74.ru продолжает серию публикаций о простых челябинских заводчанах, их трудовых буднях и хобби. Сегодня мы знакомим читателей с токарем ремонтно-механического цеха, который встал к станку полвека назад. Владимир Маховский с легкостью читает чертежи, играючи вытачивает самые сложные детали, а по жизни идет с песней. Поет дома, в саду, в гостях и на праздничных концертах. Даже друзья не всегда различают, в чьем исполнении – Кучина, Шуфутинского или Маховских – прозвучала знакомая песня.
Полвека за станком
Владимир Иванович из тех крепких мужиков, которые привыкли отвечать сами за себя и рубить правду-матку с плеча. Он называет себя человеком из Советского Союза, к которому как нельзя лучше подходят строчки из песни Олега Газманова: «Я родился в Советском Союзе, сделан я в СССР».
Коренной челябинец Владимир Маховских родился, по его словам, на улице Сталина (теперь Российская). Родители – и отец, и мать – оба работали на ЧЭМК. Владимир окончил подшефное комбинату училище № 23, выучился на токаря. Отслужил два года на китайско-советской границе. И после армии пришел работать на Челябинский электрометаллургический комбинат.
– В трудовой книжке у меня единственное место работы – ЧЭМК. На комбинате я – ужас сколько, даже говорить неловко – в сентябре 51 год будет, – смеется Владимир Маховских. – Станок один уже вконец изработал – сначала на «Красном пролетарии» лет 30 трудился, потом на киевском станке.
В заводских цехах есть своя разметка, очерчивающая безопасную зону прохода. Но, кажется, Владимир Иванович найдет дорогу в родной ремонтно-механический цех с закрытыми глазами. За столько лет он изучил ее в мельчайших подробностях. Работал токарем-универсалом, последние лет десять токарем-расточником. Разряд у Маховских, конечно, самый высокий – пятый.
– Разряд мне в свое время с третьего сразу до пятого повысили, вне очереди, как воинское звание, – вспоминает он. – Завоевал его на соревнованиях токарей – второе место занял. Всем призерам сразу новый разряд и присвоили.
Долго разглагольствовать о рабочих буднях Владимир Иванович не хочет.
– Да что там много говорить про мою профессию – токарь и токарь, – пожимает он плечами. – Мне главное, чтоб чертеж правильный был, а я уж сделаю, что надо: болты, гайки, втулки, муфты и так далее.
Во всем виноваты «Неуловимые мстители»
К музыке и песням Владимир Маховских, как и многие мальчишки советских лет, неравнодушен с детства. Сначала учился играть на баяне, потом на гитаре. И всегда хотел петь.
– С 13 лет пою-играю. На экраны кинотеатров тогда вышел фильм «Неуловимые мстители», в котором Яшка-цыган пел песни «Спрячь за высоким забором девчонку», «Волюшка-воля». Нам с другом так они понравились, что специально несколько раз фильм пересматривали, – улыбается он. – Один слова запоминает, а второй аккорды подсматривает, которые Яшка там на семиструнной гитаре берет. Билеты по 10 копеек были, вот и бегали, пока не запомнили слова и музыку.
Владимир Иванович говорит, что если заглянуть внутрь его старой гитары, то можно даже разглядеть ее цену – 7 руб. 50 коп. Вот как давно он учил первые аккорды. Позже увлекся «Битлами». Парни собирались во дворах, играли на гитарах, пели известные песни, разучивали новые. А сейчас во дворах редко звучит гитарный перезвон – все слушают музыку в наушниках, удивляется Владимир Маховских. Но это, по его мнению, уже совсем другая атмосфера – не хватает душевности и тепла.
Среди любимых певцов Владимир Иванович перечисляет в основном исполнителей шансона: Иван Кучин, Михаил Шуфутинский, Владимир Асмолов, Виктор Королев, Валерий Курас, Сергей Наговицын. В то же время челябинец говорит, что ходит не на фамилии, а на тех певцов, что душу волнуют – будь это Стас Михайлов, Иван Кучин или Олег Газманов. И сам готов петь песню любого человека, неважно, звезда это или малоизвестный исполнитель, если она душу затрагивает. Например, «Песню о Москве» Маховских впервые спел в 13 лет, и до сих пор она ему нравится.
– В песнях ты находишь ответы на многие вопросы, которые в жизни возникают, – говорит он. – Иногда услышишь что-то и понимаешь: точно, я ведь тоже думал об этом, но не мог выразить стихами.
Владимир Маховских старается не пропускать концерты любимых исполнителей, когда они приезжают в Челябинск. Иногда ему удается спеть вместе с ними: например, на концерте к 8 Марта Владимир Иванович стоял у сцены и подпевал Виктору Королеву. Услышав сильный мужской голос среди женской аудитории, Королев подставил микрофон Маховскому. И последний куплет допел уже челябинец, да так, что никто, кроме его жены, не заметил «подмены».
Кастинг и минусовка
Впервые на «большую сцену» Владимир Маховских попал в 2007 году, когда на ЧЭМК отбирали участников концерта к Дню металлурга.
– Мне в цехе говорят: ты же хорошо поешь – сходи, попробуй. Я пошел просто так, без всякой подготовки, не знал даже, что такое минусовка, – вспоминает Владимир Маховских. – Там было семь номинаций. Мне говорят: пойте. А как без музыки-то? Попросил подыграть. Татьяна Нечаева из жюри села за рояль, спросила, что петь будем. Давайте, говорю, «Дорогой длинною, да ночкой темною...». Она ноты берет – все выше и выше. Подождите-подождите, останавливаю, высоко для меня. Я уже понял, что комиссии не важно, все ли ты слова помнишь, им главное – голос твой услышать. До конца не допел, председатель жюри Сергей Лукашин говорит: следующий. Так и не понял, понравился я им или нет.
Позже выяснилось, что председатель жюри тогда сказал коллегам: «О, Шуфутинский сам к нам пришел!»
Когда на следующий день Маховских зашел в цех, его похлопали по плечу: молодец, кастинг прошел, выбирай песню, которую на конкурсе исполнять будешь.
Концерт к Дню металлурга состоялся на берегу Миасса – и там Владимир Маховских впервые перед тысячами людей спел «Таверну» Ивана Кучина. Ему и Роману Аминеву (коллега по цеху), как и всем участникам концерта, присвоили звания «Народный артист ЧЭМК».
С тех пор Владимир Маховских – постоянный участник праздничных концертов, организуемых профсоюзом комбината или городскими общественными организациями. Выступал и во дворцах культуры, и в филармонии, и в Органном зале.
Последний раз выступал 27 апреля – в Челябинске проходил Всероссийский конкурс рабочей песни.
– Я как раз отпуск взял, а тут из профкома звонят, просят поучаствовать, – рассказывает Владимир Маховских. – А выбора-то рабочих песен немного. В общем всей семьей сочинили «Куплеты токаря» на мелодию песни «Морячка»:
Я на токаря учился,
Чтоб с металлом быть на «ты»,
В запах стружки я влюбился,
И сбылись мои мечты.
Много лет на комбинате,
Честно слово, я не вру,
Я по звуку обработки
Марки стали узнаю.
Все шло по плану: Владимир Иванович учил слова, готовился, и вдруг 26 апреля температура 38, а с утра 27-го вообще голос пропал. Что делать? Заменить уже некем. Народ на конкурс со всей области приехал, надо честь завода защищать. Пришлось применить всевозможные народные методы – молоко горячее и мед – и выйти на сцену. Всем понравилось, зал слушал куплеты, смеялся и аплодировал.
Из участников конкурса отобрали 16 лучших исполнителей, они выступали в парке Пушкина в майские праздники.
Жена просила петь потише
Владимир Иванович шутит, что его окружают одни женщины: две дочки, две внучки. Кстати, тот самый друг детства, с которым бегали на «Неуловимых мстителей» и разучивали аккорды, стал его родственником.
– Мы с ним родились и жили в одном доме, в одном классе учились и потом так получилось, что на сестрах женились, – улыбается Маховских. – Вот так судьба распорядилась.
Лариса Аркадьевна – жена Владимира Ивановича – рассказывает, что сколько она его помнит, он всегда пел. И на семейных праздниках, и в саду, и на кухне, и в туалете. На мой вопрос «не устали от этого пения?» Лариса Аркадьевна улыбается:
– Всяко бывает. Дома не разрешаю ему петь во весь голос, прошу потише, чтобы соседи не ругались.
Владимир Маховских парирует:
– Как можно тише петь-то? Мне на записи в студии даже замечание сделали: пой полной грудью, не сдерживайся. А то я поначалу приглушал звук, как будто на кухне сижу. Привык, что мне все время твердили: «тише, тише».
Сейчас Владимир Иванович гитару в руки берет не часто.
– «Сонечка» выручает, – показывает он на магнитолу. – Она не капризная, все время с собой таскаю: и в сад, и в гости.
На флешке у Владимира Маховских 76 композиций – так называемые минусовки. Так что к пению наш герой всегда готов.
P. S. Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции.
Фото: Фото Олега Каргаполова и Александра Кондырева