еще нет и года, но благодаря их усилиям сообщество пастоедов на Южном Урале ширится и растет. 74.ru проник на кухню молодых бизнесменов и узнал, насколько много перспектив у арахисового бизнеса.
Первой арахисовой пастой, которую попробовал Ильдар, был продукт из импортной баночки. Вкусно, интересно, почему бы не сделать самому, подумал он. Тем более что с детства любил готовить. По образованию Ильдар близок к «кухне» – закончил ЮУрГУ по специальности «экономика, управление общественным питанием», пять лет проработал поваром. Несколько вечеров с блендером, бесконечные эксперименты со вкусами – в мае прошлого года Ильдар с Настей накрутили несколько баночек, дали анонс в соцсетях. И процесс пошел.
– Нам всегда хотелось создать что-то свое, – рассказывает Настя Фазетинова. – Долго думали, чем можно заниматься, друзья-знакомые подкидывали идеи, давали советы, но все было не то. А проект с арахисовой пастой сразу пришелся по душе: глаза горят, это дело приносит нам радость и развитие.
Первые партии пасты ребята пытались делать на домашней бытовой технике, но быстро поняли, что обычным блендером тут не обойтись (два аппарата сломали, призналась Настя). Решили подойти к делу серьезно и закупили куттеры с мощным двигателем и стальными ножами – профессиональную технику для измельчения мяса, овощей, ягод, орехов, сухофруктов и других ингредиентов.
Сейчас Ильдар с Настей арендуют небольшое помещение на первом этаже торгового комплекса, где собственно и производят арахисовую пасту. Молодые предприниматели внимательно следят за чистотой и соблюдением санитарных условий – нас с фотографом Таней также облачили в бахилы и одноразовые шапочки.
Ильдар берет пакет очищенных орехов, высыпает их в куттер. Закладывает два килограмма, включает аппарат.
– Мы используем аргентинский арахис, выращенный на родине этого продукта, – уточняет он. – Специалисты считают, что именно аргентинский орех – наиболее качественный и экологически чистый, он созревает без применения пестицидов. Ну, и по цене самый дорогой, конечно. На сырье мы решили не экономить.
Через семь-восемь минут орехи начинают выделять масло, сбиваются в однородную массу. По комнате распространяется ярко выраженный запах. Но просто помолоть орех – это полдела, говорит предприниматель, главное – соблюсти пропорции. Для усиления аромата и вкуса Ильдар добавляет морскую соль и сироп топинамбура (вид многолетних травянистых клубненосных растений).
Готовую пасту раскладывают по баночкам, контролируя вес на весах. Производительность одного куттера – девять баночек пасты по 260 граммов. В месяц сейчас из 260 кг орехов получается 1000 баночек с пастой. На каждой указываются данные сертификатов качества и соответствия. Упаковка в основном из пластика – именно ее, как показала практика, предпочитает большинство покупателей, хотя Настя с Ильдаром пробовали расфасовывать пасту и в стекло.
По словам инициаторов стартапа, сроки хранения пасты отличаются в зависимости от состава продукта: чистый арахис сохраняет свои свойства три-четыре месяца (при измельчении орех выделяет масло, а это природный консервант), а пасты с добавками желательно использовать в течение одного-двух месяцев.
Молодые предприниматели делают восемь видов ореховых паст – классическую, хрустящую (с кусочками орешка), соленую, шоколадную, кокосовую, инжирную, с курагой и из финика. Говорят, что две последних можно найти только у них, больше никто пасту с такими вкусами не производит.
– Если мы используем сублимированные высушенные фрукты, то влажности там нет, и срок годности увеличивается. Но и вкус может отличаться, – размышляет Ильдар. – Поэтому мы все время пробуем что-то новое, изобретаем уникальные вкусы, прорабатываем рецепты. Сейчас, к примеру, экспериментирую с кедровым орехом, кешью, фундуком и фисташками.
Продажи в основном ведутся через Интернет – соцсети и сайт, а также через ярмарки и маркеты, которых сейчас стало очень много. Осенью оформили ИП и сертификаты, чтобы сотрудничать с магазинами. Уже есть договоренность о продажах в нескольких торговых точках и кофейнях.
Арахисовая паста особенно популярна за рубежом – это богатый источник белка и витаминов, очень питательный продукт. В США даже есть Национальный день арахисовой пасты, он отмечается 24 января.
Производство паст из орехов – основное направление бизнеса Фазетиновых. Но, кроме этого, молодые люди пытаются расширить линейку продукции. Заинтересовались, к примеру, такими экопродуктами, как свежее варенье из молодых сосновых шишек, иван-чай и натуральная пастила из кураги.
В ответ на вопрос, что было самым трудным в развитии проекта, Ильдар сразу заговорил про делегирование полномочий.
– Поначалу я сам придумывал вкусы, сам производил, занимался упаковкой, сортировкой, практически всем. Ведь это мое детище, казалось, никому не могу его доверить, – признался Ильдар. – Но постепенно приходишь к мысли, что надо делегировать полномочия, это более верный путь. И вот этот переход – как раз самое сложное. Конечно, и финансовый вопрос непростой. Просчитываешь одно, а на практике может получиться другое, какие-то трудности накапливаются, как снежный ком.
Сейчас Ильдар занимается производством, Настя – продвижением через Интернет, закупками сырья и упаковки, продажами. Финансовые вопросы помогает решать бухгалтер, этикетки разрабатывает дизайнер, и так далее. Практически всю прибыль молодые люди вкладывают в развитие проекта.
Больше всего их радует появление постоянных покупателей.
– Ждали затишья зимой, но уже после новогодних каникул посыпались заказы, у нас даже этикетки закончились (типографии в праздники не работали), – радостно удивляется Настя.
У молодых предпринимателей много планов: создание новых вкусов и смена упаковки, ребрендинг с упором на то, что это натуральный продукт отечественного производства, и освоение новых городов. Ильдар с Настей даже подумывают запустить кулинарное шоу в Youtube, главным героем которого будет, конечно же, ореховая паста.
Затраты на старт проекта:
оборудование – 90 тыс. руб.;
сырье (орехи) – 70 тыс. руб.;
упаковка (банки, коробки, этикетки, фасовочные пакетики) – 10 тыс. руб;
аренда склада – 20 тыс. руб.;
дизайн – 15 тыс. руб.
Ежемесячные расходы:
сырье – 70 тыс. руб.;
упаковка – 10 тыс. руб.;
зарплата сотрудников – 20 тыс. руб.;
аренда склада и цеха – 20 тыс. руб. (меняется в зависимости от времени года);
прочие расходы (бензин, связь, Интернет) – 10 тыс. руб.
реклама, продвижение (Интернет, соцсети, выставки) – 15 тыс. руб.
Фото: Фото Татьяны Тихоновой, предоставлено Ильдаром и Настей Фазетиновыми