Южноуральский обувной гигант пожаловался в прокуратуру на подделку своей обуви. Факт помогла вскрыть жительница Брянской области: на коробке с туфлями, развалившимися после месяца носки, производителем значилось АО «Юничел» и был указан юридический адрес фабрики в Челябинске. По факту обувь была другой торговой марки.
Загордилась, что обувь отечественная
– Когда прочитала, что отечественные, просто загордилась. Но не прошло и двух месяцев, как обувь пришла в негодность. Подошва развалилась, – рассказала покупательница из Брянска, приложив к сообщению фото туфель.
– Каково же было удивление сотрудников компании: подобных туфель в коллекции «Юничел» никогда не было, – рассказывает PR-менеджер АО «Юничел» Елена Маркова. – По каждому обращению покупателей на фабрике проводится серьёзная проверка. Поэтому в Брянск отправились наши ревизоры. Как показала контрольная закупка, в известной обувной сети города продаётся обувь под торговыми марками Lifexpert и Berkonty. При этом на стикерах и коробках указывается производитель – АО «Обувная фирма “Юничел”».
На коробках также есть значок РСТ, что означает проведение официальной процедуры подтверждения соответствия, отметили в обувной компании.
– Однако показать сертификат продавцы отказались, – продолжает Елена Маркова. – Более того, обувь, которая представлена на полках этой сети, никакого отношения к «Юничелу» не имеет. Получается, что некие предприниматели вводят покупателей в заблуждение, выдавая товар сомнительного качества за продукцию отечественного популярного бренда.
В год контрафакт съедает из бюджета по 30 млрд рублей
В компании «Юничел» отметили, что это далеко не первый случай продажи поддельной обуви в России. Весной их специалисты провели мониторинг в 25 регионах и нашли 329 торговых точек, в которых продают некачественную и нелегальную продукцию, в том числе фальсификат под марками известных мировых брендов
– Данные переданы сначала в Минпромторг, а затем в Роспотребнадзор, но никаких действий со стороны надзорного органа не последовало, – отметили в обувной компании.
Между тем, согласно данным Российского союза кожевенников и обувщиков, более 30% рынка обуви занимает теневой импорт. Зачастую это не только некачественный товар, но и опасный: в нём содержатся формальдегиды и вредные летучие химические соединения. Кроме этого, нелегальный импорт наносит огромный экономический ущерб стране за счёт неуплаты НДС и пошлин – ежегодно бюджет теряет до 30 млрд рублей.
Какую ещё южноуральскую продукцию подделывают
Продукцию, произведённую в Челябинской области, подделывают регулярно.
– В сообщении о подделке обуви «Юничел» вопрос на грани интеллектуальной собственности и контрафакта, – считает юрист Сергей Гаврюшкин, специализирующийся на авторском праве. – А вообще товары южноуральского производства подделывают довольно часто. Сейчас идёт процесс по детским беби-люлькам «Кокон», сегодня состоится заседание по зимним палаткам челябинского производства, которые подделывают в Екатеринбурге. Насколько я знаю, «Макфа» тоже защищалась от подделки – и товарного знака, и этикетки. Совсем недавно судился Челябинский механический завод – у него были вопросы по патентному праву.
Интересные процессы были по делу о подделке технологии создания блоков «ИНСИ-блок», спор по этикетке «Ромкора» с «Княжим сокольником», отметил юрист.
– Сюда же можно отнести многочисленные споры по фотографиям, златоустовских оружейников, наших ресторанчиков, которые попадаются на музыкальном сопровождении без оформления нужных документов, – продолжает Гаврюшкин. – В основном такие вопросы решаются через суд, очень редко стороны договариваются «на берегу». И, нужно отдать должное, правообладатели чаще доказывают свою правоту в суде, хотя бывает и иначе.
Напомним, челябинский бизнесмен Вениамин Никитин объявил войну российским производителям коконов для младенцев. Предприниматель, получивший патент на производство специальных матрасов для новорожденных, требует запретить выпуск контрафактной продукции конкурентами и взыскать с них компенсацию за нарушение его прав. Рассмотрение иска предпринимателя стартовало 1 августа в арбитражном суде Челябинской области.
Целый год потребовался «Заводу Триумф», чтобы защитить свои авторские права – недобросовестные контрагенты пытались производить контрафактную продукцию, используя название челябинского предприятия. Летом 2014 года суд признал права челябинцев.
В 2011-м мясоперерабатывающая корпорация «Ромкор» пожаловалась в Челябинское УФАС России на подделку своего сервелата.
В 2009 году китайские производители позаимствовали южноуральский бренд – электроплиты под товарным знаком «Мечта». Таможенники зарегистрировали три случая подделки китайцами продукции, выпускаемой на Златоустовском машзаводе. Два из них отмечены на территории России, один – в Казахстане.
В 2006 году разразился скандал с подделкой бренда «Союзпищепром». Челябинской компании не удалось найти недобросовестных конкурентов, хотя продукция астраханских предпринимателей не только производилась ежемесячным объемом в десятки тонн, но и долгое время была на прилавках.
О том, что хранится в музее подделок, собранном челябинскими патентными поверенными, и как отличить подделку от оригинала, читайте и смотрите в нашем тексте.
Мария Крухмалева
Фото: АО «Юничел»